Бизнес ЧелГУ приглашает в электронный университет

ЧелГУ приглашает в электронный университет

Представителей 12 стран и 20 субъектов РФ собрал III Международный форум по образованию «Smart E-Learning Россия», который прошел 8–10 июня. На протяжении двух дней эксперты из Кореи, Нидерландов, США...

Представителей 12 стран и 20 субъектов РФ собрал III Международный форум по образованию «Smart E-Learning Россия», который прошел 8–10 июня. На протяжении двух дней эксперты из Кореи, Нидерландов, США, Канады, Швейцарии, России и других стран обсуждали новые ориентиры образования в информационном обществе. Челябинский государственный университет представил вниманию участников форума собственный проект «Электронный университет – парадигма образования будущего». О принципиально новых возможностях, которые дает «Электронный университет», мы побеседовали с проректором по научной работе ЧелГУ, д.т.н., профессором Андреем Витальевичем Мельниковым.

Андрей Витальевич, что такое «Электронный университет»?

– Это проект, который был создан нашим университетом совместно с ОАО «Уралсвязьинформ», ныне Челябинский филиал ОАО «Ростелеком» (TM Utel). Обучение в электронном университете проходит в сети Интернет. В удобное для занятий время преподаватели и студенты заходят в виртуальную классную комнату и общаются друг с другом по средствам чата, видео и голоса. Для обучения им необходимо иметь компьютер, подключенный к Интернету, web-камеру и микрофон.

В «Электронном университете» учатся студенты-заочники. Среди них представители всех регионов Уральского федерального округа и Пермского края. Для очной формы обучения «Электронный университет» – это возможность слушать открытые лекции профессоров из других стран и городов. Для чтения лекций привлекались ученые ведущих российских вузов и технические специалисты из сферы бизнеса.

Не пострадает ли качество образования от использования дистанционных технологий обучения?

– На сегодняшний день информационные технологии позволяют полностью перенести образовательный процесс в виртуальную реальность. Качество образования при правильной организации учебного процесса может быть и выше, чем в традиционной схеме обучения. В США и Евросоюзе «электронные университеты» уже давно стали привычным явлением, при этом важно, что они организуются на базе ведущих университетов мира, таких как Кембридж, Массачусетский технологический институт, Гарвард, Оксфорд, Нью-Йоркский университет и других.

С момента появления дистанционного образования достаточно широко обсуждается проблема качества образования в такой модели обучения, как в России, так и за рубежом. Например, семь лет назад я бы однозначно сказал, что традиционная модель обучения, с посещением вуза позволяла давать более качественные знания. Но современный уровень развития информационных технологий позволил создать новые средства и технологии обучения, такие как вебинары, Skype и видеоконференции, которые делают дистанционное образование полностью интерактивным и намного более удобным по форме и содержанию для нового поколения студентов. За последние десять лет изменилась сама модель мышления человека, нынешнему выпускнику не важно иметь как можно больше знаний после окончания вуза, а необходимо уметь самостоятельно обучаться на протяжении всей жизни и находить нужную информацию за короткий промежуток времени. Поэтому электронное образование сегодня позволяет студенту-заочнику получать наиболее качественное образование, адекватное требованиям времени.

Электронное образование имеет следующие преимущества:

  • методы smart-learning, которые позволяют сделать обучение интересным и увлекательным процессом. В рамках этой модели учебный процесс строится на принципе сотворчества преподавателя и студента: каждый студент самостоятельно занимается исследованием информации в предметной области, а преподаватель следит за качеством и верностью полученных знаний;

  • расширение возможностей поиска информации за счет использования общеуниверситетских электронных баз знаний, университетской википедии;

  • возможность обучения в любой удобный момент из любой точки, где есть подключение к Интернету.

В конечном итоге уровень и качество знаний зависит от мотивированности, активности и желания самого студента получить высшее образование и новые знания.

Существуют ли возможности для дальнейшего развития технологии электронного образования?

– Безусловно, да. Сейчас коллектив института информационных технологий как раз думает над организацией площадки для обсуждения вопросов подготовки IT-специалистов в Интернете. Мы планируем пригласить к дискуссии сторонников дистанционной формы обучения: студентов, преподавателей, специалистов в области IT-технологий, словом, всех заинтересованных в решении этого вопроса. Проведенный нами анализ, наши встречи с представителями it-бизнеса показывают, что на сегодня работодатели очень заинтересованы в получении квалифицированных выпускников в области информационных технологий. Форум позволит студентам и работодателям сформировать запрос к университету на содержание образовательной программы по профессиональной подготовке.

Какие технические решения применяются в «Электронном университете»?

– «Электронный университет ЧелГУ» – это комплекс программ и информационных систем, включающих в себя:

  • системы проведения вебинаров Adobe Acrobat Connect Pro и систему «Ментор» (собственная разработка университета), которая является открытым программным обеспечением;

  • электронное хранилище знаний (электронная библиотека, видеоархив лекций и семинаров, университетская википедия);

  • виртуальные лабораторные стенды;

  • электронный деканат.

Какие образовательные программы доступны для обучения в «Электронном университете»?

– Каждый год появляются новые образовательные программы. В прошлом году открылось направление «Бизнес-информатика». В этом появилось направление «Информатика и вычислительная техника». Для программы «Бизнес-информатика» открылась магистратура.

В 2012 году университет планирует открыть новые направления «Информационно-аналитические системы безопасности», «Информационные системы». Для направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии» откроется магистратура.

Какие знания получат студенты, обучаясь по перечисленным образовательным программам?

– Получаемые студентами знания можно разбить на пять основных блоков:

  1. Формирование системных знаний в области информационных технологий: аппаратное обеспечение, архитектура информационных комплексов, программирование на языках высокого и низкого уровня, проектирование и администрирование баз данных, проектирование компьютерных сетей, защита информации;

  2. Изучение прикладных технологий, например, проектирование сетей на базе CISCO, JUNIPER, разработка приложений для баз данных и администрирование СУБД (системы управления базами данных) Oracle;

  3. Получение практических навыков работы с конкретными системами управления предприятиями, например ERP Oracle или SAP;

  4. Бизнес-образование – управление IT-проектами, моделирование и анализ бизнес-процессов организации, принципы работы на фондовых рынках и финансовая инженерия;

  5. Деловой английский язык.

В новых учебных планах в разы увеличена нагрузка по этим пяти блокам. В уральских вузах, занимающихся подготовкой специалистов в области информационных технологий, такой большой профессиональной и практической составляющей не было еще никогда.

В чем преимущество обучения в «Электронном университете» ЧелГУ?

– Основным преимуществом обучения в «Электронном университете» является то, что человек, находясь в самых отдаленных уголках нашей страны, может получить качественное, предметно-ориентированное образование, не тратя существенных денег на переезды и проживание. Для такой большой страны как Россия дорожный вопрос особенно актуален. Есть еще большой вопрос, а отпустят ли вас с работы? Таким образом, получается, что для приезжих стоимость обучения в электронном университете будет значительно ниже, чем в традиционном заочном.

В ЧелГУ для проведения лекций и практических занятий привлекаются профессора и специалисты от промышленных компаний и бизнеса из ведущих российских и зарубежных университетов и компаний. А интерактивная система взаимодействия позволяет преподавателю в реальном масштабе времени через Интернет идентифицировать студента, донести до него материал, задать ему вопросы, а студент в свою очередь может ответить и получить консультацию.

Электронный университет – это доступный вариант для получения качественного образования социально незащищенными группами населения (лица с ограниченными возможностями здоровья, финансов, многодетные семьи), у которых нет возможности полноценно посещать занятия.

Насколько остро сейчас ощущается нехватка специалистов по направлениям «Электронного университета»? Не останутся ли выпускники без работы?

– «Электронный университет» готовит специалистов в области IT-технологий. По оценке службы занятости, люди этой профессии находятся на втором месте по востребованности на рынке труда и на первом – по уровню заработной платы. Более того, совершенно очевидно, что в XXI веке деятельность человека будет, прежде всего, связана с информационными технологиями.

Сейчас начинается приемная кампания. Как стать студентом «электронного университета»? Ограничен ли набор?

– Количество мест для поступления не ограничено. Это важная составляющая нашей образовательной модели. Мы создаем равные условия для жителей Уральского федерального округа при получении высшего образования. Заявление о подаче документов можно заполнить в электронной форме, прислать реквизиты ЕГЭ и даже оплатить обучение через Интернет. И до встречи на первой установочной сессии в Интернете.

Институт информационных технологий ЧелГУ ведет подготовку по направлениям:

По вопросам поступления и обучения обращаться:
г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, ауд. 330, 323;
тел.: (351) 799-72-88;
e-mail: Написать письмо.
Iit.csu.ru.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем