Бизнес Образование Жизненный импульс

Жизненный импульс

«Энергетика для страны – это как кровь в организме человека. Она сама за себя агитирует, поэтому у нас проблем ни с набором, ни с трудоустройством нет», – говорит директор Уральского энергетического института УрФУ Юрий Бродов...

«Энергетика для страны – это как кровь в организме человека. Она сама за себя агитирует, поэтому у нас проблем ни с набором, ни с трудоустройством нет», – говорит директор Уральского энергетического института УрФУ Юрий Бродов. УралЭНИН функционирует чуть больше одного года. Можно оценить некоторые итоги его работы за этот переходный период.

Юрий Миронович, почему было решено объединить теплоэнергетический и электротехнический факультеты УГТУ-УПИ?

– Предпосылки для создания единого института были очень весомы. Во-первых, общие заказчики – энергетики, представители энергомашиностроения, электротехнической промышленности и так далее. Во-вторых, общее учебно-методическое объединение Министерства образования и науки РФ по энергетике и энергомашиностроению. Нам важно было устранить разделение на теплоэнергетиков и электротехников. Между собой мы договорились, что это будут энергетики: в институт вошли 14 кафедр, практически все – энергетической направленности.

Сегодня УралЭНИН – это свыше 4000 студентов разных форм обучения и около 400 сотрудников, из них 200 кандидатов и 58 докторов технических наук. Коллектив огромный и очень авторитетный – с точки зрения и преподавания, и научных исследований. В рамках 2012/13 учебного года мы должны завершить все переходные процессы. Уже в этом году, например, все студенческие праздники отмечали вместе.

А каков был в прошлом году набор? Многие вузы почувствовали на себе «демографическую яму»

– Энергетика для страны – как кровь в организме человека: она сама за себя агитирует, поэтому у нас проблем с набором не было и нет. В прошлом году был очень приличный конкурс: 2-3 человека на место по разным направлениям. Средний балл тоже достаточно высок, около 200. На очное обучение принято 330 человек, на заочное – примерно 250. 85% поступивших – из Уральского федерального округа, есть студенты из других регионов, из стран СНГ. Уверен, в этом году конкурс будет гораздо выше. Конечно, абитуриенты стремятся поступить на бюджет. Но мы принимаем достаточно много целевиков и контрактников.

То есть предприятия обеспечивают себя будущими работниками

– Да, и мы им в этом помогаем. Бригады наших преподавателей совместно с кадровыми службами предприятий-партнеров проводят оперативные совещания, ведут разъяснительную работу с потенциальными абитуриентами. И здесь есть сложности. Среди них много приезжих из маленьких населенных пунктов, там в школах уровень преподавания отличается от школ Екатеринбурга. Но это не вина ребят: они-то приходят к нам с горящими глазами, хотят учиться. Чтобы они закрепились в вузе и привыкли, проводим специальные мероприятия, организуем дополнительные занятия.

А где еще присматриваете абитуриентов?

– Хороший пример – работа со 130-м лицеем Екатеринбурга, еще двумя-тремя сильными школами города. Здесь наши сотрудники участвуют в организации олимпиад в области энергообеспечения, энергосбережения, проводят консультации. Существуют конкурсы и олимпиады, которые дают кое-какие преимущества абитуриентам при поступлении. Отмечу и то, что теперь в составе университета есть специализированный учебно-научный центре (СУНЦ УрФУ): он дает принципиально другую подготовку, там очень много интересных ребят.

Профориентационная работа ведется в регионе, особенно на станциях – энергосистемах, предприятиях Газпрома. Сюда в течение года выезжают бригады наших преподавателей, готовят для поступления по физике, математике, русскому языку. География очень широкая, включает районы Севера – ЯНАО, ХМАО, республику Коми. Я бы назвал это Урало-Сибирским энергетическим регионом, и он гигантский.

Кроме того, мы непрерывно развиваем в последние годы заочное, в том числе ускоренное обучение. Например, люди, которые работают на производстве и имеют среднетехническое профильное образование, могут за 3,5 года получить высшее. Это важно, потому что в крупнейших монополиях страны принято решение о том, что люди на инженерных должностях обязаны иметь профильное высшее образование, а там очень много людей со среднетехническим образованием.

То есть целевики рабочими местами обеспечены. А остальные?

– На выпускников УралЭНИН запросов на 40% больше, чем мы можем обеспечить. Энергетические службы есть везде: на макаронной или конфетной фабрике, тепловой или атомной станции, на любом крупном заводе. С целевиками понятно: 99% идут на предприятия, которые оплачивали им обучение. Многие из тех, кто учится на бюджете, к 3-4 курсу сами заключают договор с предприятием: это взаимовыгодно, поскольку предприятие гарантированно получает специалиста в определенный период, а студент знает, что его возьмут на практику и потом на работу.

А кто ваши партнеры?

– Не так давно мы создали попечительский совет института, в который вошли руководители всех крупнейших энергетических предприятий региона. Это очень авторитетные люди, и в большинстве своем – выпускники наших кафедр.

Компании – это МРСК, МЭС Урала, Уральский турбинный завод, Уральский дизель-моторный завод, «Электротяжмаш». Предприятия Газпрома: «Газпром трансгаз Екатеринбург», «Газпром трансгаз Югорск», «Газпром трансгаз Ухта». Белоярская атомная электростанция – уникальный энергетический объект в нашей стране. На этих предприятиях наши студенты проходят практику, их специалисты у нас читают лекции. Кроме того, партнеры поддерживают наших студентов и аспирантов именными стипендиями и грантами: около 80 студентов дневного обучения (из 2,5 тысяч) получают именные стипендии. А выпускников берут на работу.

То есть карьеру они начинают строить еще в студенчестве?

– И зарабатывать тоже. Потому что для этого нужно не только хорошо учиться, но и иметь заделы по научной работе, публикации и так далее. Ребята, которые участвуют в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на кафедрах, как правило, задействованы в хозяйственных договорах с промышленными предприятиями. А это значит, что они привносят какую-то полезную толику в дело и получают дополнительную зарплату от кафедры, на которой работают. Кроме того, мы уже много лет обеспечиваем возможность студентам-старшекурсникам получать второе образование: имея базовую техническую подготовку, они обучаются экономике, менеджменту, юриспруденции, вопросам экологии и так далее.

Для этого нужна серьезная научно-техническая база

– Определенным прорывом здесь стал переход на двухступенчатую систему обучения и появление магистратуры. Тут студенты уже готовят магистерские диссертации, им надо проводить самостоятельные исследования, и они пользуются учебно-лабораторной базой, современными информационными технологиями. У нас есть уникальные тренажеры по теплоэнергетическому и электротехническому направлению. На них учатся практически все наши студенты, слушатели курсов переподготовки и повышения квалификации.

Для производства это прекрасно. А как быть с наукой?

– Тут есть нюанс: мы заинтересованы в подготовке кадров не только для промышленности, но и для себя. Аспирантура открыта по нескольким направлениям. Для нее положительным фактором стало появление магистратуры как промежуточного этапа, на котором идет отбор ребят для науки. Есть два диссертационных совета, базовые в стране – по теплоэнергетическому и электротехническому направлениям. Каждый год в институте защищается до 15 кандидатских и пять-семь докторских диссертаций. Это очень высокий показатель. По аспирантуре процент защиты тоже высок: если норма министерства образования 30%, то у нас около 50% аспирантов защищаются в срок. Нам нужны молодые преподаватели, профессора, доктора, заведующие кафедрами.

Но для их воспитания нужны международные связи

– Уральский энергетический институт – единственный в УрФУ, выигравший программу ШОС, и с этого года она должна начать активно развиваться. Пытаемся наладить контакты с Германией, Чехией. Продолжаем тесное сотрудничество с Монголией. Здесь есть пока проблемы организационного плана. А если мы хотим посылать своих ребят, нужно преодолеть еще один серьезный барьер – языковой.

А сколько стоит обучение в институте?

– Сумма определяется университетом. В этом году базовая стоимость составила 84 тыс. рублей в год. Я считаю, правильным решение организовать так называемый коридор, то есть предусмотреть изменение суммы плюс-минус 15% с учетом разных факторов, требований конкретных заказчиков и традиций взаимодействия с ними. И если плата будет расти, это не должно пугать ни абитуриентов, ни родителей.

А можно ли перейти на бюджет?

– У нас периодически освобождаются бюджетные места. Студенты, которые хорошо учатся и сдают без троек четыре сессии подряд, могут перейти на бюджет: это хороший стимул. Такая возможность существует и для студентов других вузов, если их вуз не в состоянии дать им что-то в плане учебы или науки: для ребят, которые хорошо учатся и занимаются перспективными исследованиями, она реальна.

Поделитесь своим мнением относительно эксперимента Министерства образования и наукичастичного субсидирования студенческих образовательных кредитов.

– Это мировая практика, и ее следовало бы расширять, как мне кажется, следующим образом: у человека не получается попасть на бюджетное место, но он хочет учиться, следовательно, заключает с вузом контракт на платное обучение, получает кредит у государства и берет на себя обязательства вернуть эти деньги, когда окончит вуз. Учитывая значимость этого вопроса для страны в целом, должны быть льготные кредиты – с невысокими процентами. Это многих дисциплинирует: человек учится на оплачиваемом месте и платит сам, или родители, или предприятие. А за качество образования в нашем университете можно не переживать. Обращаюсь к абитуриентам: приходите к нам учится – вы об этом не пожалеете!

Интервью с директорами институтов Уральского федерального университета можно почитать здесь.

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19;
тел.: 8-800-100-50-44 (звонок бесплатный);
Urfu.ru.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем