Город Не наступить на собственные грабли

Не наступить на собственные грабли

Новость о том, что в Курган едет архитектор из Нидерландов как-то неожиданно всколыхнула общественность, подняв на поверхность давно забытые для нашего города вопросы классовой идентификации: к чему себя причислять – к современному и устойчиво развивающемуся организму или к отголоску 20-летней эпохи кататонического ступора? Тут же проявились популярные сейчас темы ксенофобии и идеи «загадочной русской души».

Киис Донкерс является главой департамента дизайна и архитектуры города Эйндховен. Инициатива пригласить его сюда исходит вовсе не от властей, а от команды одной проектной организации при поддержке Союза архитекторов Курганской области. Этот замечательный человек – уникальный профессионал своего дела, решивший проблему Эйндховена после ликвидации там градообразующего предприятия – фабрики Phillips, благодаря чему город стал туристическим центром страны. Киис выступает за консолидацию действий девелоперов, властей и общества, то есть за модель, которой должен следовать любой город, стремящийся к процветанию.

Донкерс часто работает с российскими городами, а также является постоянным экспертом различных форумов (на одном из которых я имел честь познакомиться с приемами его работы лично) и мероприятий. Теперь он приехал в Курган. Зачем? В нашем городе есть ряд пространств, функционирование и качество которых нуждается в переосмыслении, а местные власти, запланировав деньги в бюджете на эти цели, боятся сделать лишний шаг в сторону, и их можно понять. Речь идет, в первую очередь, о Центральной Набережной, ЦПКиО, а также о Городском Саде и территории завода Кургандормаш. Из всего перечисленного наибольший интерес представляет именно Кургандормаш, который вот-вот съедет из центра города, оставив после себя высокопотенциальное пространство с объектом культурного наследия в придачу.

Но тут возникает вопрос: а почему бы не построить здесь новый ТРЦ, жилой район или под офисы не отдать? Дело в том, что реновация бывших промышленных территорий, это весьма тяжелый процесс, ведь из ткани города с уже устоявшимися социально-экономическими связями искусственно выдергивается сложное звено. В практике градостроения очень много неудачных примеров перепрофилирования промышленных зон в жилые или развлекательные без учета реальных потребностей, с ориентацией лишь на налоговые поступления, что, к тому же, приводит к логистическим, транспортным и экономическим проблемам, а также к разрыву системных связей, фактически являясь болезненным сломом эволюционно сформированной модели. Наиболее эффективно в таких вопросах себя показывают решения по преобразованию территорий в парки, арт-объекты и иные общественные пространства. Лучше всего подобные специфические места переосмыслять относительно интересов молодежи – главного ресурса развивающегося города, а не с целью извлечения выгоды, регламентированного ввода жилплощади и т.д. Не нужно лишать себя уникального шанса, тем более имея в распоряжении объект культурного наследия.

Завод съезжает, а что будет на его месте и что делать с объектом культурного наследия, не известно. Мы и сами могли бы решить – вон, даже опрос на многих сайтах устраивали. Но кроме вороха абсолютно полярных мнений ничего внятного услышано не было. Очевидно, что отдавать эту территорию под жилую застройку или создание очередного безликого ТРЦ весьма и весьма глупо – центр города просто не готов к этому. Превращение в арт-объект – возможно, но здесь необходима тонкая адаптация под условия Кургана в силу многих ограничивающих факторов. В этом нам Киис Донкерс и поможет.

Что бы там ни говорили, но конструктивные предложения опытного человека, наставившего на путь истинный многие города, которые так любят туристы, лучше нытья о том, что у нас «все не так» и гораздо лучше очередного микрорайона, который загубит центр города в два счета. Как минимум, он может надоумить власти начать-таки активное взаимодействие с жителями города, а не сумбурно принимать необдуманные решения, считая, что горожане ничего не знают о своих потребностях. Мы такую политику вели последние полвека. И что? Город стал лучше? Нет. Мы наступаем на собственные грабли в лице конвеерных ошибок советской модели планирования вместо того, чтобы повернуться лицом к социальному запросу, формируемого активной частью населения.

Одно меня беспокоит. В позапрошлом году в Омск инициативные люди привозили специалиста по транспортным проблемам с мировым именем – Вукана Вучика. Тот приехал, погулял по городу, затем насобирал заседаний с представителями власти, рассказал им о современных трамвайных системах, о метро, о пешеходной доступности, об отказе от автомобильно ориентированной политики... И что же? Власти посидели-посидели, послушали и... уехал Вучик. А Омск как продолжал расходовать непомерное количество денег на расширение дорог, так и продолжает, и ничего не изменилось. В другое ухо значит вылетело у них. Боюсь, как бы у нас такого не произошло, иначе зачем вообще гражданское общество формировать?

Предыдущие записи автора:

Роман Овчинников.
Живет в Кургане. Урбанист, инженер, блогер, фотограф-любитель и общественный деятель. Инициатор проекта «МойКурган». Закончил факультет транспортных систем КГУ.
Занимается исследованиями городской среды, краеведением, а также «зелеными» технологиями.
Блог.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем