Полностью сгоревший микрорайон Смолино, в котором из 215 жилых домов осталось только 10, накануне посетил глава МЧС России Александр Куренков. Его визита, который был запланирован изначально на 19 мая, с самого утра дожидались около ста пострадавших жителей поселка, СНТ города и микрорайона Камчиха. Он тоже пострадал от огненной стихии. Оставшиеся без крова люди напрямую обвинили пожарных и местных властей в бездействии во время пожара, а у министра попросили помощи и справедливости. Подробности со встречи — в нашем репортаже.
Запоздали с помощью
Ждать приезда главы МЧС России жители Смолино начали с утра, как только появилась информация о его визите, который состоялся на четыре дня раньше объявленной даты. По словам погорельцев, никто их не приглашал на эту встречу заранее, но упустить такой возможности они не могли. В итоге люди в течение дня всё приезжали и приезжали к уцелевшей церкви — главному теперь месту встречи.
Некоторые ждали министра с грудничками на руках. У церкви накануне приезда Куренкова поставили палатки, где консультировали и принимали заявления на выдачу документов специалисты МФЦ, УМВД города, Росреестра, соцзащиты и администрации. Появилась палатка для приема пищи. Кормить горячими обедами от администрации людей стали в ней с 14 мая. До этого людей угощали едой только волонтеры.
— Почему всё это не организовали сразу после пожара? Весь кипиш начался только после того, как мы здесь в воскресенье собрались писать коллективное обращение. Сразу все приехали, стали ставить палатки, мэр приехала, кормить сразу стали. До этого нас кормили только одни волонтеры, спасибо им большое! — рассказала жительница Смолино Марина перед визитом министра.
По словам погорельцев, горячее питание им очень нужно, многие приезжают разбирать завалы, другие — и вовсе живут в палатках, ночуют в машинах из-за опасения, что мародеры всё разворуют.
Пока пострадавшие ждали несколько часов министра ЧС, им раздали продуктовые и гигиенические наборы, воду. Глава Кургана Елена Ситникова всех погорельцев приглашала пообедать, выслушивала обращения и отвечала на вопросы.
Почему не тушили?
Александр Куренков прибыл в Смолино в полчетвертого дня. Елена Ситникова провела его к стенду с картой поселка, на которой отображены сгоревшие и уцелевшие дома. Ранее даже предварительных данных о сгоревших зданиях не сообщали. Всего в микрорайоне, по словам главы города, было 215 домов, из них осталось только 10. Заявления на выплаты подали собственники пока только 163 домов. Застрахованы у жителей было всего 12 домов.
— Сейчас мы помогаем людям разобрать завалы. Каждый день по 6–10 домов мы разбираем. Договорились, что представители пунктов металлолома сами сюда выезжают и люди им сдают металл. Они сразу на месте рассчитываются. Также могут обратиться с заявлениями о разборе завалов жители пострадавших СНТ, — рассказала министру Елена Ситникова.
Первой к главе МЧС обратилась жительница СНТ «Ласточка». Она слезно просила его помочь с восстановлением электричества, пояснив, что сами его люди не смогут восстановить после пожара. Глава Кургана ответила: «СУЭНКО уже занимается».
— Сейчас по населенному пункту отработают, по СНТ тоже пойдут, — пообещал сопровождающий Куренкова губернатор Зауралья Вадим Шумков.
Обступив министра ЧС полукругом, погорельцы начали один за другим жаловаться на проблемы и опасения, что не получат помощь. Кто-то — собственник, но не имеет прописки, у других есть другое жилье, но они считают несправедливым, что потеряли дом, а получат всего 500 тысяч рублей. У некоторых в семье сгорело несколько домов. Подходили даже те, кто страховал свое жилье — люди боятся, что выплат не хватит на постройку нового дома даже с учетом страховки. Разобраться в каждом случае на месте министру было очень сложно.
Вадим Шумков пояснил населению, что те, у кого сгорело единственное зарегистрированное жилье, получат жилищный сертификат. Сумма его зависит от количества проживающих: 33 кв. м. на одного проживающего, 42 кв. м. на двух и по 18 кв. метров, если членов семьи больше, но не более, чем площадь сгоревшего дома. Стоимость квадратного метра определена Минстроем РФ — в Курганской области почти 57 тысяч 800 рублей.
— У кого жилье было не единственным, получат сертификат 500 тыс. рублей, — подытожил губернатор.
— Почему так мало? — перебили криками главу региона люди.
— Потому что нужно было страховать свое жилье, — ответил губернатор.
— А почему тогда не тушили? — начали возмущаться жители Смолино.
— Для тех, кто примет решение строиться с жилищным сертификатом, будет дополнительная субсидия из КИЖК еще 700 тысяч рублей на строительство, — продолжил выступление Вадим Шумков, не реагируя на выкрики людей.
— Вот вы говорите про 700 тысяч, а что будет с нашей Камчихой? Про нее никто не говорит. Она вот в двух метрах. У нас дом от железной дороги был, 10 тысяч я получила всего. У меня должен быть «наем жилого помещения». Который год оббиваем пороги жилполитики, они говорят: «Приватизируйте железнодорожную землю». А кто мне ее приватизирует? — спросила одна из жительницы — У меня есть только паспорт на дом и прописка. У меня единственное жилье было.
— Вы почему не тушили? — продолжали, перебивая друг друга, спрашивать другие пострадавшие.
Отвечать на возмущение людей пришлось начальнику Главного управления МЧС России по Курганской области Юрию Землянскому.
— Ураганный ветер был. Сам пожар перешел в огненный шторм, пожарные машины спасали дачные поселки, всё, что находилось с левой и правой стороны. Два раза предпринимали меры, в том числе очередной переброс был через шоссе Тюнина. Заправка загорелась, которая стояла в центре, и она спровоцировала в том числе. Пошел отсюда огненный шторм, потому что он поднимался в том числе и там. Когда огонь перешел через шоссе Тюнина, две единицы техники сюда зашли: одна с левой, вторая — где перерезано, и начали вас вывозить на машинах, — после этих слов Землянского все стали громко возмущаться и рассказывать, как всё было на самом деле.
Ответить на вопросы Юрию Землянскому толпа не дала. Погорельцы начали рассказывать, что автобусы стояли только на конечных остановках, до которых еще нужно было добежать, спасаясь от огня.
Досталось и главе города. Жители поселка обвинили городские власти в неподготовленности к пожароопасному сезону.
— Церковь была опахана. А остальное нет. Раньше здесь были колхозы, всё обрабатывали, а сейчас у вас всё заросло, — эмоционально рассказала одна из жительниц.
Надежда на Путина
Жительница поселка Татьяна Спиркина, попросив тишины, взяла на себя ответственность и обратилась к министру.
— Мы вас очень ждали. У нас на вас большие надежды, что вы доложите президенту. И он нас, Владимир Владимирович, коренных жителей исторического поселка, не оставит в беде. Мы знали, что приезжали 8 мая и ждали вашего возвращения как единственную надежду, — сказала Татьяна. — Очень нужно решить важные вопросы — будем ли мы отстраивать поселок? Но если не все будут согласны с типовыми домами, остальным тоже бы помочь отстроиться. У нас сейчас две надежды: на Бога и вторая на нашего президента — Владимира Владимировича Путина. И в частности — на вас как на его официального представителя.
— Всё, что положено, вы должны получить однозначно. Это и есть федеральная помощь <...>, — заверил присутствующих Александр Куренков. — Но есть и понятие справедливости: то, о чём вы сейчас взываете ко мне и к президенту. Я предлагаю каждому из вас написать заявления, кто и что потерял, в каком месте. Для чего? Всё это будет передано мне в руки. Что касается закона, вы должны были застраховать свое жилье. Если есть здесь представители прессы, пускай они в телевизор скажут всему российскому народу, что каждый должен застраховать свое жилье. И вопросов у тех, у кого застраховано жилье или транспорт, не возникает, а у вас возникают, — ответил Александр Куренков.
Глава МЧС России подчеркнул, что все заявления от жителей должны быть написаны на имя руководителя муниципалитета и переданы в администрации. В поселке Смолино это можно сделать в палатке, также можно отнести заявление в мэрию города. При этом писать заявление о том, какое имущество потеряли в пожарах, и все остальные проблемные вопросы могут все пострадавшие в регионе, в том числе проживающие в СНТ и других сгоревших населенных пунктах.
В свою очередь губернатор Вадим Шумков добавил, что по закону в Смолино ничего строить нельзя и сейчас возникнут сложности с выдачей разрешений.
— Территория затопляемая у вас. И нам нужно вместе прорабатывать вопрос: либо вас отселяем на другую территорию, либо строим тогда еще дополнительную дамбу, — заявил губернатор. — Здесь вообще ничего нельзя строить.
— Поселку 200 лет. Сохраните нам его. Здесь наши предки похоронены, — просили люди.
— По Смолино дано поручение администрации города проработать решение по строительству дамбы, чтобы защитить их документально, вас физически от наводнения, — ответил людям Вадим Шумков.
Александр Куренков еще раз попросил всех жителей написать заявление о потере имущества и передать в администрацию.
— Губернатор гарантирует, что передаст мне всё лично в руки. И будем разбираться по справедливости. <...> Я приеду через три недели, и мы с вами еще раз встретимся, — пообещал Александр Куренков.
После общения с жителями глава МЧС России зашел без прессы в чудом уцелевший от пожара храм.
Посмотреть, что осталось от большого поселка Смолино после пожара, можно в нашем фоторепортаже. В этом материале мы рассказывали о визите в Смолино руководителя СУ СКР России по Курганской области, который пообещал найти виновных. А здесь мы написали о волонтерах, которые кормили и одевали погорельцев самыми первыми после пожара.