Накануне обсуждения поправок к региональному закону об образовании часть учителей Звериноголовского района забили тревогу – одного из инициаторов протеста выслушали корреспонденты 45.ru. Они опасаются, что положенную им компенсацию затрат на услуги ЖКХ (в сельской местности это электроэнергия и закупка дров для отопления) в обновленном законе заменят на фиксированную ежемесячную выплату в 1200 рублей. Педагоги утверждают, что вся зарплата теперь будет уходить на дрова, ведь на зиму они закупают древесину на сумму около 40 тысяч рублей. Председатель облдумы Зауралья Дмитрий Фролов после заседания парламента в интервью корреспонденту 45.ru объяснил, почему опасения учителей напрасны, и рассказал, зачем понадобились эти поправки в закон.
– Даже настроение в зале изменилось на последних вопросах дополнительной повестки…
– Устали все, 74 вопроса – это много.
– Я правильно поняла, что закон о замене полной компенсации платы за дрова и освещение на фиксированную выплату в 1200 рублей только что приняли?
– Да, закон принят. Этот вопрос очень сложный. В Российской Федерации большая часть регионов, в том числе и Курганская область, живет с дефицитным бюджетом. В прошлом году Минфин проводил проверки, насколько эффективно используются средства в таких субъектах, в том числе и в Курганской области. Прямых нарушений не выявлено, но замечания были, например, по расходам на социальную сферу. В Курганской области эти расходы равняются бюджетным расходам в Тюменской области, которая зарабатывает гораздо больше Курганской. При этом в среднем по УрФО на одного учителя приходится 17 учеников, конкретно в Тюменской области – 19, а в Зауралье – 11 учеников. Поэтому Минфин выдвинул требования, которые нужно исполнять – оздоровление экономики региона.
Минфин проанализировал расходы на компенсации затра за 2014-2016 годы: сначала мы тратили 200 миллионов рублей, потом в 2016 году 328 миллионов рублей, а за 5 месяцев 2017 года уже потрачено 230 миллионов рублей! Начинаем разбираться, и Минфин нам говорит поставить фиксированную компенсацию для сельских учителей. Надо понимать, что это не прецедент: в Челябинской области, например, фиксированная компенсация составляет 1100 рублей.
Мы очень долго с Минфином обсуждали возможность дифференцированного подхода к компенсации. И сейчас мы продолжаем работать над разделением выплат учителям на две категории: газифицированные районы – 1200 рублей, не газифицированные – 1600-1800 рублей. Это будет принято отдельным нормативным актом.
– Почему было решено зафиксировать именно компенсации за коммуналку?
– В том числе потому, что люди начинают злоупотреблять этими компенсациями. Например, в Частоозерском районе гражданин тратит 90 тысяч рублей в месяц на освещение. Есть сотрудники-совместители, которые работают в школе четыре часа в месяц, ведут ОБЖ и тоже тратят на дрова и электричество не полторы тысячи рублей, а четыре.
Еще одна проблема – разные цены: в Каргапольском районе куб дров стоит 600 рублей, а в Петуховском 1800 рублей. Самый высокий уровень цен был как раз в Петуховском и Частоозерском районах – в настоящий момент дела о высоких ценах на древесину переданы в УФАС по Курганской области.
– Одно из предложений учителей Звериноголовского было зафиксировать компенсацию за электроэнергию, а количество дров оставить безлимитным.
– В Звериноголовском районе так предлагают, а в Притобольном районе, наоборот, хотят, чтобы дрова были лимитированы, а электричество безлимитным. Единого мнения здесь нет.
– Но мнение людей изучалось? Проводились встречи с учителями?
– Конечно, но мнения у всех разные, и мы не ставим точку. Нужно сделать дифференцированный подход к поселениям, которые обеспечены газом, обеспечить безвозмездную передачу сухостойной древесины и валежника, передавать по 10 кубов в год на одного работника по стоимости, определенной Департаментом цен и тарифов. Больше того, если педагогами работают несколько членов семьи, то каждый из них будет получать указанную фиксированную выплату, даже если они проживают совместно.
– Сколько составит экономия бюджета в связи с этими мерами?
– Об экономии разговор не идет. Наша задача – обеспечить выполнение программы оздоровления экономики и исключить злоупотребления. Действующие нормативно-правовые акты подразумевают, что средняя зарплата сельского педагога должна быть не ниже средней по региону. Компенсация ЖКХ услуг входит в среднюю заработную плату. В случае если человеку бюджет компенсирует шесть тысяч рублей, у него средняя зарплата снижается и становится меньше, чем по региону, и мы за счет бюджета доплачиваем до средней зарплаты. То есть мы 1200 рублей доплачиваем, и если с ними зарплата педагога ниже средней по региону (22 тысячи рублей), то мы доплачиваем до этого уровня из регионального бюджета. Это важно.
– Как это будет контролироваться?
– Берется конкретный человек, и если у него зарплата ниже, чем в среднем по региону, – ему доплачивают. Об этом и на прямой линии с президентом разговор шел. Экономить – не цель. Цель – оздоровление, ведь мы сами дали предпосылки, что при росте на 3-4% в год стоимости ресурсов рост расходов на коммуналку составит 30-40%.
– А скольких учителей коснется эта мера?
– Здесь нужно считать и учителей, и пенсионеров, и ветеранов. Кстати, одно из требований Минфина было упразднить работающим ветеранам все преференции, но губернатор три месяца администрации президента и Минфину доказывал, что невыплата работающим ветеранам компенсаций повлечет за собой не экономию, а кадровые проблемы, если они уйдут, ведь это многоопытные суперлюди – я их по-другому не назову. Или, например, от нас требовали, чтобы родители детей, погибших в горячих точках, перестали получать компенсации. Но здесь также нам удалось отстоять льготу для тех граждан, которые проживают в Зауралье. Да, если к нам переедут из другого субъекта, не могут претендовать на эту льготу, но сейчас после заседания прокурор области (Игорь Ткачев) критиковал, ведь если семья переедет из другого субъекта, тем не менее, их ребенок проливал кровь за Россию. Поэтому задача Минфина понятна, но к каждому случаю будем подходить индивидуально. Будем регулировать этот вопрос вручную.
– Как сейчас диалог будет выстроен, ведь люди категорически против…
– Мнение трех-четырех людей…
– На встрече было около 30 человек.
– Если возьмем справку расходов, то в Звериноголовском районе это шесть тысяч рублей, а в Шатровском районе – тысяча рублей. Кто поднимает вопрос? У кого были самые высокие компенсации. Как пример: один из учителей, инициирующих волнения, в течение прошлого года получал компенсацию 6102 рубля ежемесячно при средней компенсации по региону – 2032 рублей. А в 2017 году он получает уже по 7906 рублей. Здесь мы имеем случай политического пиара – граждане получают политические дивиденды.
– А какие в этом случае дивиденды?
– Я бы сегодня в этом случае не хотел бы политическую составляющую обсуждать, но такие прецеденты есть: начинают рвать рубаху на груди и говорят, что все плохо. У нас есть график встреч департаментов социальной политики, здравоохранения, образования и науки: во всех районах проводились встречи с педагогическими коллективами.
– Видимо, это не дало результат.
– Видимо, не везде, потому что люди требуют, чтобы была не тысяча рублей, а десять: «Хотим 30 кубов дров, не хотим выключать электричество или закручивать кран, обогревать не 60 квадратных метров, а 480 плюс соседей, которые подключены». Нужно подходить к разрешению конфликта взвешенно.
– Вы пойдете на диалог с противниками изменений?
– Мы идем на диалог. Здесь начинается политическая игра. Сейчас, чтобы получить дополнительные преференции от Минфина, нужно выполнять условия соглашения. А Курганский регион – последний из числа регионов с дефицитным бюджетом, кто вносит соответствующие изменения в региональные законы. Они вступают в силу с 1 сентября, хотя требование Минфина было ввести их в действие с 1 июля.
– Вы не считаете, что политические, как вы говорите, амбиции некоторых людей повлияют на настроение всех учителей в разных районах?
– Все зависит от того, насколько люди не любят свой регион. Что хорошего-то будет? Какая цель? В какой части ущемлены требования? Все федеральные обязательства исполняются в полном объеме, есть региональные выплаты 1200 рублей, выделение сухостоя и древесины, по льготной цене будут предоставляться дрова. Разъяснительная работа будет проводиться: люди, не разобравшись, когда ими манипулируют граждане с политическими амбициями, выступают против. Но когда разберутся, то меняют свою позицию. А мы ни в коей мере не заинтересованы в подогревании ситуации и примем все меры для того, чтобы людям объяснить. Все законопроекты согласованы с профсоюзами, от прокуратуры есть положительные заключения.
– Какие меры принимает область?
– Губернатор поставил задачу создать рабочую группу, которая определит количество работников социальной сферы. Оно будет умножено на 10 кубов (норматив на каждого человека в год). Цена должна быть установлена региональным департаментом регулирования цен и тарифов. Каждый месяц рабочая группа будет рассматривать исполнение поставленной губернатором задачи.
Кроме того, депутат Госдумы Александр Ильтяков внес законопроект по передаче сухостойной древесины, валежника и бурелома на безвозмездной основе населению: и нужды потребителей обеспечат, и лес очистят. Сейчас понятиям «валежник» и «сухостойная древесина» даны определения, законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму. Ожидаем, что в июле данный закон будет принят. Шадринский район имеет положительную практику – он уже передает безвозмездно сухостой и валежник людям.
Напомню также, что губернатор области на протяжении двух лет вел большую системную работу по снижению тарифов на электроэнергию, и с 1 июля 2017 года ее стоимость для населения снижается на 19%.
– Когда закон вступит в силу?
– Закон вступает в силу с 1 сентября – есть возможность заготовить древесину. Хочу отметить, что всегда вводилась норма, и не было такого, чтобы люди могли неограниченное количество возмещать. Что-то должно стимулировать людей экономить.
Фото: Фото пресс-службы Курганской областной думы