В Кургане есть конный клуб, куда родители могут привезти детей с ограниченными возможностями здоровья. В нём ребят катают на лошадях, проводят занятия и курсы, после которых детям становится лучше. Но дальнейшая судьба этого места — под вопросом.
Владелица, Ксения Ильтякова, не может договориться с администрацией из-за аренды земли, которую долгие года занимает её клуб. Как так получилось — в материале 45.RU.
История клуба
Землю под площадку для содержания животных семья Ксении Ильтяковой арендует уже более 30 лет. Изначально здесь был приют для собак, в 2008 году на территории начали проводить занятия для детей-инвалидов, рассказывает Ксения.
— Папа вернулся из поездок в Германию (прошёл там обучение), был во Франции, там он ознакомился с иппотерапией (реабилитация посредством катания на лошадях и взаимодействия с ними), решил заниматься ею в Кургане. Я выросла и отучилась на иппотерапевта.
Три года назад Валерия Георгиевича не стало, я осталась в конюшне одна. И, видимо, появились люди, которые захотели получить эту землю себе. Она хорошая, расчищенная, готовая, находится в черте города, — говорит собеседница 45.RU.
Социально-реабилитационный центр «Пегас» находится на проспекте Конституции, 28а. Он работает с 90-х годов. Ксения описывает организацию как коммерческую, но с сильным социальным уклоном. Лошади в центре содержатся круглый год, приём посетителей тоже ведут круглогодично.
Навес раздора
Договор аренды отец Ксении, а затем и она сама продлевали раз в несколько лет, исправно его оплачивая. В декабре 2023 года последний договор закончился, а заключить новый девушка, по её словам, не может.
— По договорённости с департаментом архитектуры города для продления аренды мы изначально должны были отреставрировать административное здание, сделать в нём раздевалки для детей с ОВЗ, малый зал для разминки перед тренировками. Я согласилась, лишь бы землю сохранить. Разобрали старое здание, купили стройматериалы.
Они приехали с проверкой, увидели, что стройка началась и сказали, мол — слишком маленькая квадратура для такой земли. Я им ответила — вы издеваетесь? Потеряла на этом деньги и 3-4 месяца. В итоге благодаря спонсорам и моим сбережениям мы смогли построить крытый навес для занятий с детьми, вбухали в него два миллиона рублей, — продолжила рассказ Ксения.
Но при строительстве допустили «косяк», вздыхает собеседница, из-за чего навес теперь не ввести в эксплуатацию.
— Строители вышли за пределы нашего земельного участка, захватили небольшой кусочек примерно в 15 квадратов. Поэтому департамент не вводит навес в эксплуатацию, говорят — сноси, или обрезай угол. Но это так просто не делается! Мы нашли и обсуждали с ними вариант по перераспределению земли, то есть с одной стороны мы кусок отрезаем, я его лишаюсь, со стороны навеса мы его добавляем. И нет проблем! — сообщает собеседница.
Тогда Ильтякова решила подать иск в суд для признания права собственности на этот навес (копия документа есть в распоряжении редакции).
— Если мы признаем это право, то можно будет перезаключить договор аренды земли. Сотрудники департамента тянули время, чтобы у нас закончился договор. Он закончился, я обратилась в суд, мне в нём сказали: Ксения Валерьевна, вы чего так долго сидели-то, почему раньше не подавали? Я оглядываюсь на этих сотрудников, а они заявляют — мы такого не говорили. Жалею, что разговоры на диктофон не записывала, — возмущается владелица клуба.
8 августа у Ксении будет очередной суд. Судья давал несколько отсрочек, чтобы стороны договорились. Но Ксения Ильтякова, по её словам, не смогла найти общий язык с представителями власти. Она переживает, что в случае проигрыша у неё останется 2 недели на то, чтобы вывезти лошадей и всё имущество.
— Мы постоянно и безвозмездно принимаем участие во всех городских мероприятиях, во время потопов и пожаров мы принимали животных, помогали людям, собирали гуманитарку на СВО. И никто мне из администрации ничем помочь не может!
В центре помогают детям с ОВЗ. Семьи приезжают в гости к семи лошадям, дети их гладят и катаются, тем самым подлечивая своё ментальное и физическое здоровье.
— С каждым годом рождается всё больше таких детей, их очень много. В нашем центре дети могут заниматься круглогодично. Мы добиваемся таких результатов, что дети ходить начинают сами! Хотя раньше с трудом передвигались. У нас занимаются дети с аутизмом, ДЦП. Они выполняют комплекс упражнений верхом на лошади. У нас город не особо развит в плане реабилитации таких деток. И хотят такой действенный метод помощи отобрать! Мы никогда не просили материальной помощи, поддержки, денег на корм. Прошу просто нас не трогать! — возмущается Ксения.
Что о ситуации говорят родители детей с ОВЗ
Оксана Афонина воспитывает 16-летнюю дочь Машу. Её диагноз — ДЦП. Оксана и Мария постоянно приезжают в конный клуб.
— Мы ездим заниматься с лошадьми, кататься, потому что это нам жизненно необходимо. Дочь, когда садится на лошадь и чувствует её шаг, сразу у неё чувствуются улучшения! Она ощущает себя увереннее. Раньше мы ходили за ручку, сейчас она сама ходит без моей поддержки. Она с утра просыпается и если знает, что к лошадям ехать, то очень радуется. Похожих мест в Кургане мы не знаем, оно уникальное, — говорит Оксана.
Наталья, мама сына с расстройством аутистического спектра, возит его в клуб на курс реабилитации. Собеседница 45.RU отмечает, что лошади помогают детям сбросить напряжение и расслабиться.
Живое общение с лошадьми сильно помогает детям в эмоциональном плане, в один голос твердят родители, «в цирке и зоопарке такого не увидишь и не получишь».
— Если клуб закроют, это очень сильно ударит и по нам, и по детям без особенностей. Это место нужно развивать, а не закрывать! Куда мы ещё можем пойти? Нашим детям положен бассейн, но мы не можем его посещать по разным обстоятельствам. А сюда мы можем спокойно приезжать, — отмечает Наталья.
Что говорят власти?
45.RU направил запрос в администрацию Кургана с просьбой прокомментировать ситуацию с конным клубом. Ответ ожидается.
UPD: 5 августа в администрации города сообщили 45.RU, что «готовы продолжать работу по предоставлению участка в аренду размещенному на нём конно-спортивному клубу».