Авто Автомобиль не роскошь, а товар, подлежащий сертификации

Автомобиль не роскошь, а товар, подлежащий сертификации

Мы уже писали о тюнинге и проблемах, связанных с ним. Сегодня продолжим эту тему с точки зрения контролирующих органов. Что значит «доработка» автомобиля в России? Юридическим языком этот процесс называется «изменение конструкции транспортного средства»..

Мы уже писали о тюнинге и проблемах, связанных с ним. Сегодня продолжим эту тему с точки зрения контролирующих органов.

Что значит «доработка» автомобиля в России? Юридическим языком этот процесс называется «изменение конструкции транспортного средства». Его определение четко прописано в приказе МВД РФ от 7 декабря 2000 года N1240: «Исключение предусмотренных или установка непредусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения».

Например, замена тормозных колодок, дисков или любых других узлов и агрегатов, включая двигатель, трансмиссию и даже кузов, на аналогичные не является изменением конструкции, так как деталь полностью идентична. В случае с мотором и кузовом автомобиля придется пройти перерегистрацию, чтобы в паспорт транспортного средства (ПТС) были внесены новые номера агрегатов. То же самое необходимо сделать при перекраске машины в другой цвет.

«Для того чтобы измененный вами автомобиль мог эксплуатироваться на дорогах общего пользования, он должен быть сертифицирован, как и любой товар, – рассказывает заместитель начальника отдела технического надзора и регистрации УГИБДД МВД по РТ Радик Рамазанов, – Есть определенные правила, которые распространяются на автомобиль и завод изготовитель; любой производитель должен пройти процедуры сертификации. Это мировая практика, а не только наши требования».

А теперь поставим крест

Новые правила прохождения процедуры ТО, по сути, ставят крест на развлечениях, связанных с автомобилями. Что же оказалось под запретом? Начнем с того, над чем всегда глумились и чем всегда занимались автовладельцы – украшательство. Стремление видоизменить свой автомобиль, выделиться из толпы одинаковых машин теперь вне закона. Всякие спойлеры, бампера решетки и фары от других моделей, так любимые владельцами жигулей. Бахрома на стеклах, закрашенные габариты, насадки на глушитель и могильная тонировка многочисленных «арамобилей». Согласитесь, любой инспектор знает, как выглядят распространенные модели, и вряд ли он будет рисковать, выписывая талон, если увидит такое чудо на колесиках. Ну а про «синие писалки», подсветку днища, «спортивный» глушитель и руль, цветные фары, можно даже не думать. Этому посвящены отдельные распоряжения ГАИ, которые действуют уже давненько.

Как объяснил Рамазанов, если владелец транспортного средства вносит изменения в конструкцию, то эти изменения должны, во первых, соответствовать здравому смыслу. Водитель должен получить добро от специалистов. НИИАТ, Дмитровский полигон, НАМИ – вот несколько таких организаций. Но начинать нужно заранее, еще до того, как машина подвергнется воздействию резака и кувалды.

В принципе, все краем уха слышали о необходимости сертификации и изменении требований безопасности к главной гордости джиперов – «кенгурятнику». На втором месте стоит «люстра» и «противотуманки», без которых брутальный образ покорителя пространства, конечно, не полон. Естественно, большие колеса, «боди-лифт», чтобы эти колеса влезли, и вот самодельщик уже объясняет недоверчивому инспектору, что «все так и было». Если владелец «машины боевой» человек увлеченный, к ее внешнему виду прибавятся лебедки, силовые бампера, защиты, резаные арки и другие доработки кузова, после которых надежда получить заветный талон, становится все более призрачной.

Хотите пуститься во все тяжкие?

В ГИББДД владелец авто пишет заявление, что хочет внести изменения в транспортное средство, – объясняет Рамазанов. – Инспектор принимает решение, требует оно сертификации или нет. Например, из цистерны сделать бортовой КамАЗ можно без всякой бюрократии, а вот если на КамАЗ ставится платформа от ЗИЛа, то оценить изменения должна специальная организация. С заключением комиссии водитель проходит техосмотр и все эти изменения вносятся в регистрационную карту. То же самое происходит, если народный умелец хочет на запорожец поставить двигатель от мерседеса. Изменение мощности в этом случае потянет за собой весь спектр проблем. Для того чтобы соблюсти все требования безопасности, переделка будет настолько полная, что практически получится новый автомобиль. И тогда владельцу как производителю на Дмитровском полигоне нужно будет пройти целый комплекс испытаний. Тормоза, подвеска, все должно соответствовать требованиям органов сертификации и безопасности дорожного движения. Выдержит он такое?

Я как инженер прекрасно понимаю, что для того чтобы вносить серьезные изменения, необходимо производить серьезные расчеты, которые недоступны большинству самодельщиков. На автомобильных заводах это делают намного качественнее. То же самое и с мотоциклами. Если угол наклона передней вилки изменили, то будь добр – пройди комплекс испытаний. Без них ни один инспектор добро на эксплуатацию не даст. А если вилка сломается? Или вдруг ДТП? Кому это нужно – брать на себя ответственность? То же самое относится и к любителям «джип-триала». Приподняли «УАЗик»? Угол наклона карданных валов изменится, и в некоторых случаях их может заклинить. Кроме того, в этом случае надо и коробку передач перебирать, менять передаточные числа для снижения скорости автомобиля, поскольку он становится неустойчивый на скорости, кренится в поворотах. Ну а раз есть изменения в КПП, – регистрация обязательна. Может быть, даже в тракторной инспекции. В целом, система сертификации для того и придумана, чтобы люди покупали то, что выпускает промышленность, то что им предлагает магазин.

А если то, что предлагает магазин, совсем не устраивает?

Вариант первый.

Бывает так, что перед техосмотром машина чудесным образом преображается. Ставятся штатные пуговицы вместо грязевой резины, вешаются на пару болтиков родные бампера, снимается люстра. Страшно сказать, но отдираются даже наклейки. Это наиболее типичный образ мысли большинства автовладельцев.

Вариант второй.

Теоретически, можно оформить транспортное средство как трактор и получить квадратные номера. Однако им запрещено движение по дорогам общего пользования, да и в регламентах упоминается именно автомобиль. Есть определенные надежды на сертификацию изделий и работ, другой вопрос: где-бы их взять? «Гаражный тюнинг» даже высокого уровня не имеет возможности выдавать такие бумаги, а о поддельных мы речи не ведем.

Третий вариант (отказ от талона ТО).

Машина доставляется на прицепе или «автовозе» к месту соревнований и там, вне дорог общего пользования, ездит как хочет. Теоретически, техосмотр не нужен. Однако в большинстве регламентов четко прописано его обязательное наличие, даже несмотря на то, что организаторы могут пойти на встречу и отменить этот пункт. К примеру, на Ладоге запрещено перевозить боевые машины между спец участками: выезжаешь из леса на трассу и двигаешься в лагерь своим ходом. А если пост?

Переделал — езжай в НАМИ

Сделать из своего автомобиля нечто особенное в России пока еще можно. Для того чтобы законно оформить установку турбины, изменить тип привода, трансмиссии или двигателя, необходимо обратиться в центр технической экспертизы при Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). Это в Москве. В регионах сертификацией занимаются другие органы, аккредитованные «Ростехрегулированием».

После всех необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами «Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний», сертификационный орган признает транспортное средство соответствующим перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательным при сертификации транспортных средств в Российской Федерации. В результате, автовладелец получает «Одобрение типа транспортного средства» («ОТТС»).

Кроме того, чтобы не пришлось потратить уйму денег на модернизацию автомобиля, а потом получить отказ в НАМИ, нужно еще до начала работ обратиться в этот институт для получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию машины и необходимых для этого работ. При этом чиновники уверяют, что наше государство ставит перед собой задачу ограничить фантазию и изобретательность автолюбителей. Основная цель всех этих процедур – предупреждение и снижение тяжести последствий ДТП, возникающих из-за несоответствия конструкции. Так то оно так, но куда деваться истинным «самодельщикам»?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Александра Балаба
Мнение
Гималаи позвали: корреспондент 45.RU нашла в Индии покой от новостной суеты
Надежда Тихомирова
корреспондент
Мнение
«Долги двадцатилетней давности»: курганский юрист сообщил о наплыве коллекторов
Петр Волосников
юрист
Мнение
«Я не слишком беден для неё?»: впечатления от любимой подростками Кургана игры Genshin Impact
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Надоело слышать, что Курган — отстой». Алексей Дедов — о городских тайнах и наказании за неуважение к своей истории
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления