Авто Автопарк Победы

Автопарк Победы

В ближайшие дни вся страна с большим размахом отметит 65-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. От Калининграда до Владивостока состоятся традиционные шествия, возложения цветов к памятникам, народные гуляния, салюты и, конечно же, праздничные

В ближайшие дни вся страна с большим размахом отметит 65-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. От Калининграда до Владивостока состоятся традиционные шествия, возложения цветов к памятникам, народные гуляния, салюты и, конечно же, праздничные военные парады. По улицам практически каждого крупного города пройдут колонны боевой техники, начиная с легендарных «Т-34» и заканчивая современнейшими ракетными комплексами. Кроме того, в ряде регионов состоятся автопробеги ретро-автомобилей: тех самых, что в сороковые годы колесили на фронте, внося свой вклад в общую победу.

Для бойцов автомобили, грузовики и мотоциклы были не просто железками, способными довезти из пункта А в пункт Б сквозь пули противника. Это были, пожалуй, настоящие боевые товарищи – ведь во многих случаях машина могла не просто прикрыть, но и спасти жизнь солдату.

Великая Отечественная стала не только крупнейшей войной за всю историю человечества, но и первой, где на передний план вышла не генеральская мудрость и численность войск, а превосходство в техническом оснащении. Время прежних битв закончилось именно в сороковых годах: Первая Мировая была своего рода репетицией перед главной войной века, как печально это ни звучит. Именно поэтому величайшую войну XX века окрестили «войной моторов» – ведь здесь каждая лошадиная сила двигателя могла дать преимущество.

За победу сражалась техника самого разного «калибра», начиная с мотоциклов и заканчивая многотонными танками. Но если танки известны всем (почти в каждом городе на постаментах стоят «тридцатьчетверки»), то о том, что в состав Красной армии входили отдельные мотоциклетные части, знают, пожалуй, лишь военные историки да сами ветераны.

Использовались такие подразделения в основном для обеспечения связи, патрулирования местности и разведки. Чаще всего они входили в состав танковых корпусов: относительно незаметные для противника мотоциклы позволяли войскам действовать более эффективно и с меньшими потерями. В основном моторазведка состояла из машин типа М-72. Именно на их основе годами позже стали выпускать «Уралы». Двигатели для этих мотоциклов выпускались на заводах ЗИС и ТИЗ, кроме того, немало моторов было получено по ленд-лизу из США – нередко на М-72 ставились американские двигатели Harley-Davidson.

Большинство автотехники на фронте, разумеется, составляли автомобили разных типов. Это и грузовики, и вездеходы, и машины для командования.

Незадолго до войны войска комплектовались такими машинами, как ГАЗ-АА и ЗИС-5. С началом войны их конструкция была максимально упрощена – в основном для того, чтобы повысить производительность автопредприятий и не тратить сырье попусту. Эти модели сначала получили фанерные борта, затем угловатые крылья, и, наконец, конструкторы решили ограничиться одной фарой. В итоге ГАЗ-АА превратился в ГАЗ-ММ, а ЗИС-5 получил новый индекс «5В».

Поскольку война началась внезапно, советские автозаводы поначалу в срочном порядке вносили изменения в конструкции уже выпускавшихся моделей, оптимизируя их для нужд фронта. Немногим позже в Советском Союзе освоили выпуск именно военных машин. Так, на службу в Красную армию начали поступать «ГАЗ М1», среди солдат получившие прозвище «Эмка», ГАЗ-61 и ГАЗ-64, а позже – ГАЗ-67. Последние были достаточно универсальны: эти вездеходы можно было использовать и в качестве штабных автомобилей, и в качестве тягачей для орудий и минометов. Кроме того, для высокого военного начальства фронт получал ЗИС-101.

Ленд-лиз сыграл и здесь важнейшую роль. Неприхотливые «Виллисы» и их братья-близнецы «Бэнтемы», поставлявшиеся из Соединенных Штатов, заняли свое почетное место в строю Красной Армии. На базе «Бэнтема», кстати, довольно быстро был освоен выпуск отечественных вездеходов ГАЗ-64, которые сразу же получили народное прозвище «Иван-Виллис».

Кроме того, из США в Советский Союз поступали грузовики Chevrolet G7107 и C60L, Ford G8T, Dodge WC-51 и WF-32, Mack и Diamond T980, а также REO и Studebaker US – пожалуй, самые распространенные из всех американских поставок. Всего из Штатов в СССР во время войны поступило немногим менее 500 тысяч единиц автомобилей, не считая двигателей и других запчастей, без которых техника вряд ли могла быть столь полезной в боях и в тылу.

Жизненная необходимость автомобилей была окончательно доказана во время блокады Ленинграда. «Дорога жизни», которая соединяла осажденный город с остальным миром, вряд ли стала бы таким же символом Победы, если бы не транспорт. Несмотря ни на что, грузовики продолжали перевозить продовольствие и людей: не останавливала их ни высокая вероятность не доехать до конечной точки, ни постоянные бомбардировки. Они просто ехали по своему маршруту, спасая тысячи жизней.

Всего за годы войны автомобильным транспортом было перевезено свыше 625 миллионов тонн грузов, больше половины всего объема перевозок. А уж сколько людей – и солдат, и мирных жителей – обязаны жизнью именно стальным спасителям, не поддается никакому подсчету.

Благодаря стараниям конструкторов многие модели гражданских машин превращались в боевые. На их шасси помещались зенитные установки, гвардейские минометы БМ-8, БМ-13, БМ-31-12. В самом начале войны в сражениях использовались бронемобили и машины-амфибии, созданные на базе ГАЗ-М1, ГАЗ-67, ГАЗ-ААА, ЗИС-6 и ряда других моделей.

Уже после войны наработки советских инженеров стали использоваться в производстве множества новых автомобилей, начиная с «младших братьев» ГАЗ-64 и ГАЗ-67 и заканчивая гражданскими автомобилями. В послевоенные годы, когда промышленность вновь начала выпускать гражданскую технику, Сталину показали образец новой машины. Конструкторы проявили патриотизм и решили назвать новую машину «Родиной», на что Сталин ехидно заметил: «Ну и за сколько вы собираетесь продавать “Родину”»? Модель тут же переименовали в «Победу»: на тот момент это было, пожалуй, лучшим названием из возможных.

Таких машин осталось довольно много – в основном в гаражах ретроманов и в музеях. Заботливо восстановленные многие из них и сейчас ездят своим ходом, несмотря на почтенный возраст. Спустя десятки лет на городских улицах вновь появятся те самые автомобили-ветераны, когда-то впитавшие кровь и порох на полях сражений, но в этот раз они всего лишь покажут свою былую силу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Цены растут на всё, это не отговорка»: как и почему в Кургане меняют тариф на содержание МКД
Александр Скворцов
гендиректор ООО «УК „Жемчужина“»
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления