Авто Особенности национальных обгонов: как сберечь права

Особенности национальных обгонов: как сберечь права

Каждые две секунды сотрудники ГИБДД фиксируют три административных правонарушения. Каждые пять минут изымают водительские удостоверения. 51 миллион только официально зафиксированных нарушений в 2011 год!..

Каждые две секунды сотрудники ГИБДД фиксируют три административных правонарушения. Каждые пять минут изымают водительские удостоверения. 51 миллион только официально зафиксированных нарушений в 2011 год!

Взять, к примеру, вас. Сколько раз за последний год вы пересекали двойную сплошную? А нарушали знак 3.20 «Обгон запрещен»? Только честно.

Наш водитель Александр очень осторожен и, кроме скоростного режима, правила старается не нарушать. Но, по его подсчетам, за последнюю 400-километровую поездку он нарушил правила обгона шесть раз, совершенно того не желая, а один раз даже попался инспекторам.

С его нарушения начинается наше видео. Согласитесь, на первый взгляд, он не сделал ничего опасного: встречных машин не было, сплошная линия началась совершенно внезапно. Но так ли внезапно?

Первоклассного водителя от посредственного отличает не только знание правил и желание с ними считаться, но и внутренняя чуйка. Иногда это чистой воды интуиция, иногда – знание маленьких хитростей, о которых мы вам расскажем. Тренируйте чуйку, и да пребудут с вами права.

Обгоны перед перекрестками: не влезай, лишат!

Вот на этом Александр и погорел. В принципе обгон на перекрестках со второстепенными дорогами не запрещен, но есть одна важная тонкость: очень часто непосредственно перед пересечением нанесены короткие участки сплошной осевой линии разметки. Зацепив ее, вы рискуете лишиться прав.

По ГОСТ Р 52289-2004 длина сплошной линии перед перекрестком – от 40 метров, и наносится она в случае, если через пересекаемую второстепенную дорогу проходит не менее 50 автомобилей в сутки. Очевидно, что водитель не может оценить, сколько там машин ездит в «поперечнике», так что остается уповать на остроту зрения и надеяться, что разметка достаточно яркая.

Причем вы попадете под лишение даже если минуете весь перекресток по встречке и вернетесь в свою полосу без единого пересечения сплошной линии: напомним, что статья 12.15 ч.4 КоАП наказывает не за пересечение сплошной, а за выезд на полосу встречного движения в нарушении ПДД.

Теперь от печали к конструктиву. Перекрестки на трассах обозначаются знаком 2.3.1-2.3.7, которые устанавливаются за 150-300 метров до объекта. Мы провели несложные замеры и выяснили, что для обгона фуры, которая едет со скоростью 80 км/час, обычной машине нужно 200-300 метров. Чем быстрее идет фура и чем плавнее вы разгоняетесь, тем больше эта дистанция, однако в среднем можно считать, что обгон занимает 300 метров.

Получается, что, если знак 2.3.1 стоит за 300 метров до перекрестка, сплошная съест 40 метров, и у вас останется 260 метров для обгона, но ведь предупреждение могут поставить и за 200, и даже за 150 метров.

Поэтому знак 2.3.1-2.3.7 можете расценивать как запрет обгона де-факто. Исключения составляют разве что медленные автомобили, обгон которых требует, скажем, 100 метров.

Вторым симптомом скорого запрета обгона является разметка. Обычная прерывистая осевая линия 1.5 за 100 метров до сплошной перейдет в разметку 1.6 – тоже пунктирную, но с длинным штрихом. Если во время обгона увидели ее – примите все меры к возврату в свою полосу, а если не поздно – откажитесь от маневра.

Попутно напомним, что в последней редакции ПДД обгоном считает маневр, связанный с выездом на встречную полосу. То есть опережение грузовика на шестиполосной дороге по второй полосе обгоном не является.

Наш консультант, автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко добавляет: «Даже в отсутствие разметки обгон по главной дороге крайне опасен. Распространенная ситуация: вы обгоняете длинномерную фуру перед перекрестком, а справа со второстепенной дороге на вашу полосу выворачивает автомобиль. Вы не видите друг друга из-за фуры и оказываетесь в лобовой атаке. Ситуация практически безвыходная».

Обгоны перед железнодорожными переездами

Вне зависимости от разметки и знаков, обгон запрещен менее чем за 100 метров до железнодорожного переезда и непосредственно на нем.

Железнодорожные переезды обозначаются знаками 1.1 или 1.2, которые устанавливаются за 150-300 метров на трассе, и за 50-100 метров в городе. Кроме того, приближение к переезду может обозначаться табличками 1.4.1-1.4.6. В любом случае обгон после любого из этих знаков в населенном пункте неминуемо приведет вас к лишению прав, вне населенного пункта – почти неминуемо, ибо дистанция крайне ограничена.

Иногда переезды плохо заметны: вот такие встречаются в промышленных районах крупных городов. Бывает, рельсы закрыты шлагбаумом, заросли травой или завалены снегом, но это не меняет ничего: обгон перед «мертвым» переездом все равно будет наказываться по всей строгости. Будьте бдительны.

А если перед переездом пробка, можно ли обогнуть ее по встречной полосе? Статья 12.15, ч.3 КоАП наказывает за объезд препятствия с выездом на полосу встречного движения в нарушении правил штрафом 1000-1500 рублей. Но важно запомнить, что затор (пробка, очередь) препятствием не считаются. Поэтому, совершив такую глупость, водитель все равно попадет под часть 4 упомянутой статьи и лишение прав на 4-6 месяцев.

Обгон на пешеходом переходе

Ох уж эти переходы на федеральных трассах: взять бы их и запретить вообще. В конце концов, пешеход имеет право переходить дорогу в необорудованном месте, если вблизи нет пешеходного перехода или перекрестка, просто осторожно и уступая дорогу машинам. Но на трассе приоритет должен быть у автомобилей.

Тем не менее переходы на трассах встречаются, а в городе их – пруд пруди. Обгонять на них вроде бы можно, но с оговоркой: если нет пешеходов. Соответственно, выскочив на встречку перед машиной, которая пропускает человека, вы совершаете грубое нарушение и в случае поимки, лишитесь прав.

«Если на дороге есть разметка, даже прерывистая, то, как и в случае с перекрестком, за 40 метров перед переходом она станет сплошной, поэтому обгонять перед переходами не стоит по тем же причинам», – считает Юрий Панченко.

На трассах все переходы обозначаются предупреждающим знаком 1.22 «Пешеходный переход», в городе – там, где видимость до перехода составляет менее 150 метров.

Ограниченная видимость

Мы все адекватные люди и не полезем на обгон в случае, если встречная полоса не просматривается на достаточном расстоянии. Последние предложения «обгонного» пункта ПДД 11.4 на всякий случай это постулируют: обгон запрещен в конце подъемов, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Проще всего с опасными поворотами: они обозначаются знаками 1.11-1.12, и за городом устанавливаются за 150-300 метров до опасного участка, в городе – 50-100 метров. Таким образом, обгон после них крайне нежелателен – можно не успеть. Довольно часто в самих опасных поворотах стоит знак 3.20 «Обгон запрещен» или нанесена сплошная разметка.

С концами подъемов и «другими участками с ограниченной видимостью» сложнее. Что такое конце подъема? Сколько метров до вершины должно остаться, чтобы обгон был признан опасным? В правилах есть конкретное определение недостаточной видимости, а вот ограниченная описана весьма туманно.

Здесь можно углубиться в дебри, но для простоты запомните простое правило: не обгоняйте, если не видите хотя бы на 300 метров вперед. Коли машина маломощная или скорость потока большая, увеличьте это расстояние в два раза.

Если затрудняетесь определить 300 метров на глаз, оставляйте больший запас: пусть лучше вас признают перестраховщиком, чем лихим героем, но посмертно.

Кстати, ГОСТ 52289-2004 при скорости движения потока 90 км/час ограниченной считается видимость на расстоянии менее 300 метров. При скорости 120 км/час – уже 450 метров, однако обгонять машины, которые движутся со скоростью 120 км/час вряд ли необходимо.

Завершение обгона через сплошную

Сотрудники ГИБДД признаются: примерно 25% случаев «незаконного» выезда на встречку носит неумышленный характер. Наиболее частый сценарий: завершение обгона в зоне, где он уже запрещен. Оно и понятно: рассчитать точную дистанцию для маневра сложно, а разметку или знак легко проворонить, даже будучи абсолютно вменяемым. Вышел на обгон, немного не дотянул и зацепил сплошную колесом – разве это нарушение? Да, нарушение, и для вашего же блага не питайте иллюзий на этот счет.

«Конституционный суд России в определении №6-О-О от 18.01.2011 указал, что выезд на полосу встречного движения – действие длительное, – объясняет Юрий Панченко. – Выезд продолжается от момента, когда автомобиль появился на встречной полосе вплоть до момента, где он ее покинул. И не важно, в результате каких именно действий водитель оказался на полосе встречного движения. В другом определении сказано, что форма вины водителя может быть учтена при вынесении решения по делу, что повлечет либо ужесточение, либо смягчение наказания. Также возможен учет «крайней необходимости» при выезде на встречную полосу».

Проблема в том, что статья 12.15, ч.4 КоАП не предусматривает альтернатив лишению прав (или штрафа 5000 рублей, если нарушение зафиксировано автоматическими камерами), так что смягчать обычно особенно некуда. Про крайнюю необходимость – разговор будет отдельный.

Недавние постановления Верховного суда некоторые СМИ интерпретировали как «оттепель» в этом вопросе: мол, теперь судьи будут оправдывать «опаздунов». Это не совсем так. Фактически послабление лишь одно: суды признали, что в ситуации с «заступом» нужно разбираться более детально, однако это ни в коем случае не означает тотальной амнистии.

«Мне известен только один случай, когда водителя освободили от ответственности за выезд на встречную полосу в случае крайней необходимости. Правда, к тому моменту срок лишения уже закончился, так что победа во многом формальна», – говорит Юрий Панченко.

История с заступом случилась недавно с нашим читателем Алексеем Лавровым: по его словам, после начала сплошной линии он не смог вернуться в свою полосу, поскольку попутные машины не оставили ему достаточно места. На видео, снятом инспекторами ГИБДД (см. наш ролик), этот момент хорошо виден: Алексей действительно пытался вклиниться, но попутно ехала вереница машин. В жалобе на решение суда Алексей апеллирует к статье 2.7 КоАП: «...не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица...».

Алексей указывает: «Кроме того, на первой полосе движения [...] продолжала движение колонна. Проанализировав обстановку, мне стало понятно, что, возможно, скоро начнется сплошная линия, но когда и как – неизвестно, и я не смогу завершить начатый маневр опережения. Согласно ПДД, я, оценив обстановку, начал безопасный маневр и был намерен его завершить. В данном случае, для возврата в первую полосу, я мог применить экстренное торможение, и в худшем случае вклиниться в идущую колонну автомобилей, чем бы создал аварийную ситуацию и общественную опасность».

Логика автомобилиста понятна: разметка, по его мнению, была плохо видимой, попутные машины его не пустили, сплошная началась внезапно. Что ему было делать?

Такую ситуацию водители любят интерпретировать как состояние крайней необходимости, но у судов чаще всего другое мнение.

«Как я уже говорил, обгон – это длительный маневр, – говорит Юрий Панченко. – И перед его началом водитель должен убедиться в его безопасности и допустимости на протяжении всей дистанции. В том числе, нужно продумать, как он будет возвращаться в свою полосу. На занятиях в автошколе мы советуем перед обгоном оттянуться немного назад, чтобы после выезда на встречную полосу оставалось еще несколько секунд для окончательной оценки безопасности маневра. Если есть сомнения насчет знаков и разметки – просто возвращайтесь в свою полосу».

Просчет водителя, который не успел до сплошной или которого не пустили, случился не в момент нарушения, а еще до начала обгона, когда он неправильно оценил свои силы. Поэтому последующие проблемы с возвратом в свою полосу, по сути, не являются состоянием крайней необходимости. Мы понимаем, это спорно – водители сошлются на невидимую разметку, злых соседей по потоку и тысячу других факторов. И в некоторых случаях их жалобы будут реально оправданы, однако чисто с практичной точки зрения полезно иметь в виду, что суды с этим вряд ли согласятся.

А что же является состоянием крайней необходимости? Это состояние, в которое не дай бог нам всем попасть. Например, уход на встречную полосу в попытках избежать тяжелого ДТП. Опять же если попытка удачная – вы молодец и герой, но, если в результате маневра вы совершили лобовое ДТП или просто разбили машину, вас могут признать виновным: многое будет зависеть от тысячи мелких нюансов. Например, п.10.1 ПДД говорит, что в случае возникновении опасности водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки. И никаких поблажек насчет выезда на встречку даже в критические моменты в ПДД нет.

Чтобы лучше понять судей, поставьте себя на место встречного водителя, которому кто-то несется в лоб из-за поворота, потому что проворонил знак 3.20 или не рассчитал дистанцию маневра. Представили? И как вы теперь посмотрите на его оправдания, что он ошибся на пару метров? Что вы скажите ему, когда выберетесь из автомобиля в состоянии конструктивной гибели, застрявшего между двух берез, стирая с лица кровь?

«Да ничего, чувак, там реально разметки не видно?»

Обгоны на широких дорогах

Чем шире дорога, тем легче обогнать. Но увлекаться не стоит: правила запрещают выезд на встречную полосу на дорогах с четырьмя и более полосами движения (п. 9.3), причем неважно, есть ли осевая линия разметки и знаки, или нет.

Распространенная ситуация: дорога широкая, разметки нет или не видно, справа и слева припаркованы машины, съедающие полосу (а то и две). Субъективно кажется, что на такой дороге можно обгонять по встречке, но за это легко лишиться прав.

Правила говорят, что если водитель не видит разметки, то должен определять ширину проезжей части и центр дороги самостоятельно, за счет глазомера. Как узнать, сколько на ней реально полос?

В одной из объяснительных читаем: «В результате замера я установил, что ширина проезжей части (7 метров (3,5 м +3,5 м) позволяет беспрепятственно и бесперебойно осуществлять движение четырем автомобилям (по 1676 мм в ширину) – соответственно, имеются по два направления в каждую сторону».

Так вот, это не вполне правильная интерпретация. 1676 мм – это меньше ширины Ford Focus, не говоря о какой-нибудь фуре или трейлере, поэтому если на таких дорогах и могут разъехаться четыре малолитражки бок о бок, за рулем должны сидеть мастера спорта по автофристайлу. Дорога, о которой говорится в объяснительной, вероятнее всего, имеет лишь две полосы.

«Ширина полосы на дороге с четырьмя и более полосами движения по ГОСТ Р 52398-2005 составляет 3.5 метра, – говорит Юрий Панченко. – Умножаем на четыре и получаем, что четырехполосная дорога должна иметь ширину 14 метров. Для загородных трасс СНиП 2.05.02-82 устанавливает ширину четырехполосной дороги не менее 15 метров. В исключительных случаях, например, под мостами, допускается уменьшение общей ширины четырехполосной дороги до 11 метров».

Чтобы было понятнее, на настоящей четырехполоске с небольшим зазором бок о бок встанут восемь Ford Focus. Вот в этом случае выезд на левую половину дороги для обгона будет наказываться по статье 12.15, ч.4 КоАП.

Если же знаков и разметки нет, а ширина дороги составляет, например, 8-10 метров, то, несмотря на возможность разъехаться на ней четырем легковушкам, четырехполосной такая дорога не считается. Если инспектор с этим не согласен и обвиняет вас в нарушении п. 9.3. ПДД наш эксперт советует: «Тогда измеряйте ширину проезжей части, фиксируйте на камеру или составляйте акт в присутствии двух понятых, и отмечайте это обстоятельство в протоколе. Местные уширения, например, разгонные полосы, также входят в ширину дороги и учитываются. Прилегающие территории, не входящих в конструкцию дороги, – нет».

В суде придется доказываться, что дорога, на которой вы обогнали, имеет менее четырех полос, но шансы есть.

На дорогах «промежуточной» ширины, скажем, десять метров, в принципе возможно опережение без выезда на полосу встречного движения, которое обгоном не считается. И по идее такой маневр допустим даже при наличии знака 3.20 «Обгон запрещен» или сплошной осевой линии.

Но мы не советуем вам увлекаться подобными трюками без острой нужды. Опередить медленный грузовик еще куда ни шло, но лететь по левому краю широкой полосы в зоне действия знака 3.20 – это риск. Сотрудники ГИБДД, скорее всего, привлекут свидетелей или сделают видеозапись, и вам придется доказывать, что свидетели ошибаются, а запись «говорит» в вашу пользу. Не то чтобы это невозможно, но уж точно хлопотно.

Обращайте внимание на знаки «Направление движения по полосам» 5.15.7: очень часто дороги промежуточной ширины имеют три полосы: две во встречном, одна – в попутном, а разметка занесена снегом или не видна в сумерках. Выезд на встречку в этом случае также попадает под лишение прав.

Обгон тихоходов под знаком 3.20 – формально разрешено

Забудьте про этот пункт вообще. Потому что реальные тихоходы – это транспортные средства, конструктивная скорость которых не превышает 30 км/час. «Почему-то все думают, что трактор «Беларусь» – тихоход, – рассуждает Юрий Панченко. – Но его паспортная скорость – 31-34 км/час».

Тем более не являются тихоходами медленные фуры или садоводы-дачники, даже если едут в подъем на 25 км/час.

Если вы несогласны...

Разумеется, в вопросах лишения прав полно спорных моментов, и наиболее обидные для водителей: отвратительная видимость разметки, нелогичная установка знаков, нечищеные дороги.

Как именно общаться с инспектором и что делать в суде – тема настолько обширная, что мы остановимся лишь на одном важном совете: если вы уверены в своей правоте, не пренебрегайте тщательным заполнением протокола об административном правонарушении (в случае лишения прав он составляется обязательно).

Обязательно отразите свое несогласие с протоколом и схемой в графе «Объяснения», и если есть оправдывающие вас обстоятельства – опишите их, например: «На участке дороги между 1677 и 1678 км федеральной трассы М-5 разметка невидима из-за снежного наката, знаки 3.20 «Обгон запрещен» отсутствуют, ширина проезжей части составляет 8 метров. Фотографии и видеозапись прилагаются. Есть свидетели, а именно...».

Именно объяснения в протоколе и ваше несогласие с ним являются основой для спора в суде, и если вы, доверившись инспектору, написали все под его диктовку, отстаивать свою правоту будет на порядок сложнее.

После подписания протокола заберите его копию и сфотографируйте оригинал, поскольку случаи приписок в протоколы пост-фактум случаются часто. Также сфотографируйте схему, составленную инспектором.

Не стесняйтесь привлекать свидетелей, включая пассажиров своего автомобиля: этот факт также нужно отразить в протоколе.

«Бывает, что протокол заполняется в очень нервной обстановке, а инспектор оказывает на человека психологическое давление, торопит, – рассказывает Юрий Панченко. – В этом случае в графе объяснения пишите: «Не согласен. Объяснения в присутствии адвоката». Желательна запись «Прошу предоставить разумные сроки для подготовки защиты». Иногда лучше разобраться в ситуации потом, в спокойной обстановке, однако в протоколе должно быть отражено ваше изначальное несогласие с ситуацией».

Кстати, если в вашем регионе инспекторы занимаются подставами, очень полезно возить с собой видеокамеру (можно сотовый телефон), фотоаппарат и рулетку. Предупредив инспектора, используйте видеокамеру при общении с ним, а также при проведении «собственного расследования», например, при измерении ширины дороги.

При этом не увлекайтесь игрой в великого юриста. Инспекторы – тоже люди и чрезмерное знайство без реальных знаний может выйти вам боком. Действуйте корректно, скромно, но настойчиво: со временем, скажете себе спасибо за выдержку.

Популярные правонарушения, за которые лишают прав

Выдержки из ПДД и КоАП

Фото: Иллюстрации Юрия Панченко, фото Артема Краснова, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем