Авто FAQ: что такое платформа автомобиля?

FAQ: что такое платформа автомобиля?

Bentley Continental GT делит платформу с Volkswagen Phaeton, а BMW 7 во многом унифицирован с BMW 5. Новая Skoda Fabia будет построена на той же платформе, что и Volkswagen Passat, а малыш-Smart кровно породнится с Renault Twingo. Мы, журналисты, обожаем речевой штамп: «автомобиль построен на платформе». Сегодня им пересыпаны почти все статьи про новинки, но что это такое платформа автомобиля?

1 из 17

Что такое платформа?

Сто лет назад понятие платформы было нагляднее, потому что рамные машины можно было «расчленить» на шасси и кузов. Шасси – это рама с колесами, силовым агрегатом и всем, что делает возможным движение автомобиля. Фактически эту тележку и можно было считать платформой старых машин. Сверху ее закрывал кузов, суть, эстетическая оболочка машины. Ситуация усложнилась с распространением во второй половине XX века несущих кузовов, в которых силовая часть и внешняя оболочка, фактически, неотделимы друг от друга. Казалось, понятие платформы ушло в небытие, потому что в современном автомобиле нет как таковой «тележки». Автомобиль стал более индивидуальным, и другой кузов подразумевал полное перепроектирование конструкции.

На иллюстрациях VW представляет платформу MQB в виде «тележки», хотя это лишь условность.
Показаны постоянные геометрические характеристики (uniform), одинаковые для всех
машин на платформе MQB, и переменные (variable).

И все-таки история прошла виток спирали и вернулась к принципу платформ. Только сегодня понятие «платформа» менее наглядно.

Понятие платформы вообще вышло за рамки некого «металлического фундамента» автомобиля. Современная платформа – это, скорее, набор унифицированных компонентов и неких принципов, по которым эти компоненты трансформируются при переходе от одной модели к другой. Фактически, платформа – это громадный массив инженерной и технологической информации, или, если хотите, палитра красок, в пределах которой инженеры-творцы могут создавать новые автомобили.

1 из 18

В 2012 году концерн Volkswagen представил новую платформу MQB, на сегодняшний день – самую универсальную в мире. На ее основе будет построен компактный Volkswagen Polo и пятиметровый внедорожник CrossBlue для американского рынка. Платформу уже получил новый VW Golf VII, Skoda Octavia III, Audi A3 и Seat Leon. У всех MQB-машин ряд идентичных характеристик, например, одинаковое расстояние от педали газа до оси передних колес – один из фундаментальных параметров автомобиля (хотя для обывателя непонятный). Платформа MQB подразумевает общность компонентов, например, одинаковые дверные петли, наборы деталей подвески, «персональная» линейка двигателей (EA211). При этом некоторые параметры, например, длина колесной базы или высота машины могут выбираться инженерами практически без ограничений, тогда как предыдущая платформа, PQ35, была адресована машинам С-класса.

Суть платформы – в попытке сблизить автомобили технически, оставив достаточную степень свободы, чтобы они не оказались полными клонами. Автомобиль состоит из десятков тысяч компонент, и многие из них могут быть идентичными без ущерба для конструкции в целом.

К принципу платформ близок (но не тождественен) принцип модульности. Отдельные компоненты объединяются в модули, например, передняя подвеска на подрамнике современной машины как бы «автономна», то есть является отдельной структурой. Модули, как кубики, допускают разные комбинация, увеличивая количество моделей на одной компонентной базе. Этот принцип хорошо знаком компьютерщикам: купил системный блок, материнскую плату, видеокарту, память, диски, свинтил вместе, получил «уникальный» компьютер. Фактически, современная платформа – это набор кубиков, из которого затем комбинируют автомобиль. Такие платформы называют модульными.

Соплатформенные автомобили могут иметь разную степень «одинаковости». Самые близкие родственники – это продукты бейдж-инжиниринга, когда одну и ту же машину продают под разными марками, слегка изменяя дизайн. Пример – Renault Duster и новый Nissan Terrano. Чаще распространен другой вариант, когда машины все-таки различаются, но имеют сравнимые габариты: например Chevrolet Cruze и Opel Astra или KIA Rio и Hyundai Solaris. Постепенно принцип соплатформенности выходит за рамки размерных классов: так, BMW 5, BMW 7, BMW 5 GT, BMW 6 и Gran Turismo имеют общий набор кубиков. Созданием универсальных платформ заняты сегодня почти все ведущие производители, например Peugeot-Citroen строит новые модели классов C и D на универсальной платформе EMP2.

Почему «принцип платформ» набирает популярность?

Основная цель унификации – сокращение расходов, причем не только производственных. Чем больше стандартных компонентов в автомобиле, тем меньше времени тратят инженеры на решение рутинных задач, тем проще технологам при запуске новых моделей, а еще – выгоднее производителям компонентов. Скажем, вы владеете заводом, который выпускает кронштейны для крепления двигателей. Что выгоднее для вас: выпускать миллион одинаковых кронштейнов или четыре типа по 250 тысяч каждый? Правило простое: больше объем закупок – ниже цена.

Невидимая глазу унификация существенно облегчает производственные процессы

Радикально сокращается время на подготовку новой модели, а разнообразие модельного ряда растет. Изобилием кроссоверов, минивэнов и промежуточных машин, вроде купе-кроссоверов или внедорожных компактвэнов мы обязаны принципу платформ.

До последнего времени чаще всего платформы делили близкие по размеру и концепции автомобили с разным дизайном, как Peugeot 308 и Citroen C4. Тенденция последнего времени: существенное расширение номенклатуры автомобилей, которые делят компонентную базу. Сегодня половина всех машин строится на 20 глобальных платформах, но количество платформ сокращается, а ассортимент машин растет с каждым годом.

Создание универсальных платформ заботит даже производителей премиум-класса, которые, казалось бы, не так ограничены финансово. Так, BMW объявило о создании платформы 35up, на которой будут строиться все машины 3, 5, 7 серий, а также кроссоверы, кабриолеты и купе на их базе. При этом для переднеприводных BMW (например 2 Tourer) и Mini адресована другая платформа, UKL. Концерн Volkswagen силами премиальных брендов разрабатывает две платформы MSB и MLB, которые лягут в основу будущих поколений Audi, Lamborghini, Porsche, Bentley. Некоторые премиум-производители пользуются платформами партнерских масс-брендов, например Lexus активно использует наработки Toyota, а Infiniti JX и новый Nissan Pathfinder – близкие родственники.

Более того, случилось немало конфузов, когда автопроизводители пытались пренебрегать принципом платформ. Так, BMW, купив страждущую английскую компанию Rover, потерпел фиаско во многом из-за абсолютной несхожести выпускаемой продукции: переднеприводные утилитарные «Роверы» и заднеприводные BMW не поддавались унификации, что не позволило по примеру Volkswagen интегрировать массового производителя в общую структуру. Та же логика подтолкнула Smart (концерн Daimler AG), некогда щеголявшего персональной и неклонируемой платформой, объединить усилия с Renault в стремлении создать универсальную базу для микрокаров.

Каждый крупный производитель стремится сократить количество платформ, на которых строится модельный ряд. Кроме того, производители все чаще «дружат платформами», создавая продукты под разными марками на одних и тех же компонентных базах (чаще в рамках единой корпорации, но не только). Характерный пример: альянс Renault-Nissan-АВТОВАЗ. Если посмотреть топ-10 продаж в России, четыре места занимают совершенно разные машины на одинаковой платформе В0: кроссовер Renault Duster, универсал Lada Largus, среднеразмерный седан Nissan Almera и компактный седан Renault Logan. Это доступные модели, и их доступность во многом объясняется тем, что они технически близки.

Есть ли плюсы для потребителей?

Автопроизводители снижают себестоимость, но цена автомобилей держится, не так ли? Не является ли принцип платформ полной профанацией?

Нет, не является. Для нас, потребителей, не всегда очевидно, но современные машины более упакованы средствами безопасности, они экологичнее (по крайней мере на бумаге) и сложнее своих предков. Обмен компонентами позволяет удержать себестоимость в разумных рамках.

Например, новые платформы MQB (Volkswagen) и EMP2 (Peugeot-Citroen) позволили сэкономить несколько десятков килограммов массы и существенно увеличить использование высокопрочных сталей в конструкции кузова без радикального увеличения цены машин.

Более того, «эффект платформы» ощущает субъективно, например семейство VW/Skoda/Seat на платформе MQB отличается выдающимся соотношением управляемости к комфорту, а новый Peugeot 308 на платформе EMP2 заслужил самые лестные отзывы журналистов. Результаты были достигнуты в том числе потому, что унификация, снижающая себестоимость продукции, развязала инженерам руки в других областях.

Принцип платформ лишает автомобили индивидуальности?

Вряд ли. По большому счету платформа не видима глазу и не воспринимается внешним наблюдателем. Вы не определите соплатформенные автомобили по внешнему виду, если дизайнеры не постарались придать им корпоративное сходство. Платформа – это провода, кронштейны, элементы пола автомобиля, подвески и прочая негламурность.

К тому же, иногда платформы даже увеличивают техническое разнообразие. Например, та же платформа MQB подразумевает два типа задней подвески: независимая и полузависимая. При этом одна и та же модель, скажем, Skoda Octavia, в разных версиях имеет разные подвески.

Если автомобили и лишаются индивидуальности, то из-за требований, которым должен удовлетворять современный транспорт. Например, требования безопасности пешеходов обязывают производителей делать кромку капота определенной высоты, что вынуждает дизайнеров лепить зачастую несуразные, огромные решетки-рты, чтобы завуалировать массивность передка. Требования по вместимости, аэродинамической эффективности, безопасности в конечном итоге приближают все машины к некой золотой середине, делая их похожими друг на друга, но платформы здесь не причем. Наоборот, на одной базе можно построить очень разные и яркие автомобили, и пример этому: Mini Cooper и новый BMW 2 Tourer, оба на платформе UKL.

Почему принцип платформ не вошел в моду раньше?

Платформа – это не только сложно, но и очень дорого. Платформа современного автомобиля стоит несколько миллиардов евро, но эти вложения окупаются за счет ее тиражирования.

Понятно, что чем универсальные платформа, тем больше компромиссов должны разрешить инженеры. Чтобы на одних компонентах создать городской компакт и полноразмерный кроссовер, нужно, что называется, думать за себя и за того парня.

При создании платформы велики риски ошибок. Представьте, что инженеры просчитались с каким-то компонентом, который впоследствии будет растиражирован на десятках моделей. Понятно, что перед запуском в серию все машины тщательно испытываются, но коль скоро платформа – явление в некоторым смысле виртуальное, неосязаемое, вероятность фундаментальной ошибки присутствует всегда.

Короче говоря, принцип платформ получил распространение вместе с появление мощных компьютеров и современных методов проектирования. С другой стороны, мотивом к появлению платформ является навязчивая необходимость снижать себестоимость выпускаемой продукции.

Saab были самобытными и технически сложными, но не смогли вписаться в реалии нового дня

Чем плохи платформы

При неграмотном подходе принцип платформ убивал целых производителей, которые не вписывались в корпоративные стандарты. Самый яркий пример – Saab. Попав под влияние General Motors, самобытный шведский производитель оказался в сложной ситуации, ведь утилитарные платформы от Opel не позволяли Saab реализовать свой главный козырь – техническую изощренность.

Иногда платформы осложняют маркетинг дорогих автомобилей, которые строятся на базе дешевых. В производителя премиум-класса всегда могут кинуть камень, что его авто есть перелицованное и затянутое кожей творение масс-бренда. Впрочем, последнее время производители научились скрывать техническую общность моделей и все реже допускают промахи вроде установки дешевой панели приборов на люксовый авто.

Но главная проблема в другом. При всей гибкости, которую демонстрируют современные платформы, они осложняют постройку неформатных машин, несколько сужая диапазон рынка. Но и здесь удается найти выход, например купе Toyota GT86 унифицировано с Subaru BRZ (фактически, одна модель). Тем не менее, вряд ли стоит ждать появления в новом веке таких шедевров как Nissan/Datsun Z-series. Сегодня выпуск дешевого заднеприводного спорткара практически исключен: под него просто не найдется подходящей платформы, а значит он не будет дешевым.

Что дальше?

Популярность набирают гибриды и электромобили, которые еще больше апеллируют к принципу платформ и модульности. Лучший пример – новый BMW i3, электромобиль, возвращающий нас к истокам. Ведь у него, как и ретрокаров, есть вполне четкое деление на шасси (тележку) и кузов. Такая конструкция хорошо поддается унификации, например в отдельные подсборки можно выделить весь электрический силовой агрегат, блок батарей, несущую структуру (раму), подвески. Как и встарь, на одной тележке можно выпускать машины с разными кузовами.

Или другой пример: проект iStream бывшего конструктора «Формулы 1» Гордона Марри. Уже несколько лет он создает универсальную платформу для компактных недорогих машин. В данном случае речь не о разработке конкретного авто, как на фото, а о целом производственном принципе. Он позволит создавать целые семейства автомобилей, а затем выпускать их на простых, не требующих больших инвестиций заводах.

Фото: Фото производителей

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
«Смотрите ему прямо в глаза и улыбайтесь»: как разговаривать с потребителями-агрессорами
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Александра Балаба
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Я не слишком беден для неё?»: впечатления от любимой подростками Кургана игры Genshin Impact
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления