За этими машинами коллекционеры охотились по всей России, брали их разваленными и гнилыми, вбухивали сотни тысяч рублей, а потом годы не вылезали из-под капота, чтобы поставить авто на ход. Каждая из этих машин пережила войну — перевозила снаряды и раненых, катала военных генералов или простаивала в гараже в ожидании мира.
Истории семи ретрокаров, которые сейчас днем с огнем не сыщешь, рассказывают их владельцы.
КИМ, который не понравился Сталину
Единственный в мире КИМ-10, который все еще на ходу, можно увидеть в музее автомобильной техники под Екатеринбургом. Фаэтон делали в начале 1940-х годов советские конструкторы, взяв за основу английский Ford Prefect образца 1936 года. При сборке у КИМа сохранился двухдверный кузов. Это, поговаривают, и сгубило проект — стоило Иосифу Сталину увидеть машину, как он разразился недовольством:
— Я понимаю, что англичане — буржуи и не думают о своем народе, но вы же советский автоконструктор и должны были подумать о советском народе? Или я в вас ошибался?
На работу над ошибками конструкторам отвели неделю. В итоге появился КИМ-10–52 с четырьмя дверями.
Серийного производства КИМов не вышло — до войны свет увидели 319 экземпляров, а спустя десятилетия в мире и вовсе осталось с десяток таких машин. Одну из них, точнее, то, что от нее осталось, реставраторы нашли в глухой деревне под Красноярском.
— Среди груды запчастей я увидел заднюю часть автомобиля, которую сразу опознал. Багажник КИМ-10 ни с чем перепутать нельзя. И не ошибся. Я так понимаю, что хозяева даже и не осознавали, что это очень редкий автомобиль, — вспоминает реставратор Алексей Заславский. Он забрал железо и за два года восстановил авто.
— В течение первого года мы занимались жестянкой, — рассказывает Заславский. — Пожалуй, это была самая сложная часть работы. Очень непросто было сделать механизм тента. Повезло, что сохранились его заводские чертежи, но, как оказалось, если собрать по ним, то механизм не будет работать. Приходилось доделывать его.
Кстати, массовой машиной вместо КИМа стал «Москвич». А историю этого раритета вы можете узнать здесь.
Dodge, вернувшийся из Берлина с пулевым ранением
На авторынке Омска засветился раритетный Dodge: в 1939 году он и ещё шесть таких же красавцев прибыли в Советский Союз по ленд-лизу. Американские машины полагались военным офицерам. На этом, в частности, ездил генерал-майор Григорий Баишев.
Dodge побывал в Берлине, с победой и пулевым отверстием в лобовом вернулся в СССР. Долгое время оседал в Майкопе у нового хозяина, а в начале 1990-х прибыл в Сибирь. Там его хотели реставрировать, разобрали и… оставили на десять лет. Коллекционеру Сергею Капитонову ретрокар достался, когда прежний хозяин попытался покинуть Омск, но забрать разобранный автомобиль не смог.
— Так и приехал с пулевым отверстием в лобовом стекле. Сейчас стекло я уже, конечно, заменил, — добавил омич.
Капитонов восстановил машину за два года, поставил на учет ГИБДД. Местные жители часто видели старичка-«доджа», украшенного лентами, — на нем катались молодожены.
За машину с историей хозяин просил немало — 758 тысяч рублей, но, впрочем, был готов поторговаться.
Историю этого автомобиля ищите здесь.
Chevrolet Fleetmaster 1942 года выпуска
В гараже омского пенсионера Михаила Засорина стоит Chevrolet Fleetmaster 1942 года выпуска. На эту машину омич в свое время потратил 200 тысяч рублей и два года жизни. В полуживом состоянии Chevrolet выкупили у новосибирского коллекционера, заменили раму, крылья, двигатель и электрику. Засорин также заново собрал и обшил салон.
Красивый голубой цвет выбран неспроста: если перевести на русский fleetmaster, то дословно получится «флотский начальник». Кстати, красили машину заключенные местной колонии — так дешевле. В авто под 40-килограммовым капотом стоит двигатель на 96 «лошадок». Fleetmaster разгоняется до 100–120 км/ч. На 100 км он ест 15 литров бензина. Двигатель работает ровно и урчит, как довольный кот. За счёт высокого клиренса машина обладает отличной проходимостью и легко управляется.
— За его рулем чувствуется мощь. Ушедшая эпоха, когда у каждой машины была душа, — с улыбкой признается Михаил Кузьмич.
Много фотографий автомобиля здесь.
Немецкий «странник»
Ещё один свидетель истории — немецкий Wanderer сборки Auto Union — живет в автопарке самарского коллекционера Юрия Котикова. Несколько лет назад мужчина пригнал авто из Москвы. Состояние железа было крайне плачевное: капот прогнил, двигатель не работал. Для того чтобы восстановить «странника» (Wanderer переводится именно так), понадобилось несколько месяцев и полтора миллиона рублей.
И пусть в Германии машина считалась транспортом для среднего класса, в Самаре Wanderer — настоящая звезда на колесах. Горожане хватаются за телефоны, когда видят этот автомобиль на дороге.
— Они очень удивляются. А мне приятно: я сам отремонтировал машину, вложил в нее душу. Она, конечно, самая обычная, если смотреть с технической точки зрения. Уж извините, ремни безопасности здесь не предусмотрены, да и места в салоне немного. Зато есть подвеска, рессорные амортизаторы, четыре скорости. Раньше всё делали просто, но очень надежно, — говорит фанат ретромашин.
Посмотрите на эту машину: фоторепортаж от 63.RU.
Всеядный ГАЗ
В частном музее тюменца Александра Анисимова стоит ГАЗ-АА. Еще в довоенные годы его создали по образу и подобию Ford, а в начале ВОВ заметно упростили, подогнав под отечественные реалии: изменили фары, двери, убрали передние тормоза и переделали крылья. На советских заводах успели сделать чуть больше миллиона таких авто. На них транспортировали раненых и боеприпасы, доставляли продукты.
После войны машина не исчезла: на ее базе стали производить санитарные и пожарные модели. Но в эталонном виде ГАЗ-АА остался в штучном количестве. Александр Анисимов отыскал это авто в Курганской области и отремонтировал.
— Мы приобрели эту машину примерно 15 лет назад. Это был один из первых экземпляров в нашем музее. Как прежнему владельцу удалось сохранить автомобиль, к сожалению, выяснить не удалось, — рассказал коллекционер.
Грузоподъемность этой легенды — полторы тонны, двигатель — всего 40 лошадиных сил. Топливо использовалось любое, поэтому в народе машину называли всеядной.
Сегодня ГАЗ появляется на городских улицах по случаю больших торжеств. Но вы можете посмотреть на него хоть сейчас.
82-летний «Бьюик» с мировой пропиской
Парад ретроколонны завершает Buick Series 40 Model 1937 года выпуска. С завода он попал в попал в Германию, а через восемь лет перекочевал в Советский Союз.
— Каждый Герой Советского Союза, кавалер ордена Славы трёх степеней и генералы — все после победы награждались автомобилями. Привозили сюда и ставили на учёт на основании бумаги от командования. Таким образом этот автомобиль попал в Москву и пробыл там около 20 лет, — рассказывает его хозяин, коллекционер Михаил Засорин.
В середине шестидесятых машину купил один омский ювелир, пользовался ею около 20 лет. В итоге Buick превратился в утиль, но его выкупил мужчина, который захотел отреставрировать машину.
— Притащил к себе во двор, разобрал, и на том дело кончилось. Девять из десяти людей, которые у нас покупают ретромашины, заканчивают своё увлечение на этом этапе. Терпения, денег не хватает... Вот и эта машина больше десяти лет простояла у него в огороде разобранной. Потом Buick попал ко мне, — вспоминает коллекционер.
Засорину пришлось постараться, чтобы поставить на колеса «Бьюик»: переварил двери, крылья, раму, покрасил корпус. Какие-то детали заказывал в США, часть взял с советских машин: так, вместо американской коробки установлена 5-ступенчатая от «Волги», а под капотом — двигатель от ГАЗ-51. Но не стоит расстраиваться: мотор от советского грузовика — фактически копия американского. Итого «родных» деталей в этой тачке — порядка 80 процентов.
Посмотрите на нее! А если вдруг у вас в гараже стоит машина удивительного вида и с удивительной судьбой, но мы почему-то о ней еще не рассказали, скорее пишите на m.zakharova@iportal.ru. И эту историю узнают все.
Мария Захарова