Авто ОСАГО: как и сколько зарабатывают «черные» автоюристы

ОСАГО: как и сколько зарабатывают «черные» автоюристы

На так называемых черных автоюристов возложили всю ответственность за грядущее подорожание и натурализацию ОСАГО: дескать, в одном только 2016 году они положили в карман четверть всех выплат по ОСАГО, что составляет порядка 40 млрд рублей — больше, чем иные госпрограммы помощи авторынку. Но все-таки как работают «черные» автоюристы и действительно ли они есть корень зла?

В релизе «Российского союза автостраховщиков» автоюристов делят на две категории, которые грубо можно назвать «честные, но жадные» и «жадные, бесчестные». Первые работают в рамках правового поля, но злоупотребляют его возможностями, вторые занимаются мошенничеством.

С последними все понятно. Они организуют подставные ДТП, фальсифицируют экспертизы, подделывают доверенности и исполнительные листы. Что интересно, жертвами организованных банд иногда становятся сами автоюристы, выкупая права на подставные ДТП.

Однако невозможно отделаться от впечатления, что если фальсификации имеют место, их нужно выявлять и привлекать к ответственности авторов, а не грозить повышением тарифов для автомобилистов.

Честные и «черные»

Еще интереснее категория автоюристов, которые действуют в рамках закона и все равно вызывают острую неприязнь страховых. Их считают если не мошенниками, то где-то на грани.

Схему работы таких автоюристов нам прокомментировал директор Уральского окружного филиала СК «Согласие» Тимур Жаппаспаев:

— Придите к любому пункту разбора ДТП — сразу несколько человек вам предложат юридические услуги. Они работают по двум направлениям. Первое — клиенту внушается мысль, что выплаты будут затянуты и занижены и что, оплатив услуги юриста, клиент ничего не потеряет: он получит максимальную выплату, а судебные издержки оплатит страховая, причем гонорар юриста может быть совершенно нерыночным. Вторая схема — это мгновенный выкуп прав требований. В этом случае проводится оценка повреждений и клиент получает 50–70% от суммы в обмен на переуступку прав требований. После этого все, что юрист сумел отсудить, он кладет себе в карман. Помимо 30–50% за счет «дисконта» при выкупе прав требований, навар может включать, например, пеню или завышенную стоимость оценки. Так, если при обращении клиента услуга стоит порядка двух тысяч рублей, то страховым выставляют счета на 10–15 тысяч.

По данным РСА, в некоторых регионах активность «перекупщиков» настолько высока, что на их долю приходится 80% судебных исков в адрес страховых. В пример приводят Челябинск, где трудолюбие юристов оказалось беспрецедентно высоким, из-за чего город получил максимальный территориальный коэффициент 2,1 (такой же только у Мурманска).

Однако представители юридического сообщества не разделяют мнения, что практика работы по ОСАГО незаконна.

— В подавляющем большинстве случаев все споры со страховыми компаниями решаются через суд. Если бы схемы и требования были незаконными, то суды бы как минимум отказывали в исках, — считает автоюрист Лев Воропаев. — Кроме того, по закону выносились бы определения в отношении таких юристов с последующим возбуждением уголовных дел в больших количествах. Однако, напротив, суды более чем в 90% случаев удовлетворяют иски автоюристов.

Штрафы и пеня

По данным РСА, активизация автоюристов началась в 2012 году, когда Верховный суд распространил действие закона о защите прав потребителей на ОСАГО. Это дало возможность взыскивать помимо суммы ущерба еще и штраф в размере 50% от оной. Позже добавили пеню в размере 1% от суммы за каждый день просрочки. В РСА отмечают, что если раньше штрафы шли в пользу государства, то теперь они составляют «маржу» автоюриста.

С 2011 по 2016 годы доля накладных расходов страховых компаний возросла с 15% до 55%, из которых большая часть — судебные издержки.

Основные махинации на рынке ОСАГО: фальсификация договоров цессии и доверенностей, фальсификация экспертизы, проведение экспертизы не по Единой методике, фальсификация ДТП, повреждений, нарушение порядка досудебной претензии — направление по почте пустых претензий, решение судов на выплату по поддельным бланкам полисов, завышение стоимости услуг и экспертизы в суде и услуг самих криминальных автоюристов, поддельные исполнительные листы.

По словам исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, отдельной проблемой для страховых является инкассовое списание средств. В этом случае необходимая сумма изымается со счетов компании по решению суда, и даже если списание неправомерно, разбирательства затягивают на месяцы, а сумма как правило не возвращается, даже если доказан подставной характер ДТП.

Страховые все больше страдают от распространения липовых полисов, которых, по оценкам РСА, циркулирует порядка миллиона единиц. Они бывают полностью поддельные или напечатанные на подлинном бланке, но недействительные (не внесенные в базу АИС РСА). Последние нередко продают клиенту под видом настоящих.

Причина или следствие?

От деятельности чересчур рьяных автоюристов страдают в равной степени страховые и их клиенты — миллиарды рублей утекают из отрасли в неизвестном направлении.

Но переложить проблему на автомобилистов путем удорожания ОСАГО или других непопулярных мер — значит не решить ее, а лишь отсрочить коллапс отрасли. А заодно дать мошенникам новые возможности для заработка.

Налицо необходимость более квалифицированного контроля над документооборотом для исключения «липы», и это зона ответственности страховых, судов и других причастных организаций. А главное, масса изменений просится в законодательную базу.

Так, логично запретить переуступку прав требований, что автоматически снизит азарт автоюристов, которые не смогут играть на разнице между ценой выкупа и реальным ущербом. Штрафы необходимо взыскивать в пользу государства или автовладельца. Стоимость оценки и услуг автоюристов нужно ограничивать законодательно для исключения абсурдных тарифов.

Сами страховые признают, что многие автоюристы де-юре ничего не нарушают, и их деятельность вызывает вопросы лишь морального толка. Более того, толчок к развитию «автоюризма» дало систематическое занижение и затягивание выплат страховыми, породив у людей мотивацию обращаться к юристам заранее.

И кому, как не страховым — суть, крупному бизнесу — заниматься лоббированием соответствующих изменений? Вместо этого РСА уже несколько лет ищет путь наименьшего сопротивления, предлагая меры, которые в большей степени бьют по автомобилистам. Излюбленный метод — ставить ультиматумы: дескать, либо пусть кто-нибудь (кто именно?) победит махинаторов, либо мы лоббируем выгодные нам изменения. И касаться они будут не законодательства в целом, а лишь системы компенсации ущерба, которую страховщики считают выгодной для себя.

Уже весной нас ждет переход на натуральное ОСАГО, которое по замыслу должно избавить рынок от «черных юриков». Так ли это — покажет практика, но «черные» юристы всех оттенков появляются там, где есть конфликт и дыры в законодательстве. И если оба компонента останутся при натуральном ОСАГО, услуги юристов будут востребованными.

Натуральное ОСАГО — система, при которой денежная компенсация по ОСАГО заменяется направлением на ремонт в один из автосервисов, с которым страховая заключила договор. Законопроект принят в первом чтении, однако ко второму готовят ряд поправок, например, выбирать СТО клиенту придется при заключении договора ОСАГО.

Артём Краснов
Фото: Фото предоставлены отделением пропаганды БДД ГИБДД по г. Челябинску
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем