Авто Внедорожники: война и мир

Внедорожники: война и мир

Как ни крути, а внедорожники уже достаточно прочно вошли в нашу жизнь. Настолько, что от первоначального предназначения этих машин осталась лишь способность ездить там, где другие не проедут. Мало того, внедорожники как класс стали делиться на более частн

Как ни крути, а внедорожники уже достаточно прочно вошли в нашу жизнь. Настолько, что от первоначального предназначения этих машин осталась лишь способность ездить там, где другие не проедут. Мало того, внедорожники как класс стали делиться на более частные случаи, к примеру, кроссоверы, которых сейчас становится все больше. Само слово «джип», которым принято называть любые машины повышенной проходимости, хоть и распространено повсеместно, все же никак не станет официальным названием. Как известно, «джип» – торговая марка, принадлежащая американскому автоконцерну Chrysler. Последний настаивает, что внедорожники – они и в Африке внедорожники, а джип – это Jeep. Слово, кстати, родилось из аббревиатуры, которой создатели наградили одну из первых моделей этого типа – GP, что расшифровывалось как «General Purpose», то есть «общего назначения». Годы шли, назначение осталось, название прилипло, а откуда все началось – никто уж и не упомнит.

А началось все с войны. Армия США, задолго до открытия второго фронта, объявила конкурс на создание вездехода для командования и разведки. По понятным причинам тяжелая техника для этого не годилась: многотонные машины были слишком шумными и неповоротливыми. Обычные автомобили на испещренных бесконечными бомбежками дорогах (если эти дороги вообще были) не могли похвастаться ни устойчивостью, ни маневренностью, ни проходимостью.

Конкурс был объявлен в мае 1940 года. Армейские главнокомандующие времени на все про все отвели всего лишь несколько месяцев. Из-за этого принять участие в конкурсе смогли лишь два производителя – «Willys-Overland Motors» и «American Bantam». Чуть позже к разработке приступил Ford, специалисты которого вскоре представили своего «Пигмея». Первый этап конкурса завершился победой детища Форда, однако пройти дальше у модели не получилось.

«Виллис», в свою очередь, при создании разведывательного джипа поступил вполне по-военному: нехитрым способом промышленного шпионажа заполучил чертежи «Бэнтема» и частично воспроизвел внешний облик конкурента. К тому моменту, как это стало достоянием общественности, «Бэнтем» был уже банкротом и получить свое уже не мог.

В начале 1941 года правительственная комиссия приняла разработки всех трех участников конкурса, одновременно уточнив некоторые технические требования к автомобилям. Тем не менее, без «призов» не остался никто: каждый конкурсант получил заказ на производство полутора тысяч машин.

Через полгода комиссия еще раз пристально присмотрелась к продукции всех трех производителей. Победил «Виллис», чем разрушил было все надежды Ford получить крупный правительственный заказ. «Бэнтем» даже при всем желании не смог бы справиться с производством огромной партии, к тому же конструкция разработанной модели несколько не соответствовала требованиям армии: машина была тяжелее, хотя на испытаниях без труда справлялась с необходимыми маневрами.

«Виллису» не помешало даже то, что завод сорвал сроки выпуска первых полутора тысяч машин. В серийное производство была запущена модификация, получившая индекс «Willys MB». Ford, несмотря на проигрыш, тоже не остался в стороне: в начале 1942 года на его заводах начали производить «Виллисы» под другим именем – Ford GPW.

«Willys MB» стал поистине массовым армейским джипом: с учетом фордовских аналогов с конвейеров сошло более 650 тысяч таких машин. Значительная их часть поставлялась союзникам: в Советский Союз первые партии стали поступать уже в 1942 году, при этом наряду с «MB» Красная Армия получила и почти всю серию «MA». «Виллисы» использовались не только как командирские автомобили, но и как тягачи для противотанковых пушек. За три года было закуплено более 50 тысяч вездеходов: как ни крути, а показали они себя очень хорошо, отличившись неприхотливостью к погодным условиям и выносливостью. После войны модель была модифицирована для гражданского использования и перенесла еще несколько модификаций, пока, наконец, не пришла к современному виду, известному как Jeep Wrangler.

В Советском Союзе в годы Великой Отечественной выпускались и свои военные легковые автомобили. Первой внедорожной «ласточкой» стал ГАЗ-64, уже в 1942 замененный сначала моделью ГАЗ-67, а чуть позже модифицированный до индекса «67Б». Остроумные красноармейцы тут же прозвали советский внедорожник «Иван-Виллисом», подчеркнув этим и внешнюю схожесть с американским аналогом, и отдав дань русским «корням» машины.

По иронии судьбы, облик ГАЗ-64 копировался не с «Виллиса», а с Bantam BRC40, внешний вид которого, как мы помним, стал основой и для «Willys MA». Получив команду от Наркома тяжелого машиностроения создать аналог, группа разработчиков потратила менее двух месяцев на создание образца – от проекта до прототипа. Сжатые сроки заставили создателей использовать значительную часть деталей от других моделей, выпускавшихся в те годы

на Горьковском автозаводе. Всего выпустили 672 машины: завод сильно пострадал от бомбежек и, восстановившись, перешел к выпуску усовершенствованной версии под индексом «67». Прозвище «Иван-Виллис» перешло и на эту модель. Кроме того, красноармейцы называли ГАЗ-67 «козликом» и «блохой-воином».

В отличие от первоначальной модели, 67-ая получила расширенную до 1446 мм колею. Соответственно был переделан кузов: автомобиль, наконец, стал достаточно устойчивым на бездорожье. К окончанию войны было выпущено без малого пять тысяч машин, но и в послевоенные годы выпуск продолжился. Вплоть до 1952 года модифицированные ГАЗ-67Б продолжали сходить с конвейеров, пока не пришло время уступить место новой модели – ГАЗ-69.

Именно эта модель показала все возможности массового производства автомобилей в СССР: за два десятилетия их выпустили порядка 600 тысяч единиц. ГАЗ-69 экспортировались в десятки стран мира, кроме того, уже в 1957 году выпуск этой модели был налажен в Румынии, а еще через пять лет – в Северной Корее.

«Преемственность» моделей продолжилась в 70-х годах. Внедорожник поменял название и стал именоваться УАЗ-469. Получившийся джип заслуживает отдельной статьи, тем более, совсем недавно Ульяновский автозавод принял решение возобновить его производство. Пока отметим лишь, что «бобик» стал чуть ли не первым военным вездеходом в СССР, адаптированным для гражданского использования, хоть и использовался в основном для нужд МВД.

За океаном такой преемственности не было. Вместо того чтобы раз за разом модифицировать существующие военные джипы и присваивать получившимся моделям новые индексы, американское Министерство обороны в конце 70-х годов объявило конкурс на создание принципиально новой машины. Получившаяся модель получила совершенно непроизносимое название в лучших традициях советских многоэтажных аббревиатур: HMMWV, что расшифровывалось как «High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle», или по-русски – «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». По сравнению с «Виллисом» возможности HMMWV впечатляли: кажущийся неуклюжим угловатый монстр массой в две с половиной тонны разгонялся до 144 км/ч, а под его капотом крутился восьмицилиндровый мотор объемом 6,5 литра, развивавший мощность до 160 лошадиных сил.

Его гражданский вариант сейчас известен всем и каждому: это Hummer. Название появилось как совмещение слов Hammer (молот) и Humvee, как американцы произносили громоздкую аббревиатуру оригинала.

Что характерно, военная техника стала очень популярной в «гражданском» применении. Армейские джипы широко распространились на мирных дорогах, и экспансия продолжается: неспроста разработчики продолжают модифицировать все новые и новые модели, тем самым в некотором смысле стирая грань между войной и миром.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем