Авто Мой дом Бензин дорожает: кому дать по рукам?

Бензин дорожает: кому дать по рукам?

Медведев предложил «давать по рукам» за необоснованно увеличивающийся ценник на бензин. В последние несколько недель тема подорожания топлива как никогда актуальна: цены на бирже взлетели до исторического максимума, следом начала увеличиваться стоимость бензина и на розничном рынке. Автомобилисты недовольны, ФАС насторожена, а эксперты утверждают – снижения акцизов в ближайшие лет пять не произойдет.

Рекорд цены бензин обновился в конце июня. Тогда, по данным «Коммерсанта», на Санкт-Петербургской бирже АИ-92 подскочил до 42,3 тысячи рублей за тонну (рост на 0,36%), достигнув своего исторического максимума. АИ-95 вырос на 0,32% – до 44,3 тысячи рублей за тонну. В итоге в целом за последнюю неделю июня топливо прибавило в цене на 2%. При этом розничные цены выросли в среднем на 12-20 копеек, что не так значительно. Добавим также, что в прошлый раз установление рекорда по стоимости топлива произошло в октябре 2014 года – тогда это связали с масштабными ремонтными работами на НПЗ, вызвавшими нехватку бензина.

Через неделю после установления нового максимума цены снова поползли вверх. Причем неравномерно. Так, по данным информационно-аналитического центра «Кортес» на 5 июля, в среднем по России цена на АИ-92 увеличилась на 9 копеек – до 34,9 рубля за литр. Но только не в Южном федеральном округе – там ценник скакнул на 16 копеек. В итоге с начала 2016 года АИ-92 в целом подорожал на 91 копейку.

Что касается АИ-95, то с ним аналогичная ситуация произошла в Уральском федеральном округе. Если по стране он вырос лишь на 11 копеек (до 37,88 руб.), то на Урале – на 14.

1 из 2

Динамика розничных цен на АИ-95 и АИ-92 для России, по данным сервиса Yandex.ru

С начала 2016 года АИ-95 в России подорожал на 99 копеек. За год – на 1,55 руб. За пять лет рост составил почти 10 рублей (в 2011 литр АИ-95 стоил 28,26 руб.). А между тем каждый лишний рубль в цене бензина – это почти 2000 рублей дополнительных расходов для автомобилиста в год, что сопоставимо с транспортным налогом на машину небольшой мощности (расчет при условии среднего расхода – 10 л/100 км, пробег – 20 тысяч км в год).

На неравномерный рост цен на бензин по стране обратил внимание и премьер-министр Дмитрий Медведев. По его мнению, опережение общероссийского тренда по увеличению стоимости топлива в некоторых регионах заставляет задуматься о добросовестности поставщиков:

«У нас нет юридических оснований просто сказать, что давайте унифицируем цены на топливо в масштабах страны. Это малореально, если говорить прямо, – цитирует премьера РИА "Новости". – Но вот что, мне кажется, нужно делать обязательно – это следить за тем, чтобы поставщики топлива не использовали удаленность территорий для того, чтобы наживаться на этом. То есть, иными словами, зарабатывать слишком много, получать норму прибыли, не сопоставимую с их затратами».

Реагировать на такие вещи Дмитрий Медведем предложил силой, а именно – «бить по рукам» с помощью системы антимонопольного регулирования: «Можно довольно сильно дать по рукам. Просто если посмотреть, каким образом растут цены, где избыточное вознаграждение поставщиков, где, по сути, спекулятивная игра на рынке присутствует».

Отметим, что объяснение подорожанию топлива в некоторых регионах все-таки находится. Так, например, в Челябинске причиной резкого прибавления бензина в цене назвали израсходование старых запасов, приобретенных по более низкой оптовой стоимости.

С 1 апреля 2016 года топливные акцизы были увеличены на 2 руб./л для бензина и на 1 руб./л для дизельного топлива. Причем это повышение было внеплановым: первое, по графику, случилось в январе 2016. Тогда акцизы были увеличены на бензин четвертого класса – на 2,4 руб./литр до 7,9 руб./литр; акциз на дизтопливо составил 3,3 руб./литр.

В период с 27 июня по 3 июля в столице Южного Урала ООО «Регион» установило новую стоимость дизеля на 70 копеек выше старой. Компания «Газпромнефть-Урал» увеличила ценник на АИ-92 на 30 копеек, а АИ-95 на заправках «Башнефсть-Розница» стал дороже на 20 копеек. Как сообщают в УФАС России по Челябинской области, произошло это потому, что в настоящий момент началась реализация топлива, закупленного уже после вступления в силу новых повышенных акцизов.

Кстати, об акцизах. В ближайшее время их снижения ожидать не стоит. С таким прогнозом выступил первый заместитель Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов.

«Тенденции на снижение акцизов на бензин не будет, это точно. Дело в том, что последние три года мы достаточно интенсивно вводим акцизы на бензин. Первоначально это было связано с тем, что планировалось отменить транспортный налог, но его так и не отменили, – цитирует Катасонова агентство "Москва". – Потом мы вводили повышение акцизов для пополнения бюджета, и так или иначе мы постоянно к этой теме возвращаемся под разными предлогами. То ли это наполнение дорожного фонда, то ли ужасное состояние дорог. Мы можем этот вопрос поднять, но я думаю, что в ближайшие пять лет снижения акцизов на бензин не будет».

Напоминаем, с 1 июля 2016 года в России запрещена продажа топлива с экологическим классом ниже пятого. Изначально переход на «Евро-5» был запланирован на начало 2016 года, однако в конце прошлого года период, когда разрешено использование топлива «Евро-4», был продлен до 30 июня 2016 года. Большинство крупных игроков перешло на продажу топлива «Евро-5» заранее, поэтому никаких шоковых явлений на рынке не предвидится. Однако новые экологические стандарты могут стимулировать повышение стоимости топлива.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем