Авто Изучаем самые запутанные схемы кругового движения

Изучаем самые запутанные схемы кругового движения

Даже специалисты не всегда понимают, как проезжать круговые перекрестки

От редакции: в очередной «Авторской колонке» наш постоянный автор и автоэксперт Юрий Панченко поднял одну из самых «непрозрачных» областей ПДД — проезд перекрестов с островком посредине, например кругового движения. По его мнению, даже в тестах уважаемых изданий встречаются не вполне корректные трактовки этих правил, не говоря о смятении в умах самих автомобилистов.

На сайте журнала «За рулем» 30 мая текущего года появился тест для водителей, касающийся проезда перекрестков с центральным островком посередине. С некоторыми ответами в данном тесте трудно согласиться. Данный тест может вводить водителей в заблуждение, которое дорого им обойдется.

Начнем с первого вопроса. Попробуйте ответить на него, а ниже мы разберем нюансы.

ТЕСТ
1 / 3
Сколько перекрестков вы видите на этой схеме?
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
2 / 3
Сколько нарушителей вы видите на схеме (при условии, что каждый автомобиль продолжит движение по предложенной траектории)?
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
3 / 3
У кого из водителей приоритет в движении?
  • Приоритет у автомобилей 1 и 3
  • Приоритет у автомобилей 2 и 4
  • Приоритет у автомобилей 2 и 3
  • Порядок разъезда определяется самостоятельно

Правильный ответ по версии сайта «За рулем» — четыре. Реально правильный ответ — один.

Здесь пересекаются две дороги. Единственное отличие от простого перекрестка — наличие центрального островка. Собственно кольцо не образует отдельную дорогу. Та часть перекрестка, по которой движутся автомобили вокруг центрального островка, по-научному называется проезжая часть кольцевого пересечения, предназначенная для движения автомобилей при объезде центрального островка.

С такой постановкой вопроса согласен и Верховный суд. При движении по кругу «против шерсти» наказывают по ч. 4 ст. 12.15 КоАП, как за выезд на полосу встречного движения, а не по ч. 3 ст. 12.16 КоАП, как за движение во встречном направлении по дороге с одностороннем движением.

Наличие знаков приоритета не говорит о наличии перекрестка — по ГОСТ они могут ставиться на перекрестке перед каждым пересечением проезжих частей.

Четвертый вопрос теста: водитель, въехавший на перекресток с круговым движением под знак 4.3, будет иметь преимущество в движении на всех примыканиях к круговой дороге. Так ли это?

Правильный ответ по версии сайта — «Зависит от наличия других дорожных знаков». Такая интерпретация — ловушка для дорожных служб.

Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения закрепляется приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. То есть, если в ПДД записано, что водитель, движущийся по кольцу, имеет преимущество перед теми, кто на него въезжает, то государство либо должно обеспечить выполнение этого правила на перекрестках, обозначенных знаками 4.3 «Круговое движение», либо данные знаки снять, и объезд центрального островка организовать с помощью иных знаков. Пример организации такого движения показан на первом рисунке.

Таким образом, если приведенная комбинация знаков приведет к ДТП, то ответственность будет нести контора, отвечающая за организацию движения на перекрестке.

Напоминаю, что путаница возникла из-за того, что в действующей редакции п. 13.11.1 ПДД забыли написать фразу, что он касается только пересечения равнозначных дорог. Так же напоминаю, что нынешняя редакция данного пункта противоречит «Конвенции о дорожном движении».

По версии сайта «За рулем» — два, реально — три.

Я абсолютно согласен, что при выезде с перекрестка водители автомобилей 1 и 3 нарушают п. 8.5 ПДД. Выезд с перекрестка с круговым движением — маневр правого поворота, следовательно, водители обязаны занять крайнее правое положение — внешний круг, как это сделал водитель автомобиля 4.

Но водитель автомобиля 2 также нарушает. Въезд на круговое движение — тоже маневр правого поворота, и водитель согласно п. 8.6 ПДД обязан двигаться по возможности правее, то есть повернуть на внешний круг, а он этого не сделал. Вопрос уровня выпускника автошколы: билет 23 вопрос 8 — допустимая траектория движения только А на рисунке ниже.

Правила требуют при повороте направо держаться как можно правее

Пункт 8.6 ПДД важен и для следующего вопроса.

По версии сайта водители должны разъезжаться по помехе справа — п. 8.9 ПДД.

На самом деле водителя 4 в данной точке быть не должно, он обязан поворачивать по возможности правее — на внешний круг, но данного требования не выполнил. Нынешняя позиция Верховного суда однозначна, нарушители ПДД преимущества не имеют. Потому приоритет принадлежит водителю 3.

Хотя и ему можно предъявить нарушение ПДД в случае, если будет доказано, что он мог двигаться по возможности правее, но данной возможностью не воспользовался.

Начиная с 2010 года в ГАИ пытаются улучшить ПДД в части проезда круговых движений. Но внесенные изменения только запутывают водителей.

Юрий Панченко
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем