Авто Менять или подождать?

Менять или подождать?

Знакомый, занимающий высокий пост в одном из банков, владеет BMW X3 прошлого поколения и размышляет: есть ли смысл его менять? По его оценкам, стоимость не превышает 700 тысяч рублей, но автомобиль объективно неплох. Зуд обновить машину идет рука об руку с тем фактом, что причин делать это нет. И ситуация весьма типична.

У всех, кто хотел машину, она уже есть. И почти у всех есть импульс сменить ее. Даже если мы не рыщем по автосалонам, то составляем мысленный short-list кандидатов впрок – по крайней мере, все мужчины делают так.

Имеет ли смысл менять автомобили так часто, как делаем это мы, россияне? По статистике, это происходит раз в четыре с половиной года, причем для иномарок срок еще меньше и примерно совпадает с истечением гарантии. Три года – новая машина.

Я составил список популярных причин к смене автомобиля и задумался над их обоснованностью.


Покупать кроссоверы многих толкает погоня за пространством в салоне и толерантностью к плохим дорогам

Объективные

Погоня за функционалом. Иногда мы меняем машину ради объективных качеств. Устал осторожничать в разбитых дворах – покупаешь кроссовер. Приросло семейство – выбрал компактвэн. Стал чаще ездить по трассе: сменил машину ради более мощного мотора.

Это рациональная причина, и наверное, во многих случаях такой шаг обоснован. Если в семье шесть человек, понятно, что пятиместка может не устроить.

Но я почти убежден, что эта причина в чистом виде встречается не так часто, и куда больше случаев, когда она маскирует один из субъективных мотивов, о которых ниже.

Риски дорогого ремонта. Чем старше машина, тем больше технических проблем. Сегодня новые машины примерно одинаково надежны, и основная разница в качестве начинает проявляться через 100 000 км пробега. И для многих это сильная мотивация к смене: человек привыкает тратиться на техобслуживание раз в год и не хочет возвращаться в непредсказуемый и загадочный мир российского автослесаринга.

Эту причину я слышу чаще всего. Зачем меняешь авто? «Мне кажется, он скоро сыпаться начнет... Боюсь, потом вообще не продам...» Думаю, в этом есть доля лукавства. Если исключить убитые экземпляры, при нормальной эксплуатации автомобиль если и требует замены деталей, то не самых дорогих: сцепление, амортизаторы, колодки. Во многих случаях общие расходы на новый автомобиль во много раз превышают потенциальные вложения в ремонт подержанки. Особенно, если учесть кредит, страховку каско, недешевое дилерское обслуживание и особенно потерю стоимости.

Поэтому боязнь ремонтов редко встречается в рафинированном виде, и является лишь одним из провокаторов процесса.

ДТП. Наверное, единственная бесспорная причина для быстрого избавления от машины – это серьезное ДТП. Иногда восстановить дешевле, но психологически тяжело ездить на автомобиле, который пережил сильный крэш, да и не всегда безопасно.

Субъективные

Любопытство. Коль скоро новые модели выходят чаще, чем у нас рождаются дети, а реклама обещает «прямо вау», очень хочется сменить машину ради самого процесса смены. Это сродни желанию многих отбыть за границу на ПМЖ: толком и не знаешь, что ждет, но однозначно убежден – там лучше.

Поскольку в силу профессии я перепробовал машины разных классов, во мне окрепло убеждение, что любопытных ждет разочарование. Конечно, все зависит от масштаба скачка: если пересесть со старых «Жигулей» в новую «Короллу» (да даже «Нексию»), почувствуешь себя, как в раю. Или если сменить Ford Focus на BMW X3.

Но если не брать столь экстремальные варианты, то эмоции будут более блеклыми, чем предполагает разница в цене. Новая машина, возможно, будет крупнее и чуть проходимее, но все это, скорее, осознаешь, чем ощущаешь.

Отличия в машинах разных классов существенно скромнее, чем возможности человеческого организма по адаптации (именно поэтому некоторые чувствуют себя в «Жигулях» так же уверенно, как кто-то – на BMW X5). Инженеры выжимают проценты характеристик тут и там, но к «хорошим» процентам мы быстро привыкаем, а к «плохим» становимся нечувствительны благодаря умению приспосабливаться. И через две недели от упоения новой машиной может не остаться и следа. Вспоминаешь старую и думаешь: на кой черт связался?

Китч. Новая машина, даже без объективной необходимости, это знак окружающим: «У меня все хорошо. Я не стою на месте. Меня ценят». Новая машина – это знак самому себе, этакий километровый столб на карьерном пути. О ней приятно рассказать друзьям (по возможности невзначай), приятно созерцать в окне, приятно сажать в нее детей, попутно вспоминая, как хорошо было в старой с ее немарким салоном.

Поиск идеала. Еще один сильный мотив, который свойственен в основном мужчинам, с детства мечтавшим о какой-нибудь машине. В те годы у них сформировался образ идеального авто, этакой автомобильной половинки самого себя, и коль скоро реальные машины зачастую слишком пластмассово-железные, и не соответствует той мечте, человек может искать ее методом перебора достаточно долго. Слышал подобные рассказы от владельцев «Мерсов» и «БМВ»: мол, пробовал то и сё, но как сел на эту машину, сразу понял – моё!

Есть деньги. Типично российская черта. Завелась сумма – допустим, 300 тысяч рублей. Что с ней делать? Если деньги шальные, можно оставить на черный день или положить в банк. Если ожидаешь, что будет еще – хочется потратить. Вариантов не так уж много: на квартиру не хватит, для отпуска жирновато. «Поменять машину» – самый очевидный вариант, даже если ничто не говорит в его пользу. Как раз хватит, чтобы сдать пятилетний Focus в пользу нового «Гольфа».

Менять или подождать?

Складывается впечатление, что средний класс россиян при смене машины руководствуется больше субъективными причинами. Сформулируем так: объективный порог смены автомобиля для большинства – лет пять-семь, но субъективные причины сокращают его раза в два.

Хорошо это или плохо? В целом, неплохо, если исключить варианты с дикими кредитами и прочей нечистью. Это дает толчок экономике и ведет к постепенному обновлению автопарка (еще бы наладить систему утилизации хлама).

Однако такая ветреность – явление временное, и скоро влияние субъективных факторов сойдет на нет. В каком-то смысле мы станем ближе Европе, где мотивы к смене автомобиля более рациональны.

В ближайшей перспективе ажиотаж снизит начавшееся подорожание автомобилей: так, цена Renault Duster поднялась в среднем на 12 тысяч, Hyundai Solaris – на 9 тысяч. С 10 февраля переписал прайсы Opel: ходовые модели подорожали примерно на 20 тысяч. И это далеко не полный список. Стоимость машин корректируют или планируют сделать это почти все производители, что связано как с изменением курсов валют, так и введением утилизационного сбора. И это не считая растущей стоимости владения из-за цены бензина, экологического налога и нового ОСАГО.

Становится меньше возможностей, но становится и меньше желания. В нулевых мы чувствовали себя, как пятилетние в «Детском мире»: от доступности и многообразия новых игрушек разбегались глаза. Но потребительская эйфория постепенно сходит на нет, и мы начинаем видеть в автомобиле не только воплощение мечты со вкладыша жвачки Turbo, но очередной продукт с тщательно отмеренным набором качеств. И за каждое нужно платить, в том числе за те, которые лично вам не очень нужны.

Ну так все-таки, менять или подождать? Мой ответ – меняйте. Если есть возможность и желание – меняйте. Потому что скоро может не остаться либо одного, либо другого.

Фото: Фото Олега КАРГОПОЛОВА и Артема КРАСНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем