«В трудное время выживает тот, кто умеет ловить рыбу в мутной воде» – этот принцип за последний год стал ключевым для многих компаний. Погоня за количеством в совершении сделок на рынке лизинговых услуг как никогда показала свою ущербность, поставив во главу угла качество работы бизнеса. Руководитель компании «Эксперт-Лизинг» Екатерина Плинокос констатирует: доказать свою надежность сегодня вдвойне сложнее.
– Екатерина, десятки лизинговых компаний за прошедший кризисный год свернули свою работу на Южном Урале. Какой период оказался самым тяжелым?
– Еще в сентябре 2008 года все было замечательно: шли выгодные сделки на хорошие суммы. Снижение пошло в ноябре-декабре, когда проблемы банков стали очевидными. Самым сложным стал первый квартал, когда начались трудности у контрагентов.
– Для многих лизинговых фирм это и стало причиной ухода с рынка.
– Да, и в такое время есть только один способ сохранить бизнес – работать. Мы, например, пускали в оборот собственные средства. Пусть «Эксперт-Лизинг» и не самая крупная в сравнении с федеральными игроками компания, но у нас достаточно чистый портфель. Каждый клиент тщательно проверялся с первого дня работы. Поэтому, даже когда наступил кризис, для нас единичные задержки платежей были не критичны, мы пережили их спокойно. Объем сделок, конечно, сократился и по итогам девяти месяцев составил немногим более 143 млн руб. Давать прогнозы на будущий год пока рано, особенно в наше нестабильное время.
– Какие сделки помогли вам пережить «точку кипения»?
– Клиенты, конечно, притормозили с планами развития, однако шли сделки по легковому и грузовому транспорту. Как ни крути, а техника устаревает, работать на чем-то нужно. «Эксперт-Лизинг» активно ведет сделки по Уральскому Федеральному округу. Конечно, в 2009 году очень сократилась работа по Южному Уралу – все же промышленный регион пострадал от кризиса сильнее других. Чуть лучше себя чувствовали северяне. Они стали для нас своеобразным индикатором: если к нам обращались компании из Тюменской области, ХМАО или ЯНАО, значит, и другие области тоже скоро начнут «оживать». Так что сделки шли с компаниями, имеющими отношение к нефтяной и газовой промышленности, а также транспортными организациями, пищевиками.
«Те клиенты, которым пришлось нелегко, сейчас закрывают и текущие, и прошлые платежи. Надежным партнерам мы помогли сохранить бизнес».
– Структура сделок изменилась?
– «Эксперт-Лизинг» изначально ориентировался на лизинг автомобилей – легковых и для маршрутного бизнеса. В 2007 году началась работа по грузовому транспорту, спецтехнике, дорожно-строительной технике, затем добавили оборудование. Но тем не менее основную часть в сделках у нас занимал и занимает именно автотранспорт. Кстати, по итогам девяти месяцев в сегменте лизинга автомобилей компания «Эксперт-Лизинг» заняла 10 место среди крупнейших лизинговых компаний РФ по объему нового бизнеса РФ по УРФО (данные агентства «Рослизинг»).
– Из-за кризиса лизинговые компании начали вводить дополнительные комиссии и менять условия работы с клиентами…
– Нет, хотя контрагентов стали отбирать более тщательно. Кризис показал, что рост сделок, конечно, важен, но чистота портфеля имеет большее значение. Срок принятия решения у нас – два-три дня, но предварительное решение мы готовы выдать в течение часа. На прежнем уровне остался авансовый платеж – от 10%; удорожание предмета лизинга – от 9% в год, срок лизинга – до трех лет. Дополнительные комиссии мы не вводили и пока не планируем.
– Как вы в целом оцениваете прошедший год?
– Для нашей компании он был непростым, но все же мы не сокращали зарплаты и штатное расписание – даже взяли дополнительно еще двух специалистов, начали развивать для удобства клиентов новую версию корпоративного сайта. Кризис нам дал больше времени на завязывание новых контактов. Не буду скрывать, иногда нас подводили. Но для других мы рассматривали гибкие графики платежей, давали стоп-периоды. И этот подход себя оправдал: те клиенты, которым пришлось нелегко, сейчас закрывают и текущие, и прошлые платежи. Надежным партнерам мы помогли сохранить бизнес.
* На правах рекламы.