RU45
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Кургане
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

3 м/c,

южн.

746мм 68%
Подробнее
USD 103,95
EUR 110,48
Бизнес Экономика Деньги – в железо: россияне спасаются от кризиса

Деньги – в железо: россияне спасаются от кризиса

Высокие цены, запредельные ставки по кредитам и снижение реальных доходов отобьют у россиян желание приобрести новый автомобиль в этом году. Те, у кого была наличность, совершили покупку еще в декабре по старым ценам, спасаясь от девальвации.

Успеть за 30 дней

Падает экономика – падает и авторынок. В 2014 году было продано 2,34 миллиона легковых и легких коммерческих авто, то есть на 10,2% меньше, чем годом ранее, подсчитали эксперты компании PwC. Ситуацию, по мнению экспертов, спас декабрь, когда россияне массово скупали автомобили – за месяц было продано 270 тыс. автомобилей.

В 2014 году было продано 2,34 млн автомобилей. По данным компании «АвтоСпецЦентр», самыми продаваемыми стали LADA (16,2% рынка), KIA (8,4%), Hyundai (8,1%). Повысился спрос на Mazda, Nissan, Mitsubishi и Infinity.

«В условиях резкого падения курса национальной валюты автомобили стали средством вложения свободных средств. Учитывая, что цены на автомобили разные марки поднимали постепенно, в декабре 2014 года покупатели успели приобрести автомобили по старым ценам, которые еще оставались на складах у дилеров», – комментирует старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ24 Алексей Токарев, добавляя, что покупали, в основном, за наличные. За счет этого, по данным FOREX CLUB, декабрьский бум продаж поднял рынок на 2,4%. Но уже в январе он снова обвалился на 24,4% г/г. Сильнее всего «просели» импортные автомобили – падение продаж на 20% против 15% для отечественных марок и 2% для иномарок российской сборки.

Продажи автомобилей падают уже два года, продолжает Алексей Токарев, снижение спроса началось еще в марте 2013 года. В прошлом году, по словам старшего аналитика ГК FOREX CLUB Алены Афанасьевой, ситуацию усугубил ряд факторов, и даже меры по повышению спроса населения, предпринятые правительством, не принесли желаемого результата.

Во-первых, с 1 января 2014 года отечественных автопроизводителей наравне с иностранными обязали уплачивать утилизационный сбор, размер которого в зависимости от объема двигателя составляет для новых легковушек 17,2 – 110 тыс. рублей. «Это означает, что даже модели эконом-класса, наиболее востребованные в кризисные времена, могли подорожать на эту сумму без учета фактора девальвации. Автокомпании должны были потерять порядка 118,9 млрд рублей», – уверена Алена Афанасьева. Долгое время основным драйвером роста были автокредиты, продажи которых в прошлом году, по данным ВТБ24, упали на 35% по объему и на 40% по количеству.

Если кредит – то на дорогую машину

Доля автомобилей, приобретаемых в кредит, за 2014 год снизилась до 28%, по данным ВТБ24. НБКИ подсчитало, что она достигла 40,5%, а выдача автокредитов без учета Сбербанка уменьшилась всего на 22,3%. «В 2014 году автокредитование демонстрирует один из самых высоких показателей снижения темпов», – указывает генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин. По его мнению, это связано с более строгим отбором новых заемщиков со стороны банков, свой вклад вносит и волатильность на финансовом рынке, особенно проявившаяся в конце года.

По данным Frank Research Group на 1 января 2015 года, лидер рынка автокредитования по доле – группа Сбербанк (8,9% Сетелем и 6,8% Сбербанк), за ней следуют ВТБ24 (12,7%), Русфинанс Банк (9,1%), ЮниКредит (8,9%). В топ-10 вошли также Росбанк, Тойота банк, Райффайзенбанк, Кредит Европа Банк и Фольксваген Банк РУС.

Спрос и дальше будет падать, уверены эксперты. «Это вызвано, в первую очередь, ростом ставок по кредитам (в том числе и по автокредитам), а также реальным снижением доходов населения вследствие обесценивания рубля. В текущих обстоятельствах на повседневные траты людям требуется больше денег. В результате этого доля средств, которые они готовы направить на платежи по кредитным обязательствам, значительно сократилась», – поясняет Алексей Токарев.

При этом, по его наблюдениям растет средний размер автокредита: в условиях сохранения среднего первоначального взноса повышение примерно равно уровню роста цен на автомобили. «Вместе с этим можно отметить рост предпочтений в пользу автомобилей-внедорожников и иномарок более высокого класса. Кстати, премиальный сегмент проседает не так быстро, как бюджетный: при появлении новых моделей спрос на них оживляется», – комментирует он.

В среднем ставки по автокредитам начинаются от 16%. При этом, как сообщает РБК, ряд банков иностранных производителей также повысил ставки, отказавшись от скидки от автокомпании. MMC Bank Rus, банк Mitsubishi, предлагает занять у него 1 млн рублей под 19,9% на два года и с первоначальным взносом 15%. Столько же, но со взносом 20%, составляет ставка у банка Toyota. Nissan на тех же условиях кредитует под 22,5%, Renault – под 23,9%, Mercedes – под 24,5%. Тогда как универсальные банки, среди которых ВТБ24, готовы предоставить 1 млн рублей на покупку автомобиля под 16,5%. Русфинанс Банк и дочерняя структура Сбербанка Cetelem – под 26% и 24,5% соответственно.

Государство, вмешайся!

Падение спроса на авто продолжится, если государство не предпримет мер. «Определенные попытки уже предприняты. Во-первых, программа утилизации и trade-in будет продлена в 2015 году на тех же условиях, то есть можно ожидать, что еще 170 тыс. автомобилей будет реализовано за первое полугодие», – поясняет Алена Афанасьева.

Кроме того, ведется разговор об отмене утилизационного сбора для авто экологического класса Евро-4 и Евро-5, которые были произведены в России. Эксперты заявляют, что «поднять» автопром можно стимулируя автокредитование, к примеру, запустить программы субсидирования ставок. «Положительный опыт предыдущих государственных программ мог бы стать основной для введения новых инструментов, направленных на восстановление отрасли в целях улучшения всей российской экономики», – отметил исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.

Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Цены растут на всё, это не отговорка»: как и почему в Кургане меняют тариф на содержание МКД
Александр Скворцов
гендиректор ООО «УК „Жемчужина“»
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объяснила, что запрещено дарить женщинам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления