В Курганском городском суде по делу бывшего руководителя регионального УФНС Владимира Рыжука накануне дали показания свидетели со стороны защиты. Его обвиняют в получении взятки в 500 тысяч рублей от застройщика Владимира Баскаля и растрате. По версии следствия, Рыжук на служебном автомобиле Toyota Highlander неоднократно ездил в Тюмень по личным делам, чем нанёс ущерб бюджету более чем на 394 тысячи рублей. Задержали руководителя регионального УФНС в феврале 2018 года. Допрашивать свидетелей обвинения суд закончил 11 декабря.
На это судебное заседание адвокат Рыжука пригласил двух свидетелей. Одного из них, Анатолия Милюкова, не было в заявленном списке свидетелей, и прокурор Алексей Киселёв попросил защитника аргументировать необходимость допроса Милюкова.
— Когда Рыжук во время следствия был допрошен, он говорил, что о поездке в Магнитогорск известно свидетелю Милюкову. Следствие не установило истинного человека, о котором говорил Рыжук. Но допросило, как мы слышали, в прошлом судебном заседании, некого свидетеля Маликова. Следствие рассчитывало, что это тот человек и есть. Согласно допросу этого Маликова, он Рыжука не знает и никогда о нем не слышал, — говорит адвокат Сергей Бузунов.
Поэтому сторона защиты пригласила именно того человека, на которого в своих показаниях ссылался Рыжук. Анатолий Милюков — генеральный директор двух фирм «Точка Юга» и «РТ-Геотех», он познакомился с бывшим начальником УФНС России по Курганской области в начале 2016 года на заседании налоговой службы, где Милюков докладывал о работе своей фирмы. По рабочим вопросам с Владимиром Рыжуком свидетель пересекался часто и даже помогал организовывать поездку в Магнитогорск на хоккейный матч, о которой в своих показаниях ранее сообщали свидетели обвинения.
Поездка, утверждает Анатолий Милюков, была исключительно деловой. Несколько бизнесменов хотели обсудить с Рыжуком возможность перевода своих предприятий в Курганскую область.
— Почему ехать нужно было в Магнитогорск, а не встретиться в Кургане, Екатеринбурге или еще где-то? — интересуется адвокат Рыжука.
— В Кургане встретиться отказывался Владимир Алексеевич. А в Екатеринбурге не получалось всё никак. Соответственно, представители нескольких компаний предложили обсудить вопрос на хоккейном матче в Магнитогорске. Рыжук был на это согласен, — поясняет свидетель.
В последний момент, вспоминает Милюков, встреча не состоялась — предприниматели не смогли приехать. Сам Милюков участвовать в этой встрече не собирался, хотя и сказал, что занимался её организацией.
— Эта встреча не касается моего вида деятельности. Я не знаю, кто приобретал билеты, я ничего не приобретал. Я не должен был туда приезжать. Туда должны были приехать представители компаний, которые хотели переехать. Я не знаю фамилии данных людей и юридических лиц, — рассказывает Милюков.
— А откуда тогда вы знаете, что они должны были приехать? — задает вопрос государственный обвинитель.
— У меня был мой товарищ, который их знал. Его зовут Андрей, с того времени с ним больше не общаюсь, фамилии и номера телефона не знаю. Бизнесмены хотели обсудить перевод бизнеса из одного субъекта в другой — из Свердловской области в Курганскую. Инициаторами, со слов Андрея, были представители бизнеса. А в Кургане отказывался встретиться сам Рыжук, — поясняет Анатолий Милюков.
На вопрос прокурора встречался ли Милюков с Владимиром Рыжуком в налоговой инспекции, свидетель ответил: «Нет». Но когда во время дачи показаний сам Рыжук напомнил, что таких встреч было несколько, уже из зала суда Анатолий Милюков попытался сказать: «Да, так и было». Но судья прервал его и попросил соблюдать тишину.
Второй свидетель защиты, занимавшийся в 2015 — начале 2018 годов курированием налоговых проверок и плотно работавший с Рыжуком в течение всего этого времени перед дачей попросил у суда разрешения, чтобы представители СМИ его не фотографировали и не выкладывали в Интернет. Ему вопросы задавал преимущественно сам Рыжук: в частности, он спрашивал про организацию выездной проверки в отношении «Тюменьтел». Это должно было доказать рабочий характер частых поездок в Тюмень. Также Владимир Рыжук интересовался событиями дня 22 февраля 2017 года, когда, по версии Баскаля, предприниматель передал Рыжуку деньги.
Эпизод с Баскалем, считает Владимир Рыжук, вообще имеет много странностей. Например, он вспоминает, что, говоря о его задержании 22 февраля 2018 года, представители МВД заявили о задержании с поличным при передаче взятки.
— По факту, что было: 22 февраля я являюсь в суд для допроса в качестве свидетеля по ранее возбужденному уголовному делу. Тут мне предъявляют обвинения по заявлению Баскаля о даче взятки 22 февраля 2017 года. Проводят очные ставки с Баскалем. Задерживают меня, забавное совпадение по числу и месяцу, — говорит Рыжук.
Во время дачи показаний он упоминает еще несколько несовпадений в показаниях Баскаля. Например, со слов обвиняемого, помочь с продажей квартиры Рыжука в Тюмени предложил сам Владимир Баскаль. Предприниматель ранее на судебном заседании утверждал, что это Рыжук обратился к нему с просьбой помочь продать квартиру.
— Баскаль поинтересовался, почему я не покупаю жилье в Кургане. Я ответил, что не планирую покупку квартиры, так как год назад взял в ипотеку квартиру в Тюмени и стараюсь продать квартиру, в которой раньше жил в Тюмени и квартиру жены, чтобы погасить ипотеку. Но пока без результата. Баскаль сказал, что у него есть знакомые, которые могут помочь с продажей квартиры. Конечно, это было в моих интересах: при продаже трёхкомнатной квартиры мне бы хватило средств для погашения ипотеки, и нам с женой не пришлось бы продавать двухкомнатную квартиру, которую мы продали за 5,5 миллиона. Он попросил у меня информацию о квартире, площадь, адрес, фотографии и телефон того, кто может показать квартиру. Я все ему скинул по мессенджеру, либо передал на бумаге, — рассказывает Рыжук.
Вопросы у Рыжука есть и к следствию. Например, когда Владимир Баскаль согласился пройти исследование на полиграфе, Рыжук и его адвокат попросили включить в список несколько дополнительных вопросов, им отказали, не объяснив причины. Жаловался Рыжук и на давление со стороны следователей и представителей силовых структур. Его якобы призывали оговорить себя и признать вину.
— В СИЗО меня посещали сотрудники областного УЭБ и ПК, приезжали москвичи из главка и предлагали мне оговорить себя, признать свою вину. Либо рассказывали, что со мной будет в дальнейшем происходить. Мне говорилось о том, что оперативным сотрудникам достоверно известно, что в марте 2017 моя супруга получила от коммерсанта 4 миллиона рублей, которые перевела мне на карту. Сотрудников полиции не интересовало, откуда эти деньги, почему их перевели, — говорит Рыжук.
По словам Рыжука, это были деньги от продажи квартиры в Тюмени за 5,5 миллионов рублей. Приводить аргументы в свою защиту дальше Рыжуку не дал адвокат, пояснив суду, что это преждевременно. На вопросы прокурора отвечать Владимир Рыжук будет на следующем заседании, которое состоится в январе 2019 года.
Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber по номеру 8(3522)22–91–60, в наши группы «ВКонтакте» и «Одноклассники»