Схемы телефонного мошенничества становятся всё изощренней, так что даже самые благоразумные и осторожные рискуют попасться на крючок и расстаться с деньгами. Среди жертв мошенников могла оказаться и москвичка Елена Соколова. Пенсионерке, как и многим россиянам, не раз звонили разного рода злоумышленники, но новая схема оказалась очень убедительной и чуть не оставила без сбережений и Елену. Подробности она рассказала нашим коллегам из MSK1.RU в своей колонке.
Меня никак не назовешь неосторожным или неграмотным человеком, когда речь заходит о безопасности счетов. Я даже не раз участвовала в конкурсах на знание цифровых технологий среди пенсионеров, а в таких олимпиадах часто есть отдельный блок про безопасность.
Разумеется, мне, как и всем, звонили «банковские сотрудники» с новостями о подозрительных переводах, звонили и якобы из Следственного комитета, чтобы рассказать о расследовании, где страшно необходимы мои показания, но еще больше необходимы данные моей карты. Всё это я слышала не раз и сразу же блокирую номера, с которых такие звонки поступают. Но около недели назад мне позвонили якобы из Пенсионного фонда России. Около 10 минут разговора — и я уже диктовала незнакомому человеку данные своего СНИЛС. Как так произошло? Сама не знаю. Всё дело в очень правдоподобной схеме, которую умело развернули обманщики.
У позвонившего был приятный, располагающий голос, качество связи тоже было хорошим. Молодой человек сообщил, что, согласно недавно принятому закону (номер тоже, конечно, назвал), я могу претендовать на прибавку к пенсии. Для того, чтобы ее получить, нужно лично прийти в отделение Пенсионного фонда и написать заявление.
Я, кстати, сразу же с большим подозрением отнеслась к звонку и несколько раз порывалась бросить трубку, но в итоге засомневалась.
Что мне предложил молодой человек — это записать меня на прием в отделение ПФР, чтобы такое заявление подать. При этом он назвал адрес реального отделения Пенсионного фонда в моем административном округе. Но, что интересно, по месту жительства я привязана к другому отделению. Это меня смутило, я сказала, что обычно обращаюсь не по этому адресу. Оператор возразил, что конкретно меня поручили вести ему лично, поэтому записаться нужно именно к нему в кабинет.
В какой-то момент я всё же бросила трубку, слишком уж подозрительным продолжал казаться мне разговор. Не прошло и минуты, как молодой человек перезвонил. В его голосе было, казалось, искреннее удивление, он спросил, почему я разорвала связь. Потом он похвалил меня за осмотрительность, сказал, что у него самого есть пожилая мама, которую он учит защищаться от мошенников. Но сам-то он из официального ведомства, его работа — сообщать москвичам о том, на что у них есть законное право.
С толку сбивало именно то, что он был максимально конкретен. Существующее отделение, номер кабинета, ФИО, какие-то процедурные моменты.
Я сказала, что могла бы и сама записаться, позвонив в отделение, но он возразил, что на подачу именно этого заявления записать может только сотрудник через внутреннюю электронную систему фонда. То есть, без его любезной помощи надбавки мне не получить.
Он предложил несколько временных промежутков, я выбрала удобный мне. Началась самая интересная часть разговора, где мне полагалось продиктовать якобы сотруднику Пенсионного фонда свои паспортные данные. Это меня очень смутило.
Из соседней комнаты дочь, слышавшая мой разговор, крикнула, чтобы я была аккуратна.
Я продолжала сомневаться, всё казалось уже не таким однозначным. Видя, что я остро среагировала на просьбу продиктовать серию и номер паспорта, молодой человек предложил просто сказать ему номер СНИЛС. «Эти данные есть в любой поликлинике», — его легкий тон располагал. Действительно, подумала я, это же не номер с обратной стороны банковской карты и не код подтверждения платежа, что будет, если я продиктую СНИЛС?
Я достала ламинированную карточку, начала называть долгую череду цифр. К счастью, закончить я не успела. Дочь не переставала краем уха слушать разговор и прямо-таки ворвалась в комнату со словами: «Бросай трубку!»
«Ты серьезно думаешь, что у Пенсионного фонда нет твоих личных данных?» — спросила она. Номер, с которого звонил якобы сотрудник фонда, мы заблокировали сразу же. И каково же было мое удивление, когда он почти сразу же позвонил с другого. Потом еще с одного, и еще. Конечно, им было обидно, что я, уже начавшая диктовать свои личные данные, в последний момент передумала. Трубку я не брала, номера блокировала. Разумеется, мне было уже всё окончательно ясно к этому моменту.
«Да, мам, конечно, Пенсионный фонд так стремится добавить тебе несколько тысяч к пенсии, что за пару минут позвонил уже с шести разных номеров» — иронизировала дочь. Я только руками разводила: что на меня вообще нашло? Вскоре телефон замолчал, звонки прекратились. Ну а я получила опасный, но ценный опыт, а также перестала быть слишком самоуверенной и полагать, что меня-то им точно не провести.
А вы сталкивались с подробной схемой мошенничества?
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там стартовал розыгрыш 10 Яндекс Станций Мини среди подписчиков.