Давид Чебан, режиссер из Санкт-Петербурга, снял короткометражный фильм о двух последних жителях деревни Селезнёво в Мокроусовском районе Курганской области. «Раньше, рассказывает автор, здесь кипела жизнь, но теперь тут всего один дом», — говорится в описании ролика. Пока документальный фильм показывает «Кинопоиск» и смотрят участники фестивалей документального кино, 45.RU поговорил с автором ленты о том, какие перспективы у ленты и деревни.
Герой фильма — Александр Валякин, 1947 года рождения, родился в Селезнёво и живет там всю жизнь. Вдвоем с женой они — единственные жители населенного пункта. Названа деревня, по словам старожила, в честь рыбака Селезнёва. Век назад здесь было три ветряных мельницы, после революции и гражданской войны организовали колхоз. С закрытием колхоза, как говорит герой, «всё пошло прахом», и в 1990-е годы деревня начала разваливаться. О последних жителях деревни и снял свой фильм Давид Чабан.
— Почему вы решили снять фильм про Александра Валякина? Чем зацепила эта история?
— Я родился в Курганской области, в Каргапольском районе, а после роддома оказался в Кургане. Сейчас живу в Санкт-Петербурге, и мы с командой поехали в Казахстан снимать другой фильм. Так получилось, что, остановившись в Тюмени, мы узнали про эту деревню, про этого человека Александра Валякина и решили сделать небольшой фильм о нем.
Местные охотники и рыбаки всегда останавливаются у Валякина. Это место, говорят, для души, там свои традиции. Мне было интересно просто увидеть, что такое Селезнёво, как много о нем говорят в Тюмени с таким восхищением и восторгом, как там всем хорошо. Захотел просто на родину съездить. И персонаж оказался такой интересный.
— Вы предупреждали вашего героя о том, что съемки будут?
— Нет, вы знаете, ему как-то всё равно было... Буквально за сутки сняли фильм. Сейчас я бы хотел сделать проект шире — показать всю его жизнь во все времена года. Фильм должен называться «Мэр Селезнёво». Пока что этот проект в проекте, пытаемся реализовать через фонды.
— У вас какое впечатление осталось от общения с героем и вообще от этой поездки: гнетущее или, наоборот, какое-то умиротворяющее?
— У меня не было, кстати, гнетущего впечатления. У меня была грусть, что моя родина пребывает в таком упадническом состоянии. Потому что мы ехали по Тюмени, и Тюменской регион выглядит гораздо более развитым, даже деревни. Там прямо видно, что фермерское хозяйство работает, всё побелено-покрашено, что есть жизнь какая-то. Но как только мы уехали, въехали в Курганскую область, я ощутил контраст. Это была как другая страна, и мне было грустно.
Но мне было хорошо, там красивая природа. Было бы прекрасно, если бы какой-то дельный человек, кто разбирается в сельском хозяйстве, увидел бы этот фильм и захотел бы засеять там солодом каким-нибудь землю. Там земля прекрасная — кидаешь зернышко, и оно вырастает. Я хотел, чтобы на это обратили внимание.
— Вы у героини — жены Александра Галины Рябухиной — спрашиваете, «кто виноват: власти или прогресс». А как вы считаете?
— Очень сложный вопрос. И власть тоже отчасти, что упустила из своих интересов деревенскую жизнь. Но прогресс тоже, потому что молодежь не хочет жить в деревне, а хочет ходить в кинотеатры, торговые центры и жить современной жизнью, чтобы было, что выставить в социальных сетях. Но фермерство же везде переживает кризисный период, не только в России, это же по всему миру. Молодежь не хочет заниматься землей, не хочет работать, все хотят пойти в супермаркет, купить стейк, зажарить его и съесть. Но вырастить этот стейк никто особо не хочет.
Государство могло, конечно, создать какие-то условия, наверное, чтобы человек вместо того, чтобы сидеть в ипотеке в Петербурге, захотел иметь участок с землей где-нибудь в Курганской области, и чтобы у него был какой-то интерес, он должен чем-то подкрепляться. А этого интереса нет, поэтому никто и не едет. Или сделать хорошие условия для бизнеса, низкие налоги, чтобы можно было просто заниматься фермерством, выращивать какую-то культуру. Но это же идеальный мир.
— С чем эти два человека сталкиваются? Что вы успели прочувствовать именно в бытовом плане? Может быть, это главное — их одиночество. Или нет?
— Они живут в таком фактическом средневековье. То есть, когда, как монахи, извините, уходили куда-то в пустыню и там жили, со свечкой читали... Но я не увидел, что они несчастливы, им больно за их родину, им грустно, что всё заросло травой. Но они мне показались настоящими и, наверное, какими-то счастливыми.
— Что стало с фильмом после выхода?
— Я не ожидал, что его в фестивали запустят, что его «Кинопоиск» будет показывать. Я знаю, что его сейчас показывают в рамках кинопоказов Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова на Урале. Знаю, что люди так сильно реагируют, видимо, многие, кто вырос в деревне, тоже переживают утрату этих прекрасных пространств, этой жизни.
— Вы планируете продвигать этот фильм, уже более большую версию?
— Есть много других интересных пространств, кто, может быть, заинтересуется этим проектом, чтобы сделать его более насыщенным, более подробным. Хотелось бы найти команду человека три, чтобы по две недели в каждом сезоне снимать для большой картины, но пока мы в процессе поиска.