В мастерской художника Андрея Ванькова, на улице Комсомольской в Кургане, все полотна лицевой стороной стоят к стене. Как он объяснил на недавней персональной выставке в художественном музее, большое пространство «смягчает» картины, а в малом они «могут скрутануть», накатывает ужас бытия. В колонке для 45.RU он учит видеть произведение, раскрывает тайну, как отличить настоящее искусство, и почему страшное, будучи нарисованным, становится смешным.
Зауральский художник, иконописец и священник Андрей Ваньков окончил Детскую художественную школу №1, Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра, и Санкт-Петербургский государственного академического института живописи, архитектуры и скульптуры имени И. Е. Репина. Его работы находятся в Курганском областном художественном музее, Государственном Эрмитаже, Музее Современного искусства «Манеж», Доме-музее М. П. Мусоргского в Муниципальном центре культуры (Врес, Бельгия), а также в частных собраниях Бельгии, Голландии, Франции и России.
В 2002 году он стал священником, расписал церковь в Лебяжье и кафедральный собор святого Александра Невского вместе с Андреем Марковым, а также купол Ильинского храма в селе Митино, и храм в Петухово. Создал новую Казанскую Чимеевскую икону, вкрапив обожженные фрагменты прежней иконы, которая пострадала при пожаре в Чимеевском монастыре в 2019 году. Сейчас служит настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Колташёво Кетовского округа.
— Существует парадокс латыни. Любой ужас, названный по латыни, перестаёт быть ужасом. Ползет, допустим, паук огромный. Позади голос: «Arachnus vulgaris megalis». То есть, большой обыкновенный паук. А, всё. Слово снимает страх. Страх — это отсутствие слова. Но любой страх может быть назван. После этого он перестаёт быть страхом. Любое явление, названное по латыни, в крайнем случае по-гречески, перестаёт быть тайной, оно становится рафинированным, систематизированным и внесённым в каталоги.
Про изобразительное искусство вообще другой разговор. Всё нарисованное — карикатура. Ужасное существо, будучи нарисованным, в кубе становится карикатурой. Поэтому нельзя рисовать страшное. Ты посмотри на зеков — череп нарисуют, всякие змеи выползают. Выглядит комически.
В моих картинах нет ничего страшного. Наоборот, я рисую доброе, лёгкое, светлое. Из-за этого оно иногда становится страшным. Обратная связь. Если рисую день рождения, и девочка стоит на верхней лесенке, это же ужас. Если я нарисую череп со змеёй и свечкой, это будет смешно. А если я нарисую девочку в белом банте, которая наполнена энергией и стоит на детской площадке, то мы понимаем, что это же ужас бытия. Когда день рождения завтра, то можно жить, но сегодня-то не существует. Она ещё ничего не понимает. А куда делся день рождения? Вот она в белом платье и банте забралась на верхнюю ступеньку. И что?
Понимаешь, в искусстве всё наоборот. В живописи тем более. Что такое художник? Мы же все одинаково всё видим. Мысленные образы у всех одинаковые. Если бы у художника [образы] были бы лучше, люди не смогли бы картины смотреть, общаться. О чём бы было говорить? У художника в голове абсолютно то же самое. Там другой механизм. Вот это вот — ужас делать смешным, а безобидное и смешное сделать ужасом — это благородная задача.
Допустим, мои картины «Звёздочка» и «Забытая». Сидит девка на пороге бани, сзади ребёнок. В смысле, она чем-то увлеклась, а надо дочку вытирать? Кто тут забытый? И ужас начинает накатывать. Но поскольку событие нарисовано совершенно бытовое, приятное, прекрасное, ужас удерживается на грани, не даёт человеку свалиться вот туда. Настоящая картина подводит человека к краю ужаса, но всегда, как мама, успокаивает: «Да ты не бойся, не упадёшь. Я же тут». Хорошая картина всегда показывает ужас, страх, но никогда не даёт человека в обиду.
Например, «Пряхи» Веласкеса. У него была задача рисовать короля Филиппа IV. Художник зашёл, увидел свет, падающий на этих прях, и понял, что это надо рисовать немедленно. Ты стоишь перед картиной и думаешь: какие движения души заставили человека в XVII веке нарисовать этих прях? Она висит в Прадо в отдельном зале. Заходишь и умираешь. Понимаешь? Это и есть настоящая живопись. Ужас, грохот бытия, обрушивающийся, сминающий человека. Тогда оно работает. Но ужас безопасный. Если тебя бросить в море, в пучину, тебе будет страшно, ты будешь тонуть. А если посадить на безопасную скалу и дать посмотреть на цунами… Это и есть живопись. Она подводит человека к бездне. Всё остальное не живопись, а соцреализм.
Раньше тем, кто рисовать не умел, не давали кисточки. Они землю пахали. А сейчас, когда достаточно продуктов в магазинах, человек может по номерам писать. Людей, умеющих этот ужас показать, сколько было, столько и осталось, их не добавилось. Сколько было в XVII веке, столько и сейчас.
Можете ли вы сказать, что разбираетесь в искусстве?
У 45.RU есть канал в Viber. Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.