Курганский поэт и прозаик Марина Перова накануне, 25 ноября, презентовала свою новую книгу «По усталой воде» в Курганской областной универсальной научной библиотеке им. А. К. Югова. Поэтесса также откровенно рассказала, как пишет стихи. На встрече побывала корреспондент 45.RU.
Книгу «По усталой воде» напечатали в издательстве «Наш современник» по результатам международной литературной премии имени Александра Казинцева. На премиальный конкурс в этом году поступило более 800 работ из России, Беларуси, Абхазии, Таджикистана, Азербайджана, Армении, Туниса. Презентация сборника сначала проходила 2 ноября в филиале «Дома Лосева» в Москве.
Первую книгу написала в пять лет
— Человек остро чувствует, что он смертен. Особенно творческий человек. Выразить свои чувства в тексте — огромное облегчение, — отметила на презентации Марина Перова.
Поздравить поэтессу с изданием книги в библиотеку пришли родные и близкие. Мама, Светлана Каргапольцева, Марину всегда поддерживала, никогда не говорила, мол, бросай ерундой заниматься. И на презентацию новой книги дочери приехала, хотя от Половинского округа до Кургана не так уж близко.
— В нашей семье шестеро детей, сейчас все уже выросли и разлетелись из дома кто куда. Марина — старшая дочь, была мне первой помощницей. Родилась писателем и поэтом. В пять лет написала книжку о своей любимой игрушке — обыкновенной тряпичной игрушке, сшитой мной для дочки. Для маленького ребенка такая самодельная книжка– серьезное дело. Очень люблю Марину и горжусь ей, — рассказывает о дочери Светлана Каргапольцева.
Марина Перова родилась в 1991 годув селе Старые Байдары (Половинский округ Курганской области) в многодетной семье. Поэт и прозаик, кандидат исторических наук, магистр философии, доцент Курганского государственного университета, сертифицированный преподаватель йоги и медитации. Член Союза журналистов России и Союза писателей России. Участник международных и всероссийских совещаний молодых писателей, дважды получала стипендию Министерства культуры РФ. Автор сборника стихотворений «Небо над Тоболом». Публиковалась в журналах «Наш современник» (Москва), «Дружба народов» (Москва), «Чаша круговая» (Екатеринбург), «Тобол» (Курган) и др.
Лариса Пшеничникова, директор Сумкинской средней школы в годы учебы Марины, свидетельствует: уже в школе она была неординарным человеком. Порой Марину не понимали учителя и сверстники — настолько необычно девочка мыслила.
— В нашей сельской библиотеке это был читатель номер один, — вспоминает библиотекарь Валентина Алексеева. — Читаю стихи Марины, и иногда ловлю себя на мысли, что еще до них не доросла.
— Спустись с неба на землю — и ты станешь великим поэтом! — призвал Марину Перову зауральский писатель Владимир Филимонов. И добавил, что уже полвека ни один поэт из Курганской области в московском издательстве такого уровня, как «Наш современник» не издавался. В 1978 году это сделал Алексей Еранцев, а в 2024 — Марина Перова.
Учителя русского языка и литературы Сергея Шохирева из села Сумки Половинского округа, где Марина училась в школе, первого взрослого читателя стихов Перовой, сложность её поэзии не пугает.
— Я не критиковал свою ученицу, а подарил ей словарь литературоведческих терминов, чтобы нарабатывала фундамент. Книги Марины лично для меня — огромная радость. Семена, посеянные на школьных уроках, проросли и дали замечательные всходы, — отметил Шохирев.
«Стихи должны менять читателя»
Марина убеждена, что в литературе «есть только чистая правда человеческой души, а искусство — портал в другие измерения, создание новой реальности».
— Любое настоящее стихотворение должно читателя немножечко менять. Это свойство искусства: из художественной галереи выходишь уже другим человеком. Поэт всегда немножко сумасшедший: он выходит за пределы повседневности, видит скрытые смыслы и связи. Такой взгляд на мир чаще врожденный, но его можно натренировать, как музыкальный слух.
Марина считает: чтобы сделать что-то настоящее, нужнообостренное восприятие. А еще — владение средствами языка. Как достичь? Начитанностью и общением с пишущими сверстниками и наставниками. Поэтому молодым писателям важно участвовать в семинарах и литературных форумах.
— Мне повезло трижды быть на знаменитых «Липках» (Всероссийский форум молодых писателей), разбирать рукописи на семинарах трех известнейших журналов — «Наш современник», «Новый мир» и «Дружба народов». Впервые порекомендовал мне поехать на этот форум Александр Казинцев, редактор отдела поэзии журнала «Наш современник» до 2020 года. Международная литературная премия, по результатам которой издана моя книга «По усталой воде», создана в его честь — Казинцев скончался в 2020 году», — рассказала Марина Перова.
«Непонятно? Больше читайте!»
В стихотворениях Перовой — не только современность, но и отсылки к древнегреческой и древнеиндийской мифологии и философии, общеевропейскойхристианской традиции, русской классике. К тому, что такие стихи не все понимают, Марина относится философски, как магистру философии и полагается.
— Человек понимает и принимает то, что уже есть в его сознании. Нельзя быть всем понятным и всем нравиться. Но если тебя вообще никто не может понять, ты косноязычен. Важна не только мысль, но и умение ее выразить, — считает писательница.
Чтобы воспринять искусство на глубоком уровне, нужна подготовка: начитанность, насмотренность, считает Марина Перова.
— Многие произведения непонятны с первого раза. На первый взгляд, роман одного из последних великих интеллектуалов, итальянского писателя и ученого Умберто Эко «Имя розы» — просто занятный детектив. Но если погружаешься в общечеловеческую культурно-философскую традицию, при чтении этой книги возникает такая радость узнавания! Ты не один стоишь в чистом поле, за тобой — огромная культура, и она в этот текст вплетена. Непонятны тексты — значит, надо больше читать.
«Поэта каждый обидеть может»
Поэзия, как считает Марина Перова, требует очень тонкого восприятия реальности: «Поэта каждый обидеть может. Каждый нерв как оголенный провод, ты, как радиоприемник, пропускаешь все волны мира через себя. Зато потом кто-то прочтет твои стихи и почувствуетрезонанс».
Как пишутся стихи? Марина Перова призналась, что вынуждена творить в любых условиях, к примеру, по дороге на работу.
— «Жизнь очень насыщенная. Выручают заметки в телефоне, приходит интересная мысль — записываю. Появляется условно свободное время — захожу в этот портал из двух строчек и вытягиваю текст за 15 минут или полчаса. А если сразу не записать возникшие строки — уснут в голове и больше не проснутся, — поделилась автор.
Многозадачность — университет, йога, писательство — по мнению Марины, идет стихам на пользу, дает широту взгляда и знания в разных отраслях. В человеке всё должно быть красиво — и душа, и тело, и разум, считает поэтесса.
Буквально вчера у Марины Перовой опубликовали рассказ в престижном литературном журнале «Дружба народов».
— Сейчас важно не книги издавать — это сегодня может любой, у кого есть деньги, а публиковаться в толстых журналах на общероссийском пространстве, — считает Марина.