
Начинаем путешествие к дому Маслосоюза
Вместе с курганским историком и тележурналистом Алексеем Дедовым мы почти три часа гуляли по улице Куйбышева, продолжив серию экскурсий по историческим местам Кургана.
Экскурсия «К дому Маслосоюза» — по местам славы курганских предпринимателей — началась в сквере имени Высоцкого. Собралось около 50 человек — чем теплее на улице, тем больше экскурсантов. Сначала изучили достопримечательности отправной точки путешествия.
Вспомнили добрым словом скульптора Анатолия Козырева, чье произведение «Подруги» украшает сквер с 1959 года. Моя мама почему-то была уверена, что эти две задумчивые девушки читают сказки Пушкина. А что за книжки у них в руках по замыслу Козырева — загадка.
— Козырев — скульптор-самоучка. По образованию он художник-живописец. Однажды попал в мастерскую друга-скульптора, попросил кусок глины, начал что-то лепить. Друг посмотрел: «О, так у тебя хорошо получается!». Так Козырев и решил всерьез заняться скульптурой. Говорят, для «Подруг» позировала одна девушка, студентка пединститута Татьяна Изосимова. Козырев с нее сделал сразу два образа, — рассказал Алексей Дедов.
Сквер раньше славился на весь Курган и за его пределами удивительным киоском.
— В 1996 году в Кургане установили первый коммерческий киоск. Помните эти бронированные ящики? Журналист Валерий Таланов, был такой в Кургане, в те годы, видимо, понял, что в СМИ заработать не удастся. Решил заняться мелким бизнесом, взял у города кусочек земли в аренду, и открыл то, что в старые времена называлось мелочной лавочкой, — киоск на углу улиц Ленина и Куйбышева. А-ля броненосец Потемкин, со страшными ставнями, которые гранатой не подорвешь. Потом вместо бронированного появился второй киоск — симпатичный и элегантный. Но главное не изменилось: здесь висели колонки, из которых днем и ночью орал — именно орал, другого слова тут не подберешь — Владимир Семенович Высоцкий. Постепенно вокруг киоска стали кучковаться любители Высоцкого, разговоры разговаривать, общаться. Сумели пробить через городскую думу решение о присвоении скверу имени певца и поэта. Легенду вспомнили, что Высоцкий тайно бывал в Кургане, пел «Охоту на волков» для руководства на даче в Болдинцево. Но в 2012 году закончился срок аренды, и киоск изничтожили. А через год и Таланов скончался, — Алексей Дедов напомнил экскурсантам об уникальной частичке истории Кургана.

Останавливаемся у каждого столба — везде тайны истории города
Экскурсия неторопливо продвигалась по улице Куйбышева, останавливаясь «у каждого столба». Вспоминали замечательных людей, которых в нашем городе было немало. Алексей Дедов показывал фотографии старинных домов и портреты их владельцев.
— Здесь жил замечательный математик и учитель-гуманист Александр Гаврилович Худяков. Первый человек, который в Кургане регулярно наблюдал за погодой. Приехал в Курган в 1831 году, чтобы преподавать в мужском уездном училище. Старался заинтересовать учеников, уважительно к ним относился — для образовательных учреждений того времени такая позиция педагога была нетипичной. Худяков дружил с декабристом Александром Бриггеном, который подсказал, что во Франции есть педагог-гуманист, сейчас бы сказали — новатор, Жозеф-Мари Дежерандо. Худяков перевел его книгу, перевод издали в Петербурге в 1838 году, министр народного просвещения Сергей Уваров объявил курганскому учителю благодарность. А сын Худякова Иван стал этнографом, фольклористом — собирателем русских народных сказок и по совместительству революционером-народником, — сообщил Алексей Дедов.
Декабрист Бригген тоже жил в усадьбе на Троицкой улице, но этот дом сгорел впоследствии в одном из больших пожаров.
— Бригген — симпатичный персонаж. У нас в Кургане в те годы — грязь по колено, а он по вечерам сидит и римского историка Саллюстия на русский язык переводит, — исчерпывающе охарактеризовал декабриста Алексей Дедов.

Эта труба на Куйбышева — новодел. Но люди честно старались передать атмосферу старого Кургана
Не обошлось без рассказов о знаковых для старого Кургана зданиях.
— На углу Троицкой улицы и Троицкого переулка в 1914 году в Кургане торжественно открылась первая муниципальная аптека. А пятью годами ранее в этом здании случился пожар. В подвале загорелся белый фосфор, предназначенный для изготовления спичек. Это вещество — редкостная дрянь, воспламеняется от любого хлопка. Прискакали все три курганские пожарные команды, потушили огонь, пробив дыру в подвал. Здание первой городской аптеки простояло до конца 1960-х годов, а потом его снесли, чтобы расширить улицу Ленина, — с сожалением рассказывал экскурсовод.

Автобусная остановка — наглядное пособие гиду в помощь!
Улица Куйбышева — центральная улица старого Кургана — не раз меняла свое название. Самое первое ее имя, как ни странно, Береговая. Потом улица стала Троицкой. А после революции была названа в честь Валериана Куйбышева — известного советского партийного деятеля, члена правительства. Одно время Куйбышев был главным хозяйственником Советского Союза (1926-1930) — председателем Высшего совета народного хозяйства СССР.
— Куйбышев имел к Кургану самое непосредственное отношение. В 1904–1905 годах в нашем городе появились три первые ячейки социал-демократов. Организовали их студенты Томского университета, приехавшие в Курган на практику, — на железной дороге, в типографии, на заводе Балакшина. В 1905 году, когда в воздухе запахло революцией, в Курган прибыл 17-летний Валериан Куйбышев. Объединил все три ячейки, назначил их руководителей. Революцию, как видим, делали совсем молодые люди. Поэтому так важно молодежь воспитывать и правильно историю преподавать, хранить и не искажать историческую память. А Куйбышев потом еще несколько раз в Курган приезжал по партийным делам. В 1935 году, когда отдал Богу душу, центральную на тот момент улицу города назвали его именем, — пояснил Алексей Дедов.
Конечно, экскурсанты не прошли мимо пожарной каланчи — одного из символов Кургана.

Пожарная каланча — символ Кургана
— Периодически повторялись катастрофические пожары, когда город выгорал чуть ли не дотла. Городничий Федор Бурдзенкевич добивался постройки каланчи, и в 1830 году в Кургане возвели пожарное деревянное здание с каланчой высотой 27 метров. В 1864 году, когда выгорел почти весь город, решили построить настоящую пожарную часть с депо, гарнизоном и новой каланчой. В 1882 году соорудили новое каменное здание, увенчанное деревянной вышкой. Строительством руководил курганский архитектор Александр Юшков. Каланча высотой 18,5 метров была самым высоким сооружением в Кургане того времени. На ней постоянно находился дежурный. Если он замечал дым, поднимал на каланче специальный шар, указывавший, в какой стороне пожар. Муниципальная пожарная команда в начале прошлого века насчитывала 13 человек. А еще в Кургане действовали команда Вольно-пожарного общества — общественного формирования пожарных-добровольцев и частный пожарный обоз купца Василия Серова. Серов был фанат пожарного дела. В 1990-е годы курганскую пожарную каланчу полностью реконструировали. Однажды она раз! — и исчезла. В городе поднялось волнение — где памятник истории? Он же в стихах Сергея Васильева воспет: «И в небо ввинченный ночное Бурав пожарной каланчи». Пожарные поднатужились и восстановили городскую достопримечательность в прежнем виде. Молодцы. Фотограф Алексей Кочешев, оставивший нам фотолетопись Кургана, любил взбираться на эту каланчу, — рассказал Дедов.
Прогуливаясь по улице Куйбышева, вспомнили славные купеческие семейства Кургана, строившие жилые дома и торговые помещения, открывавшие магазины и предприятия. Дома и усадьбы переходили из рук в руки, история курганских семей переплеталась с историей страны.

Моника - четвероногий экскурсант
Здесь, на Троицкой, обитали братья Меньщиковы, которым принадлежал Боровлянский стекольный завод на берегу реки Нияп — первое промышленное предприятие нашего региона. Завода уже нет, хотя всё советское время он исправно работал, выпускал строительные стеклоблоки. Сейчас на его месте — пустырь.
— Дом Меньщиковых уже давно снесен, а жаль. Старинных домов все меньше, и это грустно. Хотя есть такое популярное проклятие: чтоб ты жил в памятнике архитектуры! — заметил Алексей Дедов.
В доме, принадлежавшем купцу Ивану Дерягину (Куйбышева, 69) в советскую эпоху находился известный в городе ресторан «Урал».
— Ресторан «Урал» был в Кургане популярен: грязноватенький, с тараканчиками, но были у него свои поклонники! — вспоминал экскурсовод.

Когда-то здесь был ресторан
Сохранился магазин купцов Шиловых (Куйбышева, 56). До революции Шиловы там торговали кожевенным и жировым товаром, а во времена «сухого закона» Михаила Горбачева это был винный, где мужчины спихивали друг друга с высокого крылечка.

Мы счастливые люди — каждый день ходим мимо этих старинных домов
В жилом доме купцов Шиловых (Куйбышева, 58) сейчас находится Туристско-информационный центр города Кургана.

Добро пожаловать в городской Туристско-информационный центр
На другой стороне улицы, в доме купцов Березиных, построенном в стиле провинциального классицизма (Куйбышева, 59), — музей истории города Кургана.

Музей истории города Кургана — усадьба Березиных
Не смогли пройти мимо здания, где в 1923 году была основана курганская пионерская организация (Куйбышева, 67).

В этот дом за поддержкой пришли первые пионеры Кургана
— В Курган в начале 1920-х приехали из Верхнеуральска 36-летний Никита Шкаев и его 12-летний братишка Костя. Костика очень удивляло и огорчало, что в Кургане нету пионеров. Учился он в пятой образцовой школе имени Ленина, в этом здании был военкомат, а сейчас ресторан «Meat&Wine» (Комсомольская, 14). Костя Шкаев подбил одноклассников создать пионерский отряд. «Самодеятельных» пионеров был сначала десяток, но с каждым днем становилось всё больше, в итоге ребята отправились за поддержкой в горком комсомола. Так и началась история пионерской организации в Кургане. К концу 1924 года пионеров в нашем городе насчитывалось уже около тысячи. Пионерские отряды тогда создавались не при школах, а при заводских клубах и профсоюзных организациях. Один из самых многочисленных пионеротрядов в Кургане был при железнодорожном депо. А занимались первые пионеры в нашей стране простыми, но действительно полезными вещами — заливали катки, собирали книги для изб-читален, помогали ликвидировать неграмотность, — поведал экскурсовод.

Мемориальная доска в честь самых первых курганских пионеров
Под жизнеутверждающие песни в исполнении веселого жителя дома № 60 по улице Куйбышева, которые неслись с балкона, Алексей Дедов рассказал о курганском цирке. Да, в нашем городе был самый настоящий цирк.
— Здание цирка было построено в 1907 году на углу Троицкой улицы и Думского переулка (ныне Куйбышева и Комсомольской). В 1917 году цирк стал популярным местом для митингов. В 1918 году, когда город занял Колчак, в курганском цирке выступал знаменитейший силач всея Руси Иван Заикин, считавший себя учеником борца Ивана Поддубного. Когда в 1920 году всесоюзный староста Михаил Калинин, председатель ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета — прим. ред.), то есть, по сути, глава государства, приезжал в Курган на агитпоезде, он тоже выступал в цирке на общегородском митинге. В 1926 году обветшавшее здание разобрали — денег на реконструкцию не нашлось, — объяснил экскурсовод.
На месте цирка в 1950 году выстроили первый в Кургане четырехэтажный дом (Куйбышева, 60). С этого дома, наряду со зданием Управления внутренних дел, построенным в том же году, начинался так называемый «красивый Курган».

Отсюда начался «красивый Курган» в 1950 году
— Это жилой многоквартирный дом, на первом этаже в нем открыли гастроном. В газете «Красный Курган» опубликовали восторженную заметку: какой высокий уровень культуры, как много товаров. На следующий год в заметках о гастрономе уже писали: в магазине тараканы, продавцы обсчитывают покупателей, купить нечего…, — рассказал Дедов.
Алексей Дедов на экскурсиях очень часто цитирует газеты прошлых лет — не только «Красный Курган», но и «Тобольские губернские ведомости». Пресса — бесценный источник свидетельств о том, как жили люди в нашем городе много лет назад.

Брутальные «сарайки» во дворе дома № 60 по Куйбышева
Экскурсанты осмотрели и сфотографировали старенькие «сарайки» во дворе дома, сохранившиеся с середины прошлого века.
— «Сарайки» в 1950-е годы строили не для хранения барахла. В кухнях тогда стояли дровяные плиты. Надо было где-то складывать дрова и уголь. Иногда топливо хранили в подвалах, но в этом доме в подвале находилась котельная, сейчас ее уже нет. Поэтому «сарайки» ставили снаружи. Колоритными постройками вдохновилась художница Ольга Ивлева, — объяснил нам экскурсовод, продемонстрировав репродукции.
Завершилась экскурсия напротив здания Союза сибирских маслодельных артелей (Куйбышева, 57).

Краснокирпичная архитектура здания Союза сибирских маслодельных артелей
— Масло — это была наша курганская нефть. На нем наш регион поднялся в начале прошлого века. А в 1920-е годы в этом доме открыли знаменитую «Столовую № 1», в которой питался весь центр Кургана. Правда, с переменным успехом. Сначала всё было круто, но уже через два года на страницах «Красного Кургана» сетуют, что вилок не хватает, посуда жирная, не подметают. Есть все-таки в капитализме своя прелесть, друзья! Приходишь в заведение общепита и чувствуешь, что тебя ждут. А раньше — масло по талонам, вилки фигушкой завязаны…Теперь в этом доме, в продолжение традиции, тоже находится столовая — узбекская. Само здание — замечательный образец краснокирпичного стиля. Краснокирпичная архитектура — всегда эклектика. Часами можно стоять и пытаться понять, какие архитектурные стили здесь перемешались: и готические мотивы, и арабские, и византийские, и элементы классицизма. Где нашли в нашем городе столь талантливого архитектора с незашоренным мышлением и богатой фантазией, прорисовавшего фасад, для меня загадка. Имя его нам неизвестно, — под конец экскурсии Дедов озадачил слушателей одной из тайн Кургана.