
Фотограф должен уметь сделать и свой автопортрет
Николай Пушилин — известный курганский фотограф. Прежде всего, он — мэтр фоторепортажа, документалист. Он посвятил фотоискусству более 40 лет, за это время были, наверное, сотни тысяч съемок, но одна ему запомнилась больше всего.
— Когда президента России фотографировал, конечно. Это был визит Владимира Путина в школу № 7 города Кургана. Владимир Владимирович был на школьных уроках, в трудовых мастерских, среди коллектива учителей и школьников, а мы — я и фотограф команды президента — работали плечом к плечу, создавали хронику истории нашей страны, — рассказал Николай Пушилин.

Портрет Владимира Путина
Николай Пушилин фотографировал многих известных политиков, в том числе Дмитрия Медведева, Геннадия Зюганова, Виктора Черномырдина, Ирину Хакамада, Бориса Немцова, Сергея Степашина, Михаила Швыдкого, Владимира Мединского, Леонида Слуцкого, президентов республик — Александра Лукашенко, Нурсултана Назарбаева, Муртаза Рахимова, Минтимера Шаймиева. А еще — космонавта Алексея Леонова, первого человека в мире, вышедшего в открытый космос. И множество творческих знаменитостей, среди которых Геннадий Хазанов, Юрий Гальцев, Владимир Меньшов, Эльдар Рязанов, Ирина Алферова — всех не перечислить. Среди известных и всеми любимых музыкантов — Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, Александр Серов, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнев, Александр Барыкин, Татьяна Буланова, Валерий Леонтьев, Любовь Успенская, Максим Фадеев.
— До чего у меня интересная профессия! Столько знаменитых людей повидал, пусть коротко, но поговорил, почувствовал их ауру, — рассказал фотограф.

С Алексеем Леоновым

Николай Пушилин с Геннадием Зюгановым

Портрет молодого Александра Лукашенко, начало 2000-х годов

Валерий Леонтьев, 1992 год
— Как чувствует себя профессионал сегодня, когда повсюду тонны снимков, камера есть в каждом телефоне и любой может сделать сто тысяч фотографий? — спрашиваю я.
— Прекрасно себя чувствую! Ведь есть возможность не мучиться, не сидеть в темной комнате и не волноваться, что в результате твоих усилий получится брак. Сколько времени и энергии раньше тратили фотографы, сколько было бессонных ночей под красным фонарем в лаборатории! А сейчас легко: спасибо технологиям, подарившим комфорт. Сегодня фотоискусство вышло на новые рубежи, — считает фотохудожник Николай Пушилин.
— Фотография — это результат работы интеллекта, чувств и души. Чувствография! Ведь сейчас любой человек может фотографировать — и это прекрасно! Любой человек в состоянии сварить суп, но профессия повара никуда не исчезает, правда? Практически любой сейчас может водить автомобиль, но есть и будут профессиональные водители. Точно так же и с профессиональной фотографией, — убежден Николай Валентинович.

На одном из заводов

Памятник молодым родителям в горсаду

Площадь Ленина в тумане
Страсть к фотографии захватила Николая еще в детстве.
— Старшему брату Сергею подарили фотоаппарат «Смена-8». Такой же был в фильме «Бриллиантовая рука» у Юрия Никулина, — помните, с колпачком? Брату было лет 10, мне пять, я помню детские яркие эмоции от самого процесса фотосъемки: ощущалось как чудо! Особенно процесс проявления фотобумаги, когда на листе появляется изображение знакомых черт друзей, любимой собачки или кошечки, — вспоминал Николай Валентинович.

Николай со своим старшим братом, 1968 год
Первыми фотомоделями стали брат Сергей и соседи по улице Куприна в поселке Рябково — мальчишки и девчонки. В школе у Николая появился собственный фотоаппарат «Зенит».
— Я учился в школе № 43, фотографировал там школьные мероприятия. Также учился в музыкальной школе по классу баяна, хотя мечтал играть на фортепиано: тогда у семьи не было возможности купить инструмент. Но мечте не изменил: сейчас дома создаю и исполняю музыку на синтезаторе «Ямаха» и воспринимаю себя как музыканта и композитора. Мою музыку можно услышать в моем аккаунте в соцсети «ВКонтакте» и на музыкальных сайтах. Каждый день играю по три часа перед сном, а по воскресеньям — часов по шесть. Музыка — это счастье! Хотя до Элисо Вирсаладзе мне еще далеко: она музицирует по 8-12 часов в день, как лично призналась мне в беседе, — рассказал фотограф.
Николай еще в школе понял: чтобы стать хорошим профессионалом, надо уметь видеть мир прекрасным.
— Включить сверхчувствование, чтобы найти и выделить рамочкой видоискателя самое красивое место. Из обыденности выхватить красоту. А для этого надо изучить фотографический язык, который основан на таких понятиях, как свет, ракурс, перспектива, — пояснил Пушилин.


Даже непогода не остановит настоящего мэтра от возможности сделать красивую фотографию
Поэтому Николай после школы пошел учиться фотоделу в курганское «Техническое училище № 2 высокой культуры» и через два года стал дипломированным фотографом четвертого разряда широкого профиля службы быта.
— Начались занятия. В первый учебный день и час 1 сентября 1979 года в наш класс зашел первый секретарь Курганского областного комитета КПСС, глава региона, как сейчас бы сказали, Филипп Кириллович Князев. Он посмотрел на всех, но, почему-то остановил взгляд на мне и спросил: молодой человек, а знаете ли вы, как раньше называлась фотография? Я не знал. Оказалось, светопись. Филипп Кириллович рассказал нам, как придумали камеру-обскура, как ее использовали живописцы, и как важно нам понять, что мы не просто фотографы, а будущие художники! «Вам надо идти дальше, подниматься к высотам творчества!» — говорил Князев. И вот так всё и пошло, — вспоминал Николай.
В профтехучилище были родительские собрания.
— Мама рассказывала, что на собрании кого-то отчитывали за лень, кого-то — за пропуски. Она спросила: а как мой Николай учится? Преподаватель ответил: «А что о нем говорить! Он вообще фанатик своего дела!» Мама не знала, что и думать: хорошо это или плохо, — рассказывал фотохудожник.

Николай всегда и везде с фотоаппаратом. На фото у стенда своей фотовыставки, посвященной ветеранам ВОВ в художественном музее, 2016 год
Первый год будущие фотографы изучали теорию, на второй год уже практиковались в фотосалоне.
— Раньше фотосалоны были в каждом районе города и области. Это было помещение, где соседствовали парикмахерская и фотография. Семья приходила в парикмахерскую стричься и делать прически. И с удовольствием заходили фотографироваться для семейного альбома. Очень было приятно, когда молодые семьи приходили с детьми, — поделился воспоминаниями Николай Пушилин.
В каждой советской семье были фотоальбомы, фотографии приклеивали или вставляли в уголки.
— Надо возродить эту традицию. Фотографии на самом деле не предназначены для просмотра на мониторе или телефоне. Мне очень не нравятся фотоальбомы под конкретные размеры фотографий, например, 10 на 15, когда их вставляют в полиэтиленовые конверты. Фотографии в полиэтилене перестают жить, задыхаются. Не надо их никуда заворачивать, лучше приклеивать в альбом! Или на стену в рамочку! — уверяет Николай.
Работа в фотосалоне — дело нужное. Но, Николаю хотелось стать фоторепортером, чтобы заниматься фотожурналистикой, репортажной съемкой. За советом он обратился к своему тренеру по шахматам — журналисту газеты «Советское Зауралье» Валерию Паниковскому.
— Валерий Иванович меня познакомил с фотокорреспондентом Владимиром Роловым, показавшим мне, как работать в СМИ. Ролов не просто ловил момент, но и виртуозно режиссировал, ведь в газетах того времени фото должны были напоминать плакаты, агитировать строить социализм. Планка была высокая, кадр должен был запоминаться, — пояснил Пушилин.

Любимая собака Алиса
Уроки наставника пригодились, когда Николай пришел в «Субботнюю газету».
— В районе швейной фирмы году в 1992 строили новую девятиэтажку. Надо было показать стройку. Я купил два «сникерса» — они тогда только появились — и полез на башню крана. Кабина крановщицы оказалась очень маленькая, еле уместился. Я вручил ей «сникерс», сфотографировал. А еще я попросил строителей подвесить на крючок крана чайник — получились две фотографии: портрет крановщицы с заморским шоколадным батончиком и чайник с чаем на крючке для чаепития строителей. Подниматься вверх по крану оказалось не так страшно, как спускаться. А еще страшнее было, когда крановщица работала: поднимала плиту — кран наклонялся, разворачивала кран — кабина качалась метра на три. А я в это время снимал. Но репортаж оценили, вышел на первой полосе, — вспоминал Николай.
По мнению Пушилина, энергия в фотографиях живет многие десятилетия и века.
— Фотография — это летопись нашей жизни. Фотограф фиксирует события важных моментов, сохраняя память о прошлом. Бог дает мне возможность работать в газете — в день у меня по 2-3 съемки. Эти фотографии — срез нашей жизни, жизни города и страны. Сейчас я свои работы, особенно 1990-х годов, начинаю передавать в государственный архив, чтобы они хранились вечно. К этим фотодокументам может обратиться любой человек, изучить их. Это бесценные свидетельства — отражают реальность того времени, — отметил фотограф.

Курган, 1985 год

Курган, 1991–1992 год
Николай Пушилин также размещает в социальных сетях снимки 20-30-летней давности.
— Постепенно сканирую старые фото и обещаю, что курганцы еще увидят немало моих фотографий 1990-х годов и начала нынешнего века. Возможно, увидят себя на снимках, узнают родных и знакомых на общих планах городских улиц. На старых фотографиях много эмоций, сопереживания, откровенности. Ничто не повторится, а то, что осталось на пленке, всегда будет говорить из прошлого с нами. Это магия! — считает Пушилин.

Обливание водой, 1993 год
Архив фотографа на компьютерах занимает порядка десяти терабайтов памяти, а дома и на работе тумбочки заняты негативами.
— И постоянно места не хватает! И времени — отделить неудачные кадры от хороших. Пересматриваю свои фотографии, как ни странно, редко. Я живу настоящим моментом и всегда интересуюсь будущим. Чтобы сделать хорошее фото, надо точно поймать момент, предугадать, как будет выглядеть снимок, состоится он как шедевр или нет. И даже без фотоаппарата твой взгляд всегда ищет удачный момент, редкий кадр, — признался Николай.

Справка: Николай Пушилин — член Союза фотохудожников России, член Союза журналистов России. Работал в пресс-службе губернатора региона, во многих курганских СМИ и на телевидении. Почти двадцать лет фотографировал свадьбы в ЗАГСе Кургана. Участник российских и международных выставок, лауреат многочисленных конкурсов.






