19 апреля пятница
СЕЙЧАС -1°С
  • 10 апреля 2019

    В мобильную версию 45.RU добавили функционал

    45.RU добавил в мобильную версию залипающую плашку с комментариями. В старой версии сайта она появлялась внизу каждой новости в мобильном, а в новом дизайне мы ее убрали. Но тут же от читателей полетели просьбы вернуть плашку. Мы не могли отказать, мы ее сделали, пользуйтесь.

    2 апреля 2019

    45.RU выпустил официальное приложение для Android

    Городской портал Кургана 45.RU cтал ещё более удобным и доступным. Выпущено новое приложение для мобильных устройств, которые работают на платформе Android.

    Подробнее
    11 марта 2019

    Мобильное приложение 45.RU стало ещё удобнее

    Портал 45.RU теперь ещё удобнее читать с мобильного — мы обновили наше приложение. Теперь, например, вы можете добавлять свои комментарии. Обновите его и читайте наши новости в ещё более доступном формате. Скачать приложение могут владельцы iPad, iPhone и iPod touch в AppStore.

    Подробнее
    Еще

«Почему все считают Курган дырой?»: Александра Менщикова переехала из Тюмени и открыла мастерскую

Девушка создает из глины скульптуры, светильники и броши

Поделиться

Метровый светильник «Сирин» Александра Менщикова делала на фестивале в Томске

Фото: предоставлено Александрой Менщиковой

Среди промышленных и складских помещений на улице Омская в Кургане затерялась небольшая мастерская художественной керамики с теплым и весенним названием «Май». Мастерскую керамистка Александра Менщикова открыла зимой, но ремонт до сих пор не закончен. 45.RU сходил в гости к мастеру, посмотрел, как создаются шедевры из глины, и узнал, приносит ли такой «бизнес» прибыль.

Переступив порог мастерской керамики, сразу попадаешь в другой мир, далекий от суеты рабочих будней. Встречает хозяйка — улыбчивая девушка Александра, в окружении изделий из глины. 

Александра рассказывает: она всегда была творческим человеком, ходила в художественную школу, увлекалась рисованием и скульптурой. Но о существовании художественной керамики узнала только в приемной комиссии института, куда в 2012 году пришла поступать на архитектора. На профессию мечты девушка не прошла по баллам, зато в керамику влюбилась с первого урока в институтской мастерской. 

— В керамике можно создавать объем, можно выбирать композицию, форму, цвет, работать в плоскости и в объеме. Можно выражать себя как художник и решать технические задачи, например, у разных глин разные свойства. Глина не только по цвету отличается, но еще по температуре обжига, по тому, какой высоты и толщины можно сделать из нее изделие, какой оно будет прочности. Устал лепить — пошел тарелочки раскрашивать. Надоело — пошел глазурь смешал, обратился к химии, узнал, как краски получаются. Занимаешься малой формой, сувениркой, можно парковую скульптуру двухметровую слепить, — перечисляет возможности мастер.

В институте Александра специализировалась именно на керамике

Фото: предоставлено Александрой Менщиковой

Александра вспоминает: однажды она поняла, что с момента выпуска из института не создала ни одного нового изделия, только учила других. На фестивали, выставки и симпозиумы ездила с вузовскими работами. Она решила все изменить. Приехала из Тюмени в Курган. Александра здесь родилась, тут живут ее родители. В Кургане она решила открыть собственную мастерскую.

— Летом 2018 года начала ремонт в помещении. Здесь заново провели отопление, свет поменяли, канализацию проложили. У моих родителей строительная фирма, и они мне помогают, например, давали рабочих для сложной работы, которую я сама не могла сделать. Сначала хотела все сама делать, но не получилось: в какой-то момент у меня сломался перфоратор. Я приуныла и потом думаю: ладно, я буду только красить, шпатлевать, выбирать всю мебель, — говорит Александра.

Из глины можно сделать посуду, интерьерную скульптуру, вазы. Главное, знать свойства каждой глины 

Фото: Екатерина Лопатина

Надглазурную роспись тарелок Александра осваивала на мастер-классах и фестивалях керамистов

Фото: Екатерина Лопатина

Зимой мастерская открылась для коллег и учеников. Только за день ее посетили около 40 человек, а также все курганские керамисты и гончары. 

— В Садовом у нас живут Татьяна и Валерий Кокоревы. Они делают изразцы. Я у них свою первую керамическую работу сделала, лет десять назад. Я им написала: «Я у вас когда-то была на занятии, и теперь занимаюсь керамикой». Они пришли на открытие и принесли штуку, которую я у них сделала и забыла. Я думаю: «Ничего себе, как сохранилось», — рассказывает девушка.

Александра вспоминает: в работу с глиной влюбилось сразу. Но простым гончаром быть не хотела, поэтому стала керамистом. Это более широкая специальность. Работать можно с любыми видами глины, в разных техниках.

— Есть жесткая глина с шамотом — это маленькие камешки из уже обожженной глины, перемолотой в мелкое зерно, добавленные в чистую сырую глину. За счет шамота появляются прочные стенки. Ее в обжиге не деформирует и она на ощупь жесткая, чувствуются крупинки. Если ее на гончарный круг положить, рукам будет больно. А есть мягкие глины, с ними легко работать на круге, — делится тонкостями работы с глиной керамистка.

Работать на гончарном круге Александра тоже умеет

Фото: предоставлено Александрой Менщиковой

Здесь, кроме часового механизма, все сделано из глины

Фото: Екатерина Лопатина

— Есть такая вещь — обжиг-раку. Это пленэрный обжиг — японская техника. Но у японцев это были такие маленькие чашечки, а у нас большие изделия. Там в печи набираешь температуру больше тысячи градусов, потом из печи достаешь щипцами раскаленную керамику, кидаешь в чан с опилками и плотно закрываешь, это все горит в дыму. Нужно, чтобы получились металлизированные эффекты глазури. Например, медная глазурь — зеленая, в обжиге–раку она восстанавливается до красного, появляется металлический блеск. А если черепок был белым, он становится задымлено-серым, — рассказывает о технике окрашивания изделий девушка.

Проще всего окрашивать изделия с помощью цветных глин — это техника называется ангоб. Можно покрасить скульптуру с помощью солей различных металлов, тогда на изделии появится красивый акварельный эффект, глазури.

— Это как молотое стекло, только стекло чуть другого состава. Если взять наши оконные стекла и размолоть, такого эффекта не получится, — перечисляет Александра.

Изделия, если после обжига цвет устраивает, можно даже не красить. Единственное исключение — посуда. Глина — материал пористый, она даже после обжига продолжает впитывать воду, и неокрашенное изделие будет протекать. 

У рифового оленя светятся рожки. На его изготовление керамистка потратила около 20 часов, работа заняла несколько недель 
Фото 1: Екатерина Лопатина
Фото 2: Екатерина Лопатина

Ракушка тоже светится, если включить ее в розетку

Фото: Екатерина Лопатина

Александре ближе всего изготовление небольших скульптур, светильников, брошей. Все эти работы можно найти в мастерской, что-то уже украшает интерьер, а что-то еще в процессе работы. 

Лепит девушка чаще всего для выставок керамистов (на них она ездит несколько раз в год), в подарок, реже — на продажу. Говорит, в маленьком городе сложно продавать керамические изделия. Если только на интернет-площадках и потом отправлять покупателю.

— Люди удивляются у нас, когда называешь цену. Народ не сильно понимает, почему такая цена — четыре тысячи рублей за тарелку, с натюрмортом тысяч семь–восемь. На одну тарелку уходит часов 30 работы, это три–четыре обжига в электропечи. Еще надо материал купить. Магазины для керамистов с материалами находятся в Москве, Питере, Новосибирске, Красноярске. У нас такая небольшая керамическая пропасть, я имею ввиду весь Урал и Западную Сибирь. Поэтому за глиной либо 2000 километров на восток или 2000 километров на запад надо проехать, — объясняет из чего складывается цена готового изделия Александра Менщикова и добавляет — Поэтому на зарабатывание денег керамикой я не настроена.

Ценник на тарелки ручной работы начинается с четырех тысяч рублей

Фото: Екатерина Лопатина

Тарелка проходит обжиг в печи после нанесения каждой краски. Если нанести цвета в неверном порядке, краски просто выгорят

Фото: Екатерина Лопатина

Ради денег девушка подрабатывает в фирме родителей. Редкие заказы тоже помогают держаться на плаву. В планах — набрать группу учеников, чтобы передавать свои знания о свойствах глины, надглазурной росписи изделий, обжига. Но главная мечта курганской керамистки — создать в Зауралье фестиваль керамики и гончарного искусства. На таких мероприятиях, говорит девушка, можно не только заработать деньги, продав готовые изделия, но и познакомиться с новыми техниками работы с глиной.

— Керамическая среда дружелюбная, никто особо не скрывает, как он что-то делал. Такая здоровая конкуренция, потому что если все вокруг тебя будут расти, ты тоже вырастешь. Я первый раз стою глазею на что-то, думаю: «Как, как она это сделала?». Подходит человек и объясняет, — рассказывает Александра Менщикова.

Роспись этих ваз Александра делала несколькими способами

Фото: Екатерина Лопатина

Птицы раскрашены с помощью цветных глин, соли металлов создают акварельный эффект 
Фото 1: Екатерина Лопатина
Фото 2: Екатерина Лопатина

— Хочется, — говорит девушка. — Чтобы и в Кургане была площадка, где можно было бы обсуждать керамику и знакомить с ней других людей.

— Я бы хотела сделать какую-нибудь выставку. У меня всегда была такая патриотическая идея. Я думала: «Почему все считают Курган дырой? Надо сюда переехать и развивать его». Если не развивать город, то он так дырой и останется, — говорит Александра.

На заказ в последнее время Александра чаще всего изготавливает жаб
Фото 1: Екатерина Лопатина

Для каждой скульптуры керамистка делает небольшой эскиз из глины. Он помогает почувствовать пропорции будущего изделия

Фото: Екатерина Лопатина

Это будущее кашпо для цветов в мастерской

Фото: Екатерина Лопатина

Броши Александра Менщикова изготавливает к каждому времени года, их охотно берут на подарки и сувениры

Фото: Екатерина Лопатина

Глине можно придать любую форму

Фото: Екатерина Лопатина

Чаще всего курганская керамистка лепит небольшие скульптуры

Фото: Екатерина Лопатина