В Кургане представители «Компании «Рифей», которая выбрана региональный оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Зауралье, ответили на вопросы журналистов: что будет со свалками, когда объявят тариф и не случится ли мусорного коллапса во время новогодних праздников.
Пресс-конференцию провёл директор курганского филиала компании «Компании «Рифей» Юрий Коев, который около двух часов объяснял, что изменится для жителей Зауралья, юридических лиц, перевозчиков и управляющих компаний.
К слову, на один из главных вопросов, какой тариф направлен на обсуждение, Коев не ответил. Он предложил дождаться, пока его утвердят в департаменте регулирования цен и тарифов — все документы уже переданы, а о своём решении орган власти объявит не позднее 20 декабря. После публикации тарифа компания будет заключать договоры с подрядными организациями и приступит к работе с 1 января 2019 года.
— Жителей какие-то силы пугают диким ростом стоимости услуги в 15%. Пусть они покажут нам свои расчёты! Рост планируется, но будет не таким, — отметил он.
Пока неясно и какую схему сбора платы одобрит департамент: будут ли жители платить из расчёта на одного человека или в зависимости от того, в каком по площади помещении они живут.
Юрий Коев считает, что корректнее и выгоднее для граждан, особенно живущих большими семьями в стандартных однушках и двушках, плата в зависимости от метража квартиры. С этим могут поспорить одинокие пенсионеры, живущие в частных домах — журналисты из районных газет возразили: «Не метры производят мусор».
Позже в разговоре руководитель филиала вносит немного конкретики в ответ на вопрос о том, что в соседних регионах уже установленный тариф — нигде нет ниже, чем 100 рублей в месяц.
— Как он будет меньше 100 рублей? В половине населённых пунктов Курганской области даже нет контейнеров для мусора. Нам закупить нужно будет 3200 банок (контейнеров. — Прим. ред.). <...> С другой стороны, что такое 100 рублей? Это пачка сигарет для курящего человека в день, а тут — раз в месяц, — рассуждает он.
Тариф будет складываться из стоимости работ по сбору, транспортировке и захоронению отходов. По словам Коева, впервые стоимость будет прозрачна и понятна. Например, оплата услуг перевозчиков будет зависеть от объема привезённого на полигон мусора, а передвижение всех машин будет контролироваться через системы Глонасс, чтобы ни один мусоровоз не мог «подработать» и вывезти ТБО в обход регоператора или, например, отклониться от курса и выгрузить мусор на свалке в лесу.
Контролировать будут и самих жителей, и юридические лица — неплательщикам будут выставлять счёт и добиваться оплаты долга через суд. Жёстко будут работать и с владельцами территорий, где есть несанкционированная свалка: в обязанностях регионального оператора найти собственника, воздействовать на него. Если тот не приберёт территорию самостоятельно — вывезти мусор самим и также выставить счёт. Правда, это будет касаться только новых свалок, которые образуются после января 2019 года. Всё, что «до», пообещали вывезти власти, говорит Юрий Коев.
— Мы найдем всех, кто не платит и мусорит, когда создадим условия. Заказчик всей схемы — государство, а мы лишь механизм, — объясняет жёсткую позицию руководитель.
Пока тариф не утвержден, регоператор не заключил договоры с подрядчиками, однако уже разослал информацию о новой схеме обращения с ТКО и анкеты юридическим лицам. Отклик пока невелик: многие не понимают, зачем компании сведения о количестве сотрудников и площади офиса и как эти данные в конечном счете повлияют на плату за вывоз мусора. Руководитель филиала объясняет: информация нужна для корректного расчёта платы, а вывозить мусор предпринимателям и бизнесменам всё равно придётся через регоператора.
С «Рифеем» придётся работать и возчикам мусора. Пока из 11 предприятий Кургана предварительные договорённости есть с четырьмя компаниями, а тем, с кем компания не заключит договор, предлагают возить отходы 4-го и 5-го классов опасности или работать не в областном центре, а в районах.
На вопрос одного из журналистов, не погрязнет ли Курган в мусоре в новогодние праздники, раз тариф не утверждён, а договоры без него не заключить, Юрий Коев ответил, что договорённость уже есть с четырьмя организациями.
— Мы отыграли конкурсы и у нас есть партнёры — идёт заключение договоров. Возчики не имеют права заключать договор ни с кем кроме регоператора, — успокоил он.
Одна из проблем, которую видят перед собой представители регоператора — пассивность глав районов и сельсоветов: чтобы начать вывозить мусор из сёл и деревень к контейнерной площадке должен быть подъезд по асфальтированной дороге (иначе мусоровозы разобьют всю грунтовку), а сама площадка должна быть с твердым покрытием. Пока такие обустроены лишь в единицах населенных пунктов.
Еще одна интересная, но пока далёкая тема — сортировка мусора. Существующие мощности, по словам Юрия Коева, позволяют перерабатывать лишь чуть более 3% всего объема ТКО региона. Для увеличение процента до намеченных компанией 15% нужно строить новый автоматизированный завод по обработке отходов (в Тюмени такой построили за 1 год) и новый полигон.
— Нужно чётко понять потребность в секторах экономики по вторичным материала и какой объем переработанного сырья готовы принять зауральские заводы, — говорит он и показывает пример на пустой бутылке из под воды.
Этикетка, пробка и ёмкость — это пластик разных видов, который может быть переработан, к примеру, в водопроводные трубы. Органику можно превратить в удобрения или топливо, но для этого должен быть заказ со стороны промышленности региона — в каком именно вторсырье они заинтересованы, уверен Коев.
— Мы готовы вернуть сырьё в виде продукта, выделять фракции. Раз мы потратили ресурсы, это стоит денег. Покажите нам в Курганской области, кто это готов забрать для переработки в конечный продукт. Пока весь отсортированный мусор с городской сортировки уходит в Набережные Челны, Новосибирск, Омск, а можно организовать малые производства и оставлять деньги в регионе, — разъясняет руководитель филиала.
Пока до конца декабря компания проведет анализ, что выбрасывают в Зауралье, чтобы потом понять, отдавать ли на переработку органические отходы, пластик или стекло.
Раздельный сбор мусора самими потребителями представляется руководителю филиала компании очень отдалённой перспективой.
— С учетом менталитета, грамотности населения и обоснованности, эта система не эффективна. Представьте, что нужно ставить по четыре контейнера, на каждую банку должна приехать своя машина... Это очень сложный процесс, но мы от идеи не отказываемся. Наоборот — до 1 декабря каждого года мы должны готовить предложения по раздельному сбору, и в этом нам могут помочь жители, — объясняет представитель «Рифея».