Цены на продукты в магазинах меняются так часто, что мы не успеваем за этим уследить. И чаще всего они растут — но из-за чего именно это происходит, не всегда понятно. Мы попросили экономиста разложить по полочкам структуру стоимости одного из самых дорогих товаров — мяса.
Доля самого сырья, как объясняет доктор экономических наук и профессор Елена Разумовская, составляет всего около половины. Выше всего она в говядине (60%), ниже всего — в курице (46%).
Зато расходы на производство и переработку мяса, наоборот, самые высокие: в цене на курицу — 26%, а у свинины и говядины они одинаковые — 10%.
— Если детализировать, то эту часть расходов можно разбить на топливо, энергию, на подготовку и освоение производства, на эксплуатацию оборудования, на заработную плату работников мясоперерабатывающих предприятий, коммерческие и прочие расходы, — уточняет Елена Разумовская.
Еще одна существенная часть цены — это затраты на логистику и торговлю. При покупке мяса мы платим 20–30% от его цены за то, чтобы оно доехало до магазина и попало на прилавки.
— Это довольно много, но без этого нельзя обойтись. Существенную часть этой суммы себе забирают розничные сети. Эти деньги они тратят, в частности, на аренду торговых помещений, зарплаты своим сотрудникам, холодильное оборудование, — объясняет экономист.
Еще около 7–8% в цене мяса — это доля налога на добавленную стоимость.
Уменьшать стоимость мяса, по словам эксперта, можно только за счет понижения его качества или экономии на логистике.
Цены на мясо разнятся от региона к региону. По данным ЕМИСС (Единой межведомственной информационно-статистической системы), средняя стоимость килограмма говядины (кроме безкостного мяса) на июнь 2022 года составляла в России 475,41 рубль, свинины — 311,86 рублей, курицы — 187,85 рубля. Получается, что непосредственно за мясо мы платим от 86 рублей (за курицу) до 285 рублей (за говядину). В Курганской области, по данным Свердловскстата, в июне килограмм говядины стоил 446 рублей, свинины — 322, курицы — 186 рублей.
Ранее мы выясняли, реально ли отличить дешевые продукты из так называемых «нищемаркетов» от обычных. Посмотрите на результаты нашего эксперимента.