В начале мая Владимир Путин распорядился поощрить за заслуги в профессиональной деятельности несколько десятков россиян. В их числе оказались три педагога: директор школы № 22 Эльвира Гончар и два учителя 47-й гимназии — Андрей Кириллов и Татьяна Корюкина. Все они узнали о поощрении от корреспондента 45.ru. Мы пообщались с работниками образовательной сферы и попросили рассказать, почему, на их взгляд, российский президент выделил из числа других именно их.
Эльвира Гончар, директор школы № 22
Эльвира Гончар награждена почетной грамотой президента РФ за заслуги в сфере образования и многолетнюю добросовестную работу. Женщина — выпускница школы № 22, куда пришла работать сразу после 11 класса старшей пионервожатой. После её повысили до замдиректора по воспитательной работе, а с 2010 года Гончар возглавила учреждение.
— Школа у нас очень большая. Сейчас в ней учатся 1320 человек. В 1990-е годы школа могла стать гимназией, но мы сохранили статус общеобразовательного учреждения и остались общедоступными, — рассказывает Гончар.
Как отмечает директор, школа стабильно показывает хорошие результаты по успеваемости.
— Все 100% выпускников сдают экзамены очень достойно. Мы традиционно входим в число лучших в городе школ по результатам ЕГЭ и ОГЭ. Наши ученики побеждали во всероссийских олимпиадах по истории, естествознанию, математике, — говорит директор.
Она гордится спортивными достижениями школы. Ученики показывают хорошие результаты на общероссийской «Шиповке юных» по легкоатлетике. Дважды выходили в областной финал по мини-футболу, а еще побеждали в областном конкурсе «Трудовые отряды» и городском шахматном конкурсе.
— А еще мы растим для страны будущих инженеров. У нас реализуется Инновационный областной проект «Инженерная школа Зауралья». Учащиеся физико-математических классов показывают замечательные результаты и поступают на бюджетные места в вузы, — добавляет Эльвира Гончар.
Школа участвует в проекте «Медицинский навигатор», ученики школы выступали на научных конференциях в Москве и Санкт-Петербурге.
— У нас очень хорошие учителя. В прошлом году наша Татьяна Мухина победила на областном педагогическом фестивале в номинации «Воспитать человека». Наши педагоги побеждали в городском и областном конкурсе «Учитель года», ежегодно участвуют в городском фестивале педагогического мастерства и стабильно входят в пятерку лучших. Я сама в 2016 году была победителем областного фестиваля педмастерства в номинации «Менеджер образования», — перечисляет педагог.
Школа № 22 сотрудничает с Дворцом творчества юных, куда первоклассники ездят на внеурочные занятия.
— У нас в школе мало места для таких занятий, поэтому я договорилась с дворцом, и наши ребята занимаются там. При таком досуге дети развиваются всесторонне: и спортивно, и интеллектуально, и нравственно-духовно. И многие ребята, что называется, находят себя, остаются в коллективах и развивают свои способности, — объясняет директор.
На сайте школы есть уголок психолога — там можно прочесть советы специалиста, адресованные родителям, детям и учителям.
— У нас, конечно, есть два психолога, которые ведут индивидуальную работу. Но в такой большой школе обработать запросы каждого сложно, поэтому мы решили открыть специальный уголок, где можно получить рекомендации по некоторым общим вопросам, — говорит директор.
С выступления психолога или самого директора школы начинаются и родительские собрания.
— Я не сторонник общешкольных собраний, когда всех собирают в одном зале, и родители, помимо того что общаются со мной, параллельно разговаривают еще и друг с другом. Чтобы донести информацию, мы записываем короткие ролики, на которых предлагаем обсудить какую-либо проблему. И эти видео демонстрируют перед началом родительского собрания внутри класса, — рассказывает Эльвира Гончар.
Андрей Кириллов, учитель физики гимназии № 47
Андрей Кириллов тоже удостоен почетной грамоты. Среди его достижений — звания «Почетный работник общего образования РФ», «Заслуженный учитель России» и «Лауреат премии президентской программы "Дети России"». Преподавать он начал еще будучи студентом — в 1988 году в специализированной школе при Новосибирском университете. После университета работал преподавателем в Сибирской академии телекоммуникаций и информатики. В 1995 году Андрей Кириллов переехал в Курган и через год стал вести уроки физики в гимназии № 47.
Как считает Андрей Кириллов, главным критерием высокой оценки его работы стали результаты учеников.
— В Москве моих учеников уже учится столько, сколько и не сосчитаешь, — улыбается педагог.
Например, в прошлом году три выпускника гимназии поступили в МГУ на физический факультет — то есть прямо по специальности Андрея Кириллова. Еще шесть ребят сейчас учатся в Московском физико-техническом институте — самом статусном среди российских физиков. Ученики педагога становились победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников по физике, ежегодно побеждают и становятся призерами муниципального и регионального этапов олимпиады, а также олимпиад, которые проводит Российский совет олимпиад школьников. В этом году двое ребят победили и трое стали призерами многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» от Южно-Уральского университета и ряда других инженерных вузов России.
Учитель также сотрудничает с другими вузами, в том числе с МГУ, МФТИ, НГУ, и проводит их олимпиады в гимназии. Хорошо справившиеся с заданиями ученики получают льготы при поступлении. Три ученика Андрея Кириллова уже защитили диссертации и стали кандидатами физико-математических наук.
Чтобы заинтересовать учеников физикой, педагог пытается встать на их место и представить, какого учителя хотел бы видеть перед собой.
— Нужно быть веселым, добродушным, честным, порядочным. Строгим себя не считаю: все-таки хорошие отметки ставлю чаще, — рассказывает учитель.
Андрей Кириллов преподает физику у всех классов, начиная с седьмого. Но лучшие результаты, как правило, показывают именно те ученики, которых педагог ведёт с самого начала.
— Пытаюсь разглядеть способности и понять, к чему у ребенка склонность. Если ребенок предметом заинтересовался, выбрал меня как учителя, то стараюсь привести его к успеху, — объясняет Кириллов.
Также Андрей Кириллов возглавляет Центр дополнительного естественно-научного образования, который занимается подготовкой школьников к олимпиаде.
— Уровень олимпиад стал очень высоким, да и очень сложно стало выдерживать конкуренцию с ведущими школами и лицеями России. На уроках подготовить ребят к ним трудно — времени не хватает, — говорит учитель.
Татьяна Корюкина, учитель информатики гимназии № 47
Татьяна Корюкина работает учителем 18 лет, из них больше пяти — в гимназии № 47. Кроме информатики, педагог ведет кружок робототехники и вместе с ребятами занимается научно-исследовательской и проектной деятельностью. Она победитель и призер различных всероссийских и региональных конкурсов профмастерства: в 2016 году в конкурсе лучших учителей, получивших общественное призвание, Татьяна вошла в число лучших учителей России; в 2018 году — стала призером Всероссийского конкурса профессионального мастерства специалистов, работающих с одаренными и талантливыми детьми и молодежью. Но главной заслугой учитель считает успехи своих учеников.
— Что я поняла за последние 10 лет — чтобы достичь высоких результатов, нужно заниматься с детьми по индивидуальной образовательной программе. Например, подходит ко мне пятиклассник и говорит, что хочет изучать информатику углубленно, а в каком именно направлении — еще сам не знает. Моя задача — выяснить за 5–6 класс, как его лучше развивать: изучать языки программирования, заниматься олимпиадными задачами или разрабатывать учебно-исследовательские проекты, — рассказывает педагог.
Выпускники Татьяны Корюкиной поступают в Высшую школу экономики, МГУ, МФТИ, в питерский и московский политех, в Новосибирский университет. Есть среди ее учеников и настоящие звезды общероссийского уровня.
— Дима Благинин — уникальный ребенок, талантливейший программист. Он учился у меня до 9 класса включительно, а потом поступил в гимназию для одаренных детей при МГУ. В прошлом году он стал сотрудником АСИ. По итогам конкурсного отбора в штат приняли 10 сотрудников: 8 взрослых, 1 робота и 1 школьника — Диму, — говорит учительница.
Еще один уникальный ученик — Борис Флока — в прошлом году поступил в международный университет «Иннополис» в Казани. В этом вузе практически все предметы ведутся на английском языке иностранными преподавателями, и многие студенты не справляются с нагрузкой. К счастью, после учебы в 47-й гимназии, где английский язык изучается углубленно, Боря был готов к такому испытанию.
— В прошлом году Борис ездил на международный форум программистов в Вену, который проводила «Википедия». На форуме он занимался Java-разработкой: андроид-приложения (Java), анализ данных (SQL, Python), fronend-платформы «Википедия» (javascript), — рассказывает о своем ученике Татьяна Корюкина.
В кружке робототехники, который ведет Татьяна Корюкина, дети работают над проектами, которые могут найти или уже нашли свое воплощение в жизнь.
— Есть у нас умный сборщик мусора. Сначала он ездил по районам Кургана и собирал батарейки. Потом мы его усовершенствовали, и он начал собирать и грузить на тележку заполненные дворниками мусорные пакеты. Есть сортировщик отходов. Есть программы на телефон для измерения физической нагрузки человека. Есть система роботов: один из них исследует территорию и если определяет угрозу возникновения смерча, другая машина — робот-пушка — разбивает этот смерч, — перечисляет педагог.
Воспитанники кружка являются трехкратными призерами Всероссийской робототехнической олимпиады (WRO) и дважды проходили отбор на международный этап. Два ученика входят в сборную России по робототехнике. А еще ребята из кружка уже три года участвуют в олимпиаде НТИ и неизменно становятся ее победителями и призерами.
Учителя не привыкли хвалить себя и поэтому рассказывают больше о своих учениках, чем о своих заслугах. А эти выпускники, убеждены педагоги, тоже добьются в будущем своих наград.
Наталья ПОПЕЛЬНИЦКАЯ