В Кургане прошло заседание XIV Областных образовательных Рождественских чтений на тему «Молодежь: свобода и ответственность». Доктор наук, профессор и председатель регионального отделения российского общества «Знание» Борис Шалютин выступил с докладом и зашёл с другой стороны: что, если не молодёжь должна быть ответственной, а в первую очередь регион должен быть ответственным перед молодёжью? Он поделился мнением, что поможет оставить молодых людей в Курганской области.
В прошлый четверг Курганская епархия РПЦ при содействии правительства области провела Рождественские образовательные чтения на тему «Молодежь: свобода и ответственность». Представляя институт, в котором я работаю (развития образования и социальных технологий), я сформулировал в качестве темы выступления «Ответственность перед молодежью: региональный аспект». В силу обычного цейтнота суммирую задним числом основные (не все) тезисы своего доклада:
Тема чтений имеет много аспектов. Один из важнейших — ответственность перед молодежью. И поскольку молодые люди живут в конкретном регионе, у проблемы есть региональный аспект. В чем состоит наша ответственность перед молодежью Курганской области?
1. Молодость — старт жизненного пути. В современном обществе, основу которого составляет экономика знаний, успешный старт зависит прежде всего от качественного образования. Молодой человек должен получить такое образование, которое выведет его на уровень высших достижений, на передний край той сферы деятельности, которой он намерен себя посвятить. Эту функцию призвано выполнять высшее образование, потому оно и называется высшим.
2. Сфера высшего образования находится в подчинении федеральных министерств. Но это не основание самоустраняться от анализа положения дел в этой сфере. Промышленные или сельхозпредприятия, строительные организации и тому подобные никому в области не подчинены, но областное руководство занимается этими сферами. Для высшего образования область должна, глубоко понимая, что здесь происходит, быть ключевым субъектом влияния. Сфера высшего образования — стратегически важна, ее состояние предопределяет будущее региона.
3. Как с этим обстоят дела в нашей области? Даем ли мы возможность молодым людям на самом деле выйти на передовые профессиональные позиции? Как мы выглядим с этой точки зрения в сравнении с другими регионами? Можно ли это сегодня оценить? Оценить можно. Уровень образования по тому или иному направлению прямо связан с наличием качественной научной продукции, поскольку именно наука сегодня движет вперед все сферы человеческой деятельности. Нет научной продукции — значит соответствующая специальность вуза не находится на переднем крае и никак не может вывести туда студентов, дав им возможность успешного жизненного старта. Качественная научная продукция публикуется в авторитетных научных журналах, отбираемых экспертами. В России эти журналы входят в так называемое ядро РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Таким образом, сегодня без труда можно понять уровень «продвинутости» региона, города, отдельного вуза по индексам публикаций и цитирований в ядре РИНЦ.
4. Понятно, что Зауралье надо сравнивать не с Москвой или Санкт-Петербургом, а для начала с похожими на нас субъектами Федерации. Население Курганской области сегодня чуть меньше 850 тысяч человек. В диапазоне от 700 тысяч до миллиона (где мы как раз посредине) еще 11 субъектов. Работа по сравнению всех направлений и специальностей всех вузов этих регионов слишком объёмна. Для первого приближения ограничимся системообразущими вузами регионов — государственными университетами и сопоставим их по основным блокам направлений, присутствующим в каждом университете. Это математика, естественно-научные направления (физика, химия, биология) и социогуманитарные направления (история, филология, экономика). Такое сравнение показывает, что от среднего для университетов этих регионов уровня высококачественная научная продукция в КГУ составляет по математике 20,4%, по естественно-научному блоку 24,9%, по социогуманитарному блоку 26%. Проще говоря, по математике — в пять раз хуже среднего, по естественным наукам — в четыре, по социогуманитарным тоже в четыре.
5. После этого возникает простой вопрос: как мы можем рассчитывать на то, что молодежь не будет массово уезжать из нашей области, если мы не справляемся со своей ответственностью перед ней? Если мы не создали условия, позволяющие молодым людям обеспечить хорошие стартовые позиции профессиональной и жизненной судьбы на территории области? Представляется, что надо приложить все усилия для исправления ситуации. Тогда и отток молодежи сократится, и у области появятся позитивные перспективы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции