RU45
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Кургане

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

1 м/c,

вос.

757мм 92%
Подробнее
USD 94,09
EUR 100,53
Образование интервью Гимназия или школа: куда отдать ребенка в Кургане в 1-й класс и как подготовить дошкольника к учебе?

Гимназия или школа: куда отдать ребенка в Кургане в 1-й класс и как подготовить дошкольника к учебе?

Советами с читателями 45.RU поделилась кандидат психологических наук Елена Алфеева

В этом году в Курганской области в первый раз за парты сядут почти 11 тысяч детей

Для некоторых родителей выбор учебного заведения — настоящее испытание, когда, возможно, хотелось бы отдать ребенка в более престижную школу или гимназию, а с другой стороны, есть неуверенность: справится ли он с высокой нагрузкой. Чем отличается обучение в школе от гимназии, как понять, что ребенок готов к школе, как помочь ему настроиться на учебу и правильно организовать обучение в первом классе? Стоит ли ребенку помогать делать уроки в первом классе?

На эти и другие вопросы нам ответила первый проректор — проректор но научной и исследовательской деятельности Института развития образования и социальных технологий, доцент кафедры дошкольного начального общего образования, кандидат психологических наук Елена Алфеева.

— Елена Владимировна, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу — в шесть с половиной или в семь с половиной лет? Как понять, что он готов к учебе?

— Это очень индивидуально. Наша система школьного образования устроена так, что в школе более комфортно ребенку после семи лет. В первом классе он должен уметь работать не в маленьких группах, как это бывает очень часто в детском саду, а в большой. Он должен уметь слышать учителя, работать в среднем темпе, уметь подстраиваться под тех, кто работает медленнее.

Всё это не приходит в шесть лет (в этом возрасте ребенок, как правило, к школе не готов). К семи годам мозг уже созревает. Но дети все разные. Может быть, ребенку необходимо двигаться дальше — он уже многое знает и умеет. Не только мыслить, ориентироваться, экспериментировать и исследовать, но и строить отношения с детьми и взрослыми.

В школе дети учатся выстраивать отношения. Дети, которые пошли в 7,5 года, легче встраиваются в ситуацию. К школе ребенок должен понимать, что может сделать сам, а что — попросить у взрослого. Нужно научить его следить за своими вещами, помочь чувствовать себя собранным и спокойным, когда он один на улице. Ведь в группе детского сада дети никогда не остаются одни, а в школе вышел в коридор — и ты уже в самостоятельном плавании. Учитель не «раздает» детей родителям «лично в руки». И это глобальное отличие от детского сада. Будет лучше, если ребенок будет к этому готов.

Елена Алфеева считает, что дошкольники обязательно должны посещать детский сад

— А как подготовить ребенка к школе, в том числе психологически? И когда надо начинать подготовку?

— Не все родители учитывают очень важную вещь: один из элементов подготовки к школе — это детский сад. Там не просто происходит социализация. Именно в садике малыш оказывается в ситуации, когда у него за спиной нет его личного взрослого. Взрослый — один на всех. Это значит, что нужно учиться жить по общим правилам, договариваться. Ведь вокруг много детей, которые могут хотеть играть с тобой, а могут не хотеть.

И ничто не заменит детский сад в старшем дошкольном возрасте: ни гуляние на площадках, ни воскресная школа. Только в садике есть режим: ребенок сам одевается, сам ест, выходит на прогулку, строит отношения там.

Кроме того, в детском саду детей готовят к школе. Их учат слушать взрослых и выполнять их указания, контролировать свое поведение и свои эмоции, планировать свою деятельность, преодолевать трудности.

«Основная проблема современных детей — не то, что они не умеют читать, а то, что они не умеют работать в коллективе»

Это как раз те дети, которые не ходили в детский сад. Они могут быть умными, прекрасно общаться со взрослым, но в школе детей много, все конкурируют за внимание взрослого человека. И ребенок начинает нервничать, теряется. Поэтому желательно ходить в детский сад хотя бы в старшем дошкольном возрасте.

Еще для подготовки к школе обязательно нужно развивать крупную моторику (ребенок должен бегать, прыгать, лазить, у него должен быть велосипед, коньки, ролики) и мелкую моторику (конструкторы, лепка). Должны быть сформированы мышцы, мелкая моторика, координация в системе «глаз — рука».

— Сразу спрошу, а как научить ребенка слушать взрослых?

— Дома нельзя позволять ребенку, чтобы он не слышал с первого раза. А для этого нужно правильно с ним разговаривать: не кричать из другой комнаты: «Убирай уже игрушки». Нужно прийти в комнату и сказать, установив контакт глаз: «Я понимаю, что ты хочешь поиграть. Давай договоримся. Вот у тебя есть 10 минут, чтобы завершить игру. Чтобы тебе было понятно, когда нужно собирать игрушки, я заведу будильник, и, когда зазвенит, нужно будет убрать игрушки».

— Нужно ли посещать дошкольникам «школы будущего первоклассника»?

— Предшкола выполняет немного другие функции. Если у ребенка хорошие детский сад и воспитатель, то этого достаточно. Но есть гимназии, которые предъявляют к детям определенные требования. Подготовка к их выполнению — одна из причин, зачем ходить в предшколу.

Второй вариант — это познакомиться со школой. Это может помочь тревожным детям, которые боятся, что и как там будет? Тогда дошкольник ходит по этим коридорам, запоминает, знакомится с учителями, знает уже, что такое урок, когда надо сидеть тихо, знает, что такое перемена, когда все шумят. Всё это снимает напряжение у тревожных детей. То, что знакомо, — менее страшно.

И еще предшкола — это возможность родителям познакомиться с учителями, услышать их требования.

В «школы будущего первоклассника» очень важно ходить тревожным детям, чтобы привыкнуть к обстановке

— Должен ли ребенок обязательно уметь читать?

— Программа дошкольного образования не включает в себя обязательное умение читать, этому учат в школе, ведь важно не просто научить, а научить ПРАВИЛЬНО. Но если ребенок идет в школу, где все читающие, то ему будет тяжело. Опять же, если в школе таких требований нет, а ваш первоклассник уже бегло читает, ему будет скучно, он расслабится, не будет формироваться умение учиться, преодолевать трудности.

— Но ведь негласно все же требуют, чтобы дети умели читать?

— В лицее и гимназии есть определенные требования, например, по чтению. Но, как правило, в первую очередь, в таких школах смотрят готовность и предпосылки к усвоению программы, а не проверяют технику чтения на время. Но родитель должен понимать, что у него будет задача сделать так, чтобы ребенок не оказался хуже всех. Особенно, если речь идет о гимназическом классе. Ведь дети в такие классы проходят отбор, они сильные, продвинутые, а другому ребенку, который не успел овладеть учебными навыками, будет очень тяжело.

Поэтому родители должны четко понимать, зачем им это нужно, куда они отдают ребенка и что будет дальше? Есть дети, которым нельзя идти в гимназию. Им лучше быть одними из лучших в обычном классе.

«Кто-то просто не сможет выжить в ситуации острой конкуренции. А гимназия — это острая конкуренция»

—Тогда родителям стоит прислушиваться к советам педагогов, которые, возможно, отговаривают от гимназии?

— Да, конечно, нужно общаться со специалистами. Можно у воспитателей и психологов в детском саду спросить о том, рекомендуют ли они ребенку более сложную программу или нет, ведь они работали с ребенком несколько лет и очень хорошо его знают. Поговорить, спросить совета, а нужно ли это моему ребенку? В моей практике было очень много детей, которые смогли бы учиться в гимназии, но им там было бы эмоционально плохо.

Все учебные программы в школах и гимназиях соответствуют единым стандартам

— Какие сейчас есть школьные программы? В гимназии и школе они разные? К чему готовиться родителям?

— Все программы соответствуют ФГОС НОО. С этого года первоклассники выходят учиться по обновленным стандартам. Как правило, варианта выбора программ школа не предоставляет. И это не самое первое, что нужно выбирать.

«Первое, что нужно выбирать, если есть такая возможность, это учитель. Даже не школу»

Учитель должен подходить ребенку. Кому-то нужен более строгий, контролирующий, более авторитарный. Кому-то — более спокойный и мягкий. Но выбрать учителя в школе не всегда возможно, детей по классам обычно распределяет администрация. С другой стороны, далеко не всегда сами родители понимают, какой их ребенку нужен педагог.

Поэтому чаще всего родители выбирают школу. Правильней всего выбирать школу по расстоянию от дома, безопасности дороги и комфортности ощущения, а уже потом смотреть — гимназия это или нет.

Почему расстояние до школы столь важно при выборе? Часто родители готовы возить ребенка из одного микрорайона в другой. Нужно учитывать, что у ребенка должна сформироваться принадлежность к классу, а она формируется не только на уроках, а когда дети вместе идут домой, когда задерживаются во дворе школы с одноклассниками. Если родитель сознательно выбирает, что будет возить ребенка, то он же не будет ждать, когда он пообщается. Нарушается коммуникация. Не поедет же он специально вечером в этот район, чтобы встретиться со сверстниками. И у таких детей бывают очень серьезные проблемы с включением в коллектив. Если есть возможность, то лучше выбрать школу недалеко от дома. Правильно, когда ребенок начнет постепенно самостоятельно ходить в школу.

Если ребенок продвинутый, умеет читать, соображать, и ему будет скучно в обычной школе, которая рядом с вами, если ему нужно больше нагрузки, тогда оправданно пойти в гимназию или лицей. Что дает статус гимназии или лицея? Очень часто там учителя с высокими требованиями. Это не значит, что в обычной школе его не научат. Его научат тому же, но немного по-другому.

Нужно внимательно отнестись к ситуации, насколько ребенку будет в этой школе или гимназии комфортно?

«Ведь если ты из последних сил стараешься, но всегда последний, это очень тяжело. Так можно угробить даже развитого ребенка»

У нас очень серьезная проблема, когда родители вынуждены забрать ребенка из гимназии, если ему там трудно, и отдать потом в другую школу. Школьник уже начал учиться, любит учительницу, познакомился с детьми, и ему сложно психологически, хотя иногда это единственный выход из ситуации.

Родители не всегда адекватно оценивают возможности свои и ребенка. Если они сознательно выбирают, куда отдать учиться — в гимназию либо в лицей, нужно понимать, что теперь придется уделять больше внимание первокласснику. От готовности родителей к первому классу во многих случаях зависит даже больше, чем от готовности ребенка. При этом необдуманно пойти туда, где попроще, тоже неправильно.

Программа — это третье, на что нужно обращать внимание. Есть программы попроще для сельских школ, но они тоже соответствуют стандарту.

— Нужно ли помогать детям делать домашнее задание в первом классе? И как соблюсти баланс, когда нужно помочь ребенку, но не делать за него домашнее задание?

— Ни один ребенок в первом классе не может учиться самостоятельно. И надо помнить, что первоклассник требует индивидуального взрослого, когда формируется система самостоятельного учения уроков. Степень участия родителей будет разная. У кого-то будет на уровне: «я посмотрел, объяснил то, что непонятно, и ушел», а другой родитель будет сидеть рядом и проговаривать всё. Если ребенок делает ошибки, нельзя на него кричать, нужно проговорить, в чем он ошибся, и учить их самостоятельно и правильно исправлять. Затем уже можно будет контролировать по телефону, но это не в первом классе.

«Каждый родитель — это помощник своего ребенка, именно он формирует умение ребенка самостоятельно учить уроки дома»

Задача школы — научить, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Учитель в классе работает в среднем темпе, дает информацию, рассчитывая на большинство детей. Поэтому ребенок с помощью родителей должен научиться работать самостоятельно. Здесь даже репетиторы не помогут, только родители.

Именно родители должны научить ребенка учить уроки самостоятельно

— Надо записывать ребенка в дополнительные школы, секции с первого класса?

— В первый год лучше не надо. Если он ходил до школы, уже всё знает, ему нравится, у него получается, то пусть продолжает ходить. Можно снизить интенсивность занятий.

— А на продленку стоит отдавать?

— Если такая необходимость есть, то лучше продленку брать не до вечера, в идеале забирать в три часа. Ребенка забрали, он отдохнул, и потом сели делать уроки. Если ребенок был до вечера на продленке и устал, а потом начал еще учить уроки — это недопустимая вещь. Он должен отдыхать.

— Бывают дети с ОВЗ. Что посоветуете родителям таких детей, куда их отдавать учиться?

— Некоторые родители думают, что можно отдать ребенка с ОВЗ в обычную школу. Но они обрекают его на то, что он будет что-то слышать, но не всё понимать. И он не скажет, что он не понимает. Представьте, что вы пришли в класс, где все говорят на китайском языке, вы что-то поймете?

Нужно отталкиваться прежде всего от диагноза ребенка. Одно дело, если диагнозы связаны с речью, здесь не нужно опускать руки, надо найти специалиста. Но если ребенку рекомендована школа 7-го или 8-го вида, нужно следовать рекомендации. Здесь стеснения не нужны. Главное — это интересы ребенка.

— Что нужно успеть сделать до 1 сентября родителям будущих первоклассников?

— Рекомендую самим успокоиться и ребенка не нервировать. Успокоились и выдохнули, а дальше учим ребенка самостоятельности. Вместе идем по маршруту до школы. Ребенок нас должен вести, рассказывать про светофоры. Ни в коем случае не нарушаем правила сами.

Научиться самостоятельно открывать и закрывать дверь. Купить портфель, пусть ребенок его исследует, застегивает, расстегивает, исследует карманы, складывает свои вещи.

Еще один совет — сделайте ребенку уже сейчас рабочее место. Только не с крутящимся стулом. Правильно поставить стол, не к окну. Сделайте полочку, где будут фотографии класса, расписание. Выделить вешалку для школьной формы. Делать всё нужно не в спешке, а спокойно.

Телефон купите заранее, кнопочный. Дошел да школы — позвонил, пусть даже он возвращается из школы с бабушкой, но он должен позвонить, что они пришли домой. Эти моменты сделают жизнь ребенка более безопасной, а родителей спокойной. И, главное, терпения! Школа — замечательный период жизни ребенка, главное, чтобы начинался он правильно!

С 1 апреля в Кургане, как и по всей стране, началась запись детей в первый класс. Первыми документы в выбранное образовательное учреждение подают те, кто проживает на закрепленной за школой территории, и те, кто имеет право на льготу (например, если в школе учатся старшие дети). Остальные смогут подать заявления на зачисление не по прописке с 6 июля.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем