Педагог из Кургана Софья Золотухина, искромётно выступившая на ТНТ и выигравшая миллион рублей, вместе с коллегами по цеху празднует День учителя. В этот день, 5 октября, 45.RU публикует интервью с учительницей, которая раньше учила детей в школах, а теперь помогает семьям дома. Как — вот мы сейчас и узнаем.
Из учителя в бизнесмена (и обратно)
Софья мечтала стать учителем с самого детства. В третьем классе, рассказывает педагог, всегда из школы приносила домой мел, писала на шифоньере, рассаживала игрушки и вела для них уроки.
— У каждого медведя, собачки были тетрадки. Потом, когда я уже повзрослела, мне хотелось быть то фотомоделью, то женой олигарха, то еще кем-нибудь. Но в 11 классе я очень хорошо сдала русский язык, литературу и поступила в КГУ на филолога-преподавателя. Вот так началась моя педпрактика, — вспоминает она.
Сначала девушка недолго работала в своей родной школе № 26 учителем русского языка и литературы у 5-6 классов. При этом работать в коллективе, где коллегами стали её бывшие наставники, было комфортно. Но не хватало перемен и свежего взгляда.
— У меня такие взгляды и на жизнь, и на систему образования, мне кажется нужно её нужно менять, оживлять, делать интереснее. Однажды я открыла для себя методику обучения дошколят чтению, счёту. По ней дети учатся расслабленно, веселятся. Меня это заинтересовало, поэтому я ушла из 26-й школы.
Затем педагог, как говорил Дмитрий Медведев, успешно ушла в бизнес: вместе с подругой с нуля организовала в Кургане детский центр развития для дошколят. Через три года партнеры продали дело, Софья устроилась в 30-ую гимназию.
— В ней учила детей начальных классов, обучала их по экспериментальной методике (сейчас в гимназии с ней не работают). По ней дети ускоренно и усиленно занимаются математикой. Они быстро проходят всю программу с первого по четвертый классы, — объясняет собеседница.
В конце концов девушка нашла себя в семейном обучении, перепробовав разные форматы — в свободном плавании, признается Софья, больше отдачи и благодарности от родителей и от учеников.
— Для меня это стало приоритетом. Мне важно, как чувствует себя ученик, и что думает про меня его родитель, справляюсь я или не справляюсь с поставленными передо мной задачами, а не что говорит обо мне администрация школы. Когда я это поняла, то ушла.
В чём семейное обучение лучше традиционного
Сейчас Софья Золотухина третий год ведет семейное обучение. Рассказывает, что такой формат родители выбирают по разным причинам: кому-то не нравится конкретная школа, к которой они относятся по прописке, других не устраивает подход к обучению. На вопрос, хватает ли детям социализации, она отвечает так: современные дети посещают множество кружков, секций, где находят друзей-единомышленников. В своих размышлениях педагог достаточно свободна и даже в какой-то степени радикальна.
— Детей нужно учить не так, как учат в школе. Их не нужно всех «причёсывать» одинаково, не нужно всем говорить: встали, сели, ответили тогда, когда я сказала. Такой подход вызывал у меня внутренние конфликты.
«Дети намного интереснее, если им давать больше свободы. Они тебя и удивят, и восхитят»
Такой подход позволяет мне за месяц научить ребёнка читать, если он старше 5 лет. Он приходит ко мне не учиться, а играть, — считает Софья.
Лучшим результатом для нее являются достижения воспитанников.
— Я всегда ходила в школу ради этого. Люблю ощущение, когда учишь ребёнка букве «А», затем он приходит на следующий урок и помнит эту букву.
При такой самоотдаче Софья Золотухина призывает педагогов не перерабатывать, чтобы оставаться любознательными и брать в этом пример с детей.
— Моя самая большая мечта, чтобы современное общество видело, что учитель — это прикольно и интересно, это круто и престижно. Показать, что если человек учитель, то он много знает, много где побывал, много чего видел. У него большой кругозор и большой круг общения. Если бы дети видели это, то многие бы пошли в педвузы.
Сейчас же учителей ассоциируют с маленькими зарплатами в школе, всё упирается в количество ставок. Раньше у меня была одна ставка, то есть каждый день по 5 уроков, 18 часов. В таком режиме можно провести уроки до обеда, проверить тетрадки, расслабиться. Но у нас никто из учителей не работает по одной ставке. Они берут по две ставки. Соответственно, на первых детях они счастливые и довольные, а на вторых уже уставшие. Учитель — не робот, поэтому он может сорваться, чувствовать себя плохо. Это же чувствуют дети, поэтому и считают, что школа — это плохо, скучно и инеинтересно. И зачем идти туда работать?
В планах у Софьи всё-таки вырасти до своей мини-школы с преподаванием по альтернативным методикам.
— Есть моменты, которые меня держат в профессии. Это удовольствие от того, что ребенок чему-то научился благодаря мне и проносит это через всю свою жизнь. Когда я об этом думаю, то понимаю, что я на своем месте.
Ранее 45.RU рассказывал, как Софья оказалась на телепередаче и выиграла там миллион рублей. Один из учеников педагога, отлично разбирающийся в странах, тоже снялся на федеральном канале.