¬ гимназии № 30 школьникам рассказывают, как успокаиватьс€ до и во врем€ экзамена
¬ гимназии № 30 школьникам рассказывают, как успокаиватьс€ до и во врем€ экзамена

¬ кабинет заход€т п€ть молодых людей и четыре девушки. —ветлана просит школьников выбрать одну метафорическую карту среди изображений природы, орнаментов, различных зверей и предметов, чтобы с помощью рисунка показать свои ассоциации с экзаменом.

— Ќа моей картинке стена, дл€ мен€ она — одна из первых, которые мне нужно преодолеть в жизни, — говорит один из учеников.

— ƒл€ мен€ карта ассоциируетс€ с преградой, которую можно перепрыгнуть, а можно об неЄ запнутьс€, — объ€сн€ет другой одиннадцатиклассник.

Ўкольники выбрали карты, которые описывают их ассоциации с экзаменом
Ўкольники выбрали карты, которые описывают их ассоциации с экзаменом

” большинства реб€т из этой малой группы ассоциации с экзаменом негативные: «мрак», «тоннель», «напр€женность». ≈сть и позитивные ассоциации: «первый шаг», «река», «дорога», «путь в жизнь», «лестница к успеху». Ёто упражнение, по словам психолога, помогает пон€ть, какие эмоции у каждого вызывает экзамен.

— Ёто упражнение можно делать самосто€тельно. Ќаходить ассоциации можно как словесно, так и визуально через собственный рисунок. ≈сли обозначилс€ негативный фактор, нужно начинать искать внутренний ресурс на преодоление тревоги, — объ€сн€ет она.

ѕо словам —ветланы √олубевой, как правило, реб€та бо€тс€ целого клубка проблем: перенапр€жение, нагрузки в школе, давление родителей, учителей и репетиторов.

ѕосле определени€, как им представл€етс€ экзамен, психолог просит учеников показывать на того, кто самый умный, веселый, общительный, интересный, спортивный, артистичный и так далее. ”ченики подхватывают и с удовольствием делают таким образом молчаливые комплименты друг другу.

ћетафорические карты помогают визуализировать внутреннее состо€ние
ћетафорические карты помогают визуализировать внутреннее состо€ние

— ћы работаем с нашими антиресурсными и ресурсными состо€ни€ми. Ќужно проговаривать позитивные фразы, потому что мысли материализуютс€. ≈сли настраивать себ€ на неудачу, говорить «” мен€ не получитс€», все действительно не получитс€. Ќо и быть слишком уверенным в себе тоже нельз€. Ќастороженность перед экзаменом — это про€вление инстинкта самосохранени€, благодар€ этому вы сконцентрированы, мобилизованы, — объ€сн€ет психолог.

ѕо мнению специалиста, тревожность хоть и €вл€етс€ негативным эмоциональным состо€нием, именно тревога иногда мобилизует человека: организм реагирует на этот призыв поступлением в кровь адреналина. ѕод его воздействием увеличиваетс€ сила сердечных сокращений, повышаетс€ кров€ное давление, дыхание становитс€ более глубоким. Ёто состо€ние стрессовое, но именно оно призвано помочь человеку в критической ситуации. Ќо если стресс приобретает нав€зчивые состо€ни€, с ним нужно боротьс€.

„тобы успокоитьс€ здесь и сейчас, можно использовать различные техники противострессового дыхани€, минутные релаксации (опустить голову, расслабить мышцы лица и шеи, плечи) или выйти из помещени€, где возник дискомфорт.

— јга, вышел € на ≈√Ё погул€ть! — галд€т подростки.

— ¬ коридор выходить разрешаетс€, можно сменить обстановку на короткое врем€, чтобы успокоитьс€, — отвечает психолог.

¬ гимназии работают как с выпускниками, так и с родител€ми, которым рассказывают, как помочь дет€м спокойно сдать ≈√Ё
¬ гимназии работают как с выпускниками, так и с родител€ми, которым рассказывают, как помочь дет€м спокойно сдать ≈√Ё

ƒома стоит мен€ть зан€ти€ и не зацикливатьс€ только на подготовке к экзаменам: музыка, уборка, спорт помогают отвлечьс€ от внутреннего напр€жени€.

— ”ченикам рекомендуетс€ использовать и формулы самопрограммировани€: говорите себе «я твердо уверен — у мен€ все получитс€»! ѕомните, какое представление мы имеем о себе и о мире вокруг нас, именно таким образом все и складываетс€. ћысль материальна, — повтор€ет психолог и предлагает вз€ть еще по одной метафорической карте, чтобы попытатьс€ изменить своЄ отношение к экзамену.

— я выбрала картинку с бабочками. ≈сли € хорошо поработаю, у мен€ по€в€тс€ новые возможности, — показывает иллюстрацию девушка.

— Ќа первой картинке мен€ пугало одиночество. —ейчас € выбрал такую, где вижу — € не один вхожу в этот этап, — делитс€ молодой человек.

¬ыбранные карты школьники сфотографировали на пам€ть
¬ыбранные карты школьники сфотографировали на пам€ть

ѕосле школьники по кругу делают друг другу по 10 комплиментов и окончательно расслабл€ютс€. ћожет, повли€ло то, что на русский €зык из-за тренинга они опоздали. ѕосле тренинга —ветлана высказала свое отношение к ≈√Ё.

— —дача экзаменов в форме ≈√Ё имеет определенные плюсы: сдаешь экзамены всего один раз — только в школе, и экзаменов не так и много — всего три-п€ть, при этом свободен на все лето. ≈сть возможность подать документы в несколько вузов — в какой-то вуз всЄ равно поступишь. Ќевозможно остатьс€ ни с чем, поэтому € иногда не понимаю, что за истери€ вокруг экзаменов. Ќа мой взгл€д, прежн€€ система сдачи экзаменов и в школе, и вузе была гораздо сложнее. Ќикакой особой проблемы, мне кажетс€, нет. Ќагнетают ситуацию учител€ и родители.

—  ак в таком случае вести себ€ родител€м, чтобы помочь ребенку не бо€тьс€ экзамена?

— –одители должны обеспечить правильное питание (орехи, фрукты, рыба), помочь соблюдать режим ребенку, не ссоритьс€ в семье, не нагнетать и не истерить самим: «”чи-учи-учи, мы за репетитора платим, а ты не сдашь!» Ќаоборот, нужно посто€нно говорить позитивные слова, утверждать в ребенке уверенность, что все у него получитс€, и не забывать почаще говорить добрые слова, слова любви: «—ынок, мы теб€ любим, как бы ни случилось, в любой ситуации знай — мы теб€ любим, мы всегда р€дом, мы тебе поможем. ¬се в жизни решаемо!»

—  ак смиритьс€, если ребЄнок все-таки не сдал экзамен на нужный балл?

— ¬зрослые люди должны себ€ держать в руках. „то мы за взрослые, если сами не будем отдавать себе отчет в своих эмоци€х, если сами эмоционируем, то мы не научим ребенка спокойствию. ¬ жизни будет еще много разных трудностей. Ёкзамены — это не самое страшное. ¬зрослых, которые в своей жизни уже столько всего прошли, € призываю к здравомыслию. Ќе сдал — не смертельно, пусть не институт, пусть колледж, пусть арми€. Ќе вините своего ребенка, не нагнетайте, прижмите к себе и скажите: «я теб€ люблю, все делаетс€ к лучшему». ƒолжен преобладать здравый смысл. ¬ыруливать в критической ситуации должен тот, кто взрослее и мудрее.