24 марта воскресенье
СЕЙЧАС +2°С
  • 11 марта 2019

    Мобильное приложение 45.RU стало ещё удобнее

    Портал 45.RU теперь ещё удобнее читать с мобильного — мы обновили наше приложение. Теперь, например, вы можете добавлять свои комментарии. Обновите его и читайте наши новости в ещё более доступном формате. Скачать приложение могут владельцы iPad, iPhone и iPod touch в AppStore.

    Подробнее
    14 декабря 2018

    Договор с «Рифеем» расторгли: три позиции

    УФАС, правительство Курганской области и руководитель филиала компании, которая через две недели должна была отвечать за весь мусор региона, о том, почему договор расторгли и что будет дальше.

    Подробнее
    6 декабря 2018

    А у 45.RU новый дизайн! 

    Уже две недели 45.RU живёт по-новому: думаем, вы заметили, что наш сайт, не менявшийся 17 лет, стал современным и удобным. Надеемся, вам нравится. Если есть замечания — пишите!

    Подробнее
    Еще

Колонка воспитателя: «Родители любят оставлять в садике диктофоны. Это очень страшно»

Как в детских садах справляются с агрессивными детьми

Поделиться

Наша собеседница согласилась откровенно говорить только на условиях анонимности

Фото: Илья Бархатов

Родители стали меньше общаться с детьми. От этого у малышей растёт агрессия, они становятся непослушными, не могут ни с кем найти общий язык. В садике с ними сложно совладать. Их поведение — причина ежедневных ссор и драк. Так считает воспитатель детсада, согласившаяся дать анонимное интервью. 

Она не стала лукавить и признала, что в случае с неуправляемыми детьми очень сложно себя сдержать. Одни её коллеги повышают голос, а другие и вовсе готовы поднять руку. Что делать, если ребёнок жалуется на воспитателя, поможет ли в конфликтных ситуациях диктофон, стоит ли учить давать сдачу другим детям и как начать ладить с ребёнком — воспитатель с большим стажем поделилась своим мнением.

Нехватка общения дома — причина проблем в садике

Сегодняшние дети очень агрессивны. Они всё больше теряют чувство сострадания, сопереживания к ближним, чувство ответственности за чью-то жизнь — тех же самых животных. А всё это от чего? От того, что дети стали меньше общаться… с родителями. По ним хорошо видно, кто много проводит времени с мамой и папой, а кто — мало.

Если мальчик мало общается с папой, он проявляет агрессию к своим сверстникам. Он не умеет с ними контактировать — просто не знает, как это делать. Если мама уделяет мало времени мальчику, он становится неласковый, грубый, сердитый, напыщенный.

У девочек мама вообще играет ведущую роль в жизни. Если девочке не хватает внимания мамы, она начинает очень сильно тянуться к чужим женщинам. К воспитателям безумно тянется, с девчонками в группе больше общается. А если папа проводит с ней мало времени, то у девочки происходят конфликты с мальчиками, она постоянно на них жалуется.

И наоборот, чем больше дети общаются с родителями, тем больше они чувствуют себя нужными.

Не зря мы просим приносить в садик поделки. Нам не важно, как они будут сделаны. Работы могут быть простенькие, это же не конкурс талантов. Главное, чтобы они были сделаны совместно, чтобы был контакт между родителем и ребёнком. По ночам мастерить в одиночку, когда сын или дочка уже уснули, не нужно — теряется весь смысл.

В садике часто просят сделать дома поделки, но большинство родителей эти просьбы игнорируют

Фото: Олег Каргаполов

Можно ли на детей кричать?

Есть такие родители, которые приводят ребёнка в детский сад и говорят: «Вы же воспитатели, вы и воспитывайте». Супер! Даже на моей практике такое было, один отец об этом заявил. Я возразила, а он воспринял это в штыки. Дошёл с жалобой до заведующей и комитета по делам образования. В итоге посчитали, что я виновата в конфликте, оскорбила родителя.

Но я всегда стараюсь объяснить, что не воспитатель виноват в плохом поведении ребёнка. Дети ещё маленькие, чтобы выбирать какой-то свой путь. Они копируют поведение родителей. Если в семье принято, что папа маму шпигует, значит, и сын думает, что девочек можно бить. Если девочка видит, что мама папу ни во что не ставит, то у неё такое же мировоззрение развивается.

К сожалению, непослушных детей много, это, наверное, бич всех воспитателей. В основном это мальчики.

И самое сложное здесь — сдержать себя, не наругать ребёнка и не накричать на него. Но все мы люди, все не железные. Есть те, кто всё-таки даёт волю эмоциям. У нас был в садике такой конфликт, мальчик говорил маме, что воспитатель его бьёт.

Тяжело себя сдерживать тем воспитателям, которые уже в возрасте. Они уже уставшие, выгоревшие. Я их понимаю, но не оправдываю. Надо стараться искать к таким детям индивидуальный подход, несмотря на то, что в группе их 20 с лишним человек. Из них 15 детей тебя слышат, а пять — нет. Пяти-то детям можно уделить больше внимания. И не в плане, что нужно им постоянно говорить: «стой», «сиди», «не делай этого». А искать подход через похвалу, одобрение, ласку. Ведь почему они неуправляемые? Потому что дома им либо разрешают делать всё, что хочется, лишь бы родителей не трогали, либо маме с папой в принципе некогда с ними общаться.

Если на детей постоянно кричать, они перестанут слышать замечания

Фото: Сергей Яковлев

У меня самой в детстве воспитатели были строгие, я даже по попе от них получала, потому что непослушная была. И мне казалось, что это образ большинства работников детских садов. Когда я только начала работать, было очень тяжело с такими представлениями. Я и ругалась на детей, и даже кричала, но они меня не слышали и всё тут. Тогда моя бабушка спросила меня: «А ты играешь с ними»? Я говорю: «Нет, а воспитатель ещё и играть с ними должен»? Но попробовала.

Я стала бегать с ними в догонялки, играть в прятки, настольные игры. И постепенно из чужой тёти я превратилась для них в друга и даже приобрела свой образ.

Если раньше дети рисовали вторую нашу воспитательницу в центре, себя рядом, а меня где-то в стороне. То сейчас они рисуют нас рядом и себя вокруг.

Наказания и стульчик для провинившихся

Детей наказывать нельзя, даже говорить им, что они наказаны нельзя — они начинают закрываться. Лучше постараться выяснить, что стало причиной плохого поведения и ссоры между детьми. Надо поговорить с ними, чтобы справедливо рассудить, кто прав, а кто виноват. Я сама пытаюсь приучить их к справедливости. Ведь может выясниться, что один мальчик ударил другого случайно, а тот, не разобравшись, дал ему сдачу.

Если ребёнок просто бесится, надо его успокоить. Кричать бесполезно, лучше посадить на стульчик. Помните, в нашем детстве тоже такие были. Но мы на них сидели как наказанные, в углу. При этом ничего нельзя было делать. Сегодня этот стульчик эволюционировал. Теперь на нём сидят рядом с воспитателем и рисуют. Выплёскивают все эмоции на бумагу. Дети в этот момент не знают, что они наказаны. А почему они сидят рисуют? А потому что слишком баловались и сейчас надо немного отдохнуть.

Если видишь, что ребёнок сидит пакостит в углу или обижает других детей, лучше всего его отвлечь, дать какие-то задания: что-то принести воспитателю или в чём-то ему помочь. И со временем дети успокаиваются.

А что на сдачу?

Немного неправильно учить ребёнка давать сдачу. Надо объяснять ему, что сдача нужна только тогда, когда обидели намеренно. Плохо быть бесхребетным, надо уметь постоять за себя. Но, если кто-то нечаянно задел, распускать руки нельзя. Это обязательно нужно проговаривать.

Бывают в группе мальчишки, которые постоянно дерутся. И если для родителей это норма, то даже воспитатель тут ничего не сможет сделать. В таких случаях надо советовать своим детям просто держаться от них подальше.

Почему дети бьют других детей? Потому что им некуда выплеснуть свою агрессию. Надо найти ей выход в чём-то другом: отдать в музыкальную школу, на танцы, в рисование. Чем-то занять ребёнка, главное, не пускать на самотёк. Иначе из таких детей потом вырастают домашние тираны.

Моделировать поведение можно до десяти лет. Если избавить ребёнка от агрессии до этого возраста, потом не будет сложного подросткового периода.

Если ребёнок жалуется на воспитателя

В пять-шесть лет у детей очень бурная фантазия. Это во-первых. А, во-вторых, если их поругали, им становится обидно и хочется как-то отомстить воспитателю. И тогда думают: «А дай-ка я маме скажу что-нибудь интересное». У меня было такое.

Воспитатель не отрицает, что в садике могут быть и крики, и шлепки. Но не всегда ребёнок говорит так, как было 

Ходил ко мне в группу непослушный ребёнок, рос без отца, воспитывали мама с бабушкой. Однажды в сончас он стал снимать с себя трусы и прыгать по всей спальне. Мы его вывели в раздевалку, дали одежду и сказали, что будет сидеть там до тех пор, пока не извинится. За мальчиком пришла мама. Он ей сказал, что я его ударила, сказала закрыть рот, обозвала собакой. Мама устроила разборки.

Я ему говорю:

— Ты хоть раз от меня такие слова слышал?

— Нет.

— А почему тогда так говоришь?

— А вы меня из спальни вывели.

— А за что?

Молчит. Я рассказала маме, что случилось. Тут уже она сама извинилась.

А бывает так, что некоторые рассказывают случаи из жизни садика, а родители их неправильно понимают. Допустим, у нас постоянно все бегают, бесятся. Кто-то кого-то толкнул, ударил. Ты видишь, что ребёнок летит, сейчас упадет, и первое, что приходит в голову — схватить, не важно за что, лишь бы не стукнулся.

Через это я тоже проходила несколько раз. Родители приходили с наездами. Я объясняла, и все относились с пониманием.

Но в любом случае, если ребёнок говорит, что воспитатель его бьёт, надо реагировать. Может, это действительно так. Нельзя говорить ребёнку: «да ты обманываешь», он закроется и дальше не будет родителям ничего рассказывать. Всё надо проверять.

Есть ли в садике место секретам?

Некоторые воспитатели говорят детям: «Всё, что происходит в садике, — это секрет. Не надо родителям знать, что у нас происходит. Всё, что им надо, мы расскажем сами».

Я считаю, что секретов быть не должно, если только речь не идёт о каких-то сюрпризах к праздникам. Тогда да, лучше не показывать танец и не читать стихотворение дома.

Родители любят оставлять в садике свои диктофоны, камеры. Если честно, это очень страшно для воспитателей. Вроде, кажется, что такого. Ты же ничего противозаконного не делаешь. Просто не всегда какие-то ситуации могут правильно понять.

Мне поначалу приходилось очень много кричать в группе. Не на детей из-за того, что они плохие. А потому что они в принципе тогда не слышали мой голос. Это сейчас они быстро реагируют, если я начинаю говорить какую-то условную фразу для привлечения внимания. Но чтобы их к этому приучить, приходилось надрывать голос. Я домой вечером приходила, у меня горло болело.

Сейчас тоже приходится чуть повысить голос для привлечения внимания. Но диктофоны могут этого не передать. И естественно, возникнет много вопросов. Из-за того, что ситуацию не видно, может быть неправильная трактовка.

Был такой случай. Кто-то из родителей снял на телефон в дверную щель, как воспитатель садит ребёнка за стол и даёт ему кружку кефира. Якобы заставляет пить. Как потом выяснилось, она её не заставляла. Просто у ребёнка была истерика. Воспитатель её умыла, привела за стол, посадила, пододвинула еду и дала ей кружку. Да, это было сделано резко. Но никакого вреда девочке она не причинила.

В каждой группе своя атмосфера, и даже нам не всегда известно, что происходит за закрытыми дверями. Поэтому уделяйте внимание детям и чаще общайтесь с ними, чтобы ничего не упустить в их воспитании.