Образование интервью «Страшно. Если я завтра уйду на пенсию, за мной никого». Директора школ Кургана о дефиците кадров

«Страшно. Если я завтра уйду на пенсию, за мной никого». Директора школ Кургана о дефиците кадров

Все дело в престиже — его уронили

Учителя в Кургане вынуждены работать на две ставки, чтобы получить среднюю по экономике региона зарплату

Кургану не хватает учителей и школ. Учителям не хватает зарплат и свободного времени. Родители не воспитывают детей, а воспитывают педагогов, СМИ не занимаются престижем профессии учителя, поэтому в обществе сформировался образ педагога-неудачника с маленькой зарплатой. Эти и другие жалобы поступили сегодня во время круглого стола от руководителей школ, представителей дошкольного образования.

В регионе сейчас проходят круглые столы по отраслям. До этого заседали промышленники и аграрии. Сегодня была очередь педагогов.

В детский сад ребенок приходит не один, а с родителями


Как призналась председатель общественного совета департамента образования области Лариса Тарунина, в детсадах три глубоких проблемы — несовпадение ожиданий школы, родителей и возможностей детских садов, низкая материально-техническая база и нежелание родителей участвовать в воспитательном процессе.

Лариса Тарунина говорила о педагогической безграмотности родителей, Эльвира Гончар — о нехватке кадров

По ее словам, родители и учителя начальной школы ждут от детских садов решения разных задач. Учителя хотят получить готовых к обучению первоклассников. Родители отправляют ребенка в детсад за оздоровлением. Но в детсадах по федеральному стандарту учебной деятельностью заниматься нельзя. Основный вид деятельности — игра, а бассейны и оборудованные спортзалы есть далеко не во всех детсадах.

Другая проблема — родители. Ребенок приходит в детсад не один. С ним приходят родители, бабушки и дедушки, говорит Тарунина.

— Деформируется традиционный уклад воспитания ребенка в семье. Педагогическая безграмотность родителей является причиной конфликтов в дошкольных образовательных учреждениях, осложняет воспитание. Как дома играют дети, играют ли с ними родители, как родители общаются между собой, с педагогами? Много неполных семей, где воспитывают только бабушки, дедушки или улица, — расписывала ужасы Тарунина.

Она предложила ввести программы педагогического просвещения. Например, открыть электронную площадку, где могли бы общаться родители с учителями, воспитателями, представителями власти.

«Если фото в купальнике — она бесстыжая»

Директор школы № 22 города Кургана Эльвира Гончар считает, что острейший дефицит кадров, с которым столкнулись школы, это лишь верхушка айсберга. У проблемы есть «подводная» часть.

На сегодня в школах отсутствие ротации кадров, заявила Гончар.

— Условно говоря, если я завтра уйду на пенсию, за мной никто в очереди не стоит. И это страшно, — констатировала директор школы.

Причин того, что в школы не идут работать молодые люди, много. Это и перегрузка учителей, и уравниловка в зарплате. Но истинная причина, по мнению Гончар, в низком престиже профессии. Его нужно поднимать.

— Не столько через элементы материальной заинтересованности и создание условий труда, а надо взглянуть по-другому на профессию, — предложила руководитель школы.

— СМИ распространяют информацию, что учителя мало зарабатывают, что учитель не успешен. Учителя не советуют своим детям идти работать в школу, потому что не желают своему ребенку такой зарплаты, такого психологического перегруза и, главное, такого отношения общества к нему. В СМИ нет ни одного проекта, рассказывающего о ценностях, о духовности профессии. Но в массовой культуре зато бытуют истории, где учительница — дура. Если учительница поставила где-то фото в купальнике — она бесстыжая. Даже если она мастер спорта по плаванию и ей положено в этот момент быть в купальнике! — возмутилась Эльвира Гончар.

Ее поддержала директор гимназии № 31 Наталья Древницкая.

— Накануне Дня учителя всегда начинается разговор о проблемах образования. Проводятся горячие линии о поборах в школах, вытаскиваются истории о конфликтах и так далее. Кроме того, ни для кого не секрет, что мы оказываем образовательную услугу. И теперь заказчики, родители, диктуют нам, как учить, не имея педагогического образования. Эту проблему надо решать не только на уровне региона, но и страны, — считает Наталья Древницкая.

Она полагает, что решать нужно и проблему с дефицитом школ. Курган нуждается в строительстве новых учреждений.

— Школы очень сильно перегружены. Особенно центральные. Проектная наполняемость в моей гимназии превышена в два раза. Перейти на односменку — на сегодня недостижимый результат, — отметила Древницкая.

Она также предложила ввести надбавку учителям, которые достигают особых успехов в работе, трудятся на экспериментальных площадках и так далее.

Учитель пяти предметов — это нормально

Председатель обкома профсоюза работников образования Елена Охапкина считает, что низкий уровень зарплат учителей сбрасывать со счетов нельзя.

По ее словам, ставка учителя на сегодня 11 700 рублей. Учителя часто работают на две ставки, тем самым достигая средней зарплаты по экономике региона.

Она также привела статистику по нехватке кадров. На сегодня есть школы, где учителя одного предмета ведут и другие, не имея должного образования. Есть школы, где на сегодня учитель может вести, кроме своего профильного, еще пять предметов. Это не может не сказаться на качестве образования.

Из сельских школ прозвучали предложения снизить бюрократическую нагрузку на учителей.

Все присутствующие признали, что пока еще школьное образование в Зауралье остается конкурентоспособным. Дети поступают на бюджетные места в престижные вузы. Но если не решать накопившиеся проблемы, будущее регионального образования не выглядит благополучным.

Все предложения будут собраны и использованы при разработке стратегии развития Курганской области.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем