Образование Надежда Дубив начала тотальную перезагрузку Курганского госуниверситета: от научной работы до быта

Надежда Дубив начала тотальную перезагрузку Курганского госуниверситета: от научной работы до быта

Вуз должен стать конкурентоспособным

У предыдущих двух врио ректора Курганского госуниверситета стать для вуза «великими реформаторами» не получилось

Курганский госуниверситет, переживающий сложные времена, взял курс на обновление. Вуз должен стать конкурентоспособным во всём, начиная с научной работы и качества образования до бытовых условий. Об этом в интервью для 45.RU заявила врио ректора Надежда Дубив. Она рассказала о планах на ремонт корпусов, о проектах, которые стартуют в октябре, а также о строительстве бассейна.

Надежда Дубив занимает должность врио ректора КГУ ровно два месяца

— Надежда Викторовна, вы уже не раз говорили, что в КГУ ожидаются перемены. Но пока это транслировалось в общих словах. Сейчас уже можно говорить о перенастройке вуза более конкретно? Например, как изменится материально-техническая база вуза?

— Нам предстоит большой ремонт в общежитиях вуза. Их у нас четыре. Обеспечение нормальных бытовых условий для студентов — это первоочередная задача для нас, наш приоритет. Мы об этом с вами уже говорили. Еще одна точка, требующая безотлагательных мер, — спортивный комплекс. Он, мягко говоря, не в очень хорошем состоянии. Там идут занятия, выключить его из учебного процесса мы не можем, к тому же спорткомплекс любим горожанами, там большой зал, во внеучебное время наши студенты и преподаватели занимаются игровыми видами спорта. Но в воде играть невозможно.

Нам нужно его ремонтировать: самое важное сейчас — отремонтировать крышу спортзала. Протечки крыши мы устраним до сезона дождей и холодов, работа уже ведется, это позволит проводить занятия в комфортных условиях. Кроме того, мы ищем спонсоров, и есть люди, готовые подключиться, мы очень рассчитываем на помощь.

Еще один объект, который требует просто ежедневного вмешательства, — это бассейн «Дельфин». Мы там уже провели текущий ремонт, но сложное оборудование требует постоянного внимания. Центр культуры и досуга, кстати, — третья сцена города… Когда я зашла туда, я думала, если честно, что это заброшенное здание, поскольку на крыльце росла трава, там выпала стена, сейчас её отремонтировали, я зашла в подвал, в подвале стоит вода. У меня вообще был вопрос к тому, может ли здание выдержать нагрузку. Мы будем проводить экспертную оценку.

Отказываться от здания нам не хочется, там зал на 700 мест, и все вузовские мероприятия происходят в этом зале. Вся жизнь студенчества связана с этим центром. Нам бы хотелось привести его в порядок, сделать центром притяжения талантов. Будем делать проект здания. Пока же мы занимаемся латанием дыр — залатали стену, витражи восстановим, готовим ремонт внутренних помещений.

— Учебные корпуса тоже будете ремонтировать?

— Учебные корпуса мы уже постепенно ремонтируем. На здании политехнического института крыша ремонтироваться будет. В корпусах по улицам Советской и Томина делаем входную группу, к 26 сентября, надеемся, будет готова. В институте экономики и права сделаны современные аудитории, установлена новейшая техника, очень хорошая. В следующем году в политехническом институте сделаем такие же две аудитории.

Еще один проект начали и, надеюсь, реализуем: проговариваем с промышленниками и предприятиями идею сделать аудитории имени себя. Уже идет работа с «Такстелекомом», такси «Максим». Заходят к нам, будут делать свою аудиторию в политехническом институте. Там будут заниматься прежде всего информационщики. Мы надеемся на поддержку идеи промышленниками.

Надежда Дубив мечтает перевести журналистов в корпуса по улицам Советской и Володарского, поближе к новому медиацентру

— Заявлялось и о проекте с центром Илизарова?

— Как только я заступила на эту должность, мы встретились с руководителем центра Илизарова Александром Губиным, проговорили, какие у нас есть возможности сотрудничества. Соглашение о сотрудничестве было заключено с РНЦ давно, а конкретных шагов не предпринималось. Мы спросили, в чем нуждается центр Илизарова. Они сказали, что нужды во врачах у центра нет, зато есть потребность в инженерах по медицинской технике. Дорогое оборудование требует специалистов, они вынуждены приглашать их из Москвы и Санкт-Петербурга. Это дорогостоящая услуга.

Мы на протяжении полутора месяцев вели переговоры, была создана рабочая группа. Речь не идет, по сути, о новом направлении. Мы открываем новый профиль. У нас есть аккредитованная специальность, и мы меняем профиль. Мы надеемся, что в 2020–2021 годах будет первый набор.

Я думаю, что перспективы хорошие, поскольку база вся находится в центре Илизарова. Это будет междисциплинарная магистратура. Проект реализуется тремя кафедрами плюс полноценный партнер — центр Илизарова. Специалисты центра будут у нас преподавать, практику студенты будут проходить в клинике.

— Что будет с гуманитарными направлениями? Не будет ли сокращаться гуманитарный институт под напором потребностей региона в технических специальностях? Ходят слухи о сокращении преподавательских ставок?

— Речь идет о том, что сокращается количество студентов. Приведенный контингент очников в этом году 3200. А когда-то было 17 тысяч, 12 тысяч студентов. Если даже на пять лет назад оглянемся, учащихся в вузе было в два раза больше, чем сейчас. Только от этого и зависит сокращение ставок. Если бы мы на каждого бюджетника набрали одного платника, тогда мы бы даже набирали преподавателей. Но в реальности у нас порядка 200 платников в этом году, и 90% из них набрал институт экономики и права. А остальные институты набрали не более 10 платников.

В долгосрочной перспективе мы планируем увеличить количество студентов улучшением материально-технической базы университета, открытием новых направлений. В краткосрочной перспективе решением может оказаться дистанционное образование. Если мы хорошо поработаем с компьютеризацией, то мы будем конкурентоспособными.

В принципе дистанционно обучаться людям всё равно где. И тут будет еще и вопрос цены. Если мы будем условия предлагать лучше, чем в соседних регионах, и хорошую цену, к нам пойдут. Тем более сейчас многие университеты отказались от дистанционного образования, оставив только очное, закрылось много филиалов, что тоже даёт отток студентов.

— Есть еще варианты выхода из ситуации?

— Гуманитариев никто не сокращает, не ужимает. Наоборот, мы ищем и обсуждаем направления, которые были бы востребованы. Например, хотим ввести педагогическое образование с двумя профилями — история и английский язык.

Мы беседовали с директорами школ, считаем, что такое образование может быть востребованным в условиях дефицита учителей иностранного языка, особенно в малокомплектных школах. Ведь историк может вести историю, обществознание и мог бы преподавать еще английский. Мы смотрим сейчас направления по чистой лингвистике и межкультурной коммуникации. Смотрим в сторону изучения лингвистики и иностранных языков в онлайн-формате.

Курганцы уже высказывали опасения по поводу дистанционного образования в КГУ, они считают, что качество обучения может снизиться. Ответите?

— Мы пытаемся решить важнейшую задачу — увеличить количество студентов, но не путем снижения качества. Дистанционное образование имеет разные форматы. Всё зависит от того, какой будет выбран вариант обучения, как будет выстроена работа тьюторов со студентами.

Когда речь идет о чистом дистанте, возможно, это хуже, чем, когда есть тьютор. Вы же понимаете, когда мы знаем, что за нами никто не смотрит, мы, может, и не будем начитывать материал, углубляться в тему.

А когда есть человек, который не только контролирует, а еще и мотивирует, учитывает личную ситуацию и подстраивает под это учебный процесс, у вас будет совсем другое отношение к учебе. Как и уровень знаний. Мы подготовим преподавателей к дистанционному образованию: это совершенно другая методика, технологии. Мы подготовимся к этому технически. Будем идти постепенно.

— Как вы оцениваете уровень преподавательского состава Курганского госуниверситета? В основном в КГУ работают выпускники этого вуза. Будете ли приглашать из других регионов, других стран?

— В КГУ очень высокая остепененность. Почти 80% преподавателей имеют ученую степень, причем 70% — это доктора наук. Для регионального вуза это высокий показатель. Качество преподавательского состава? А сейчас считается всё просто — публикации и гранты, которые выигрывают преподаватели, и еще работа по хоздоговорной тематике, которую они реализуют для своего региона и других.

У нас есть институты, где хорошая публикационная активность. В основном это технические науки (кстати, две три докторов — доктора технических наук).

У нас высокий индекс цитирования, хорошее качество статей. В этом году хорошие результаты показывает гуманитарный институт, получивший несколько грантов, например, Российского фонда фундаментальных исследований. Есть у нас хоздоговорная тематика, связана с «Далуром». Со Сбербанком есть проекты.

Существует в вузе возрастная проблема. 75% преподавателей — это те, кому за 75 лет. У нас очень мало аспирантов. Хорошо, что на следующий год у нас есть бюджетные места в аспирантуре, три года у нас их не было, потому что низкий процент защиты диссертаций, нет диссертационных советов в университете. Советы закрываются повсеместно, это проблема не только КГУ.

У нас всего семь преподавателей до 35 лет, и еще 15–20% — это средний возраст. Но во многих грантах можно участвовать до 30, максимум до 40 лет. Нацпроект «Наука», к примеру, направлен на омоложение кадров, все гранты и тематики будут с возрастным ограничением. И нам эту задачу надо решать, привлекать молодых, чтобы конкурировать в борьбе за проекты.

У нас вообще конкурсный отбор открытый. И уже претендуют из других регионов. Я думаю, что будем с этим работать. Пока будем использовать визитирующих профессоров из других регионов и даже стран, приглашать на чтение лекций в рамках проекта «Университет региону». Будет цикл публичных лекций.

— Когда начнутся публичные лекции? Что еще будет сделано по проекту «Университет региону»? Это единственный проект, или вы готовы заявить и о старте других новинок?

— Публичные лекции начнутся с октября. Мы спланируем, как они будут выстроены. Встречи будут происходить примерно два раза в месяц. В рамках проекта «Университет региону» открываем школу для лекторов, работаем с молодыми ребятами. Они будут готовить эту школу.

Еще будут дискуссионный клуб и киноклуб, центр изучения иностранных языков для преподавателей. Начнем с английского, на него основной запрос. У преподавателей, как правило, есть языковой багаж, но чтобы говорить на английском, возможностей мало. В дискуссионном клубе им будет такая возможность предоставлена.

Еще у нас в октябре в планах открытие медиацентра. Его создание было первым моим решением в этой должности. Уставная деятельность у нас образовательная, и потому медиацентр прежде всего для студентов-журналистов. Я журналистов хочу перевести из политехнического института в корпус на улицу Советскую. В новом медиацентре они смогут попробовать себя в роли ведущих, будут учиться работать на камеру и так далее.

Есть у медиацентра и другие задачи: позиционировать университет, проводить встречи, интервью, еще один момент — запись всех видеолекций на качественном оборудовании. Медиацентр уже начал работу, но пока в тестовом режиме.

— Много толков ходило о строительстве бассейна для КГУ. Как решился вопрос?

— Мы предложили поменять место строительства, поскольку то предыдущее, которое нам предоставили на въезде в Заозерный, — это поле на болоте, где даже нет остановки, дорог. Было непонятно, как до него добираться зимой. А мы прежде всего должны думать о студентах. Кроме того, на этом месте предполагалось строить маленький бассейн с четырьмя дорожками без детской ванны. Нас всё это не устроило. Мы стали искать новое место и другой проект.

На сегодня новый проект бассейна уже готов и одобрен, определено финансирование. Это будет современное сооружение с 25-метровой ванной на шесть дорожек, с малой ванной и «сухим» залом. С загрузкой бассейна по аналогии с бассейном «Дельфин». После обеда бассейн будет в распоряжении жителей города.

Важно, что в лице руководства города и области мы имеем полную поддержку, вместе с городскими властями определено место строительства — рядом с Ледовым дворцом в Заозерном микрорайоне. Это место в перспективе может стать одной из точек притяжения молодежи города, по аналогии с комплексом спортивных сооружений в парке «Молодежный».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем