Образование Всё о коронавирусе «Некоторые подумали, что это халтура»: учителя и родители школьников Кургана об онлайн-обучении

«Некоторые подумали, что это халтура»: учителя и родители школьников Кургана об онлайн-обучении

Подводим итоги месяца дистанционного обучения

Сейчас сложно представить уроки без телефонов и компьютеров

Сегодня, 6 мая, ровно месяц, как зауральские школьники начали осваивать дистанционное образование. Уже первые дни обучения в новом формате показали, что учить и учиться в режиме онлайн готовы далеко не все учителя, школьники и родители. Оказалось, что многое в этом процессе зависит от умения организовать себя, желания получать новые знания и технических возможностей. 45.RU поговорил с учителями и родителями, чтобы выяснить, что изменилось за прошедший месяц и что они теперь думают о дистанционном обучении.

«Дети за уроками сидят весь день»: история Александры

Александра, мама двух учеников — пятиклассницы Ани и десятиклассника Михаила, с содроганием вспоминает первый день дистанционного обучения. В их школах оно началось, как и положено, 6 апреля, сразу после весенних каникул. Проблемы, по словам Александры, появились с самого утра.

— Младшему ребенку в первый день после каникул и так тяжело ходить в школу. Она с трудом встает рано утром, а еще и оказалось, что все уроки будут идти через компьютер. Сначала нам сказали, что первое время на сайте школы будут размещаться материалы и ссылки на платформы, где брать задания и смотреть уроки. Но все просто висело. А домашку надо было прислать до конца дня. В общем, в тот день, мне кажется, телефон у классного руководителя не замолкал ни на секунду. Сейчас все работает, иногда со сбоями, но в целом удовлетворительно, — рассказывает женщина.

В первый же день образовательные платформы не выдержали нагрузки, сейчас ситуация стабилизировалась

Старший сын Александры ходит в другую школу, и там проблему с неработающими платформами решили сразу же — все общение перевели в группы во «ВКонтакте» и в чаты в мессенджерах. Постепенно учителя стали проводить онлайн-уроки.

— У Ани занятий онлайн практически нет. Может, это даже хорошо. Мы с ней делим один компьютер на двоих, а я сейчас работаю из дома и не всегда могла бы отдавать ей компьютер на время урока, а так мы в свободное время что-то выполняем на компьютере, что-то на телефоне. Сложно только, когда задания раскиданы по разным платформам или учитель не прислал ссылку на видеоурок, чтобы познакомиться с новой темой. Приходится брать на себя роль педагога и что-то объяснять, искать материал, рассказывать. Аня у меня не очень усидчивая и маму в роли учителя воспринимает плохо, часто отвлекается. Почему после своей основной работы мне еще приходится быть учителем, я не понимаю! Но ребенок — мой, поэтому пока пытаемся справляться как можем, — делится Александра.

Больше всего требований предъявляют учителя русского языка и математики, остальные много не задают.

— По истории задают прочитать параграф, ответить на какие-то вопросы. Но задания больше формальные, просто чтобы оценку поставить и аттестовать за четверть. Физрук заставляет писать рефераты, их за ребенка пишу сама, ей бы с важными предметами разобраться. А вот по основным предметам заданий много. Учителя хоть и говорят, что в 6-м классе начнут с повторения, но требуют и новые темы осваивать, и примеры решать, по русскому диктанты пишем, читать текст ребенку тоже приходится мне. Работы просят сканировать, если такой возможности нет, разрешили делать фото качественные, чтобы все хорошо видно было. Писать в текстовых редакторах запрещают, видимо, боятся, что ошибки исправит Word, — говорит Александра.

Онлайн-уроки проходят не во всех курганских школах, но родителей это не особо беспокоит, если учитель может объяснить материал другими способами

У Михаила учителя по русскому языку, математике и гуманитарным наукам раз в неделю проводят онлайн-занятия. Остальные предпочитают присылать задания, презентации, ссылки на видеоуроки или ролики. Но домашнюю работу требуют выполнять в срок.

— Миша у меня хорошо разбирается в компьютерах, и проблем с онлайн-обучением с технической точки зрения у него нет. Он быстро в Googlе-формах решает тесты, ориентируется в море ссылок, приходящих от учителей, разобрался со всеми платформами. У них свои беседы созданы с каждым предметником. Если что-то не получается, всегда можно спросить, уточнить. Учителя сейчас им спуску не дают, на следующий год все будут готовиться к экзаменам, на нормальную учебу времени не останется, поэтому сейчас стараются выдать побольше материала. Мне кажется, дети за уроками сидят весь день, — рассказывает женщина.

Александра отмечает, что к резкому переходу на дистанционное обучение школы оказались не готовы не столько в техническом плане, сколько в психологическом.

— Наверное, многие думали, что онлайн-обучение лучше реального. Но вот я как мама недовольна, что дети почти все время проводят за уроками, не отдыхают, у них вечная гонка успеть все сдать вовремя, и учителю неважно, что у нас с техникой, что ее презентация вообще никак не помогла в усвоении темы, а задания в тестах не всегда корректные. Тут многое зависит от того, как преподаватель подошел к работе. А для многих, особенно уже пожилых учителей, это сложно, приходится на бегу осваивать кучу сервисов и программ. Отсюда и отношение соответствующее. Если учителю лет 30–40, им все эти программы и навыки пригодятся, а тем, кому за 60 лет, проще сбросить номер параграфа, сказать, когда должна быть прислана домашка, и не тратить время на освоение навыков, которые больше не понадобятся, — считает Александра.

Многие родители считают, что сейчас дети делают уроки с утра до ночи

«Онлайн-урок как глоток свежего воздуха»: история Юлии

У Юлии, мамы второклассницы Элины, впечатления от дистанционного обучения, наоборот, только положительные. Один из уроков каждый день проходит онлайн, для остальных присылают весь необходимый материал. Но тут учеба осложняется отсутствием компьютера в семье. Ребенок занимается с маминого телефона. Учителя все устраивает.

— С другой стороны, постоянно возникают технические проблемы. Мы не сталкивались ещё, но другие родители говорят, что их «выбрасывает» во время конференции, у кого-то звук пропадает, у кого-то видео нет, кто с телефона, кто с компьютера. Не у всех есть компьютер дома, так что я не одна такая. Ладно хоть интернет не подводит. Ещё учитель у нас не программист. Если кого-то «выкинуло», она же не следит только за этим. Пока они по новой зайдут, пока она увидит и добавит их, времени проходит много. А кто-то может и вообще на онлайн-урок не попасть, — говорит Юлия.

Но в целом особых сложностей у этой семьи с освоением школьного материала не возникает. Юлия рассказывает, что у них учитель просит присылать готовую домашнюю работу до 14 часов, потом она домашку, конечно, проверит, но только когда появится свободное время.

Сложнее всего приходится семьям, где сразу несколько учеников

Больше всего дочери Юлии нравятся онлайн-уроки с учителем. Живое общение сложно заменить чтением учебника.

— Для ребёнка выйти на час на связь с учителем и классом — это как глоток свежего воздуха. Ей нравится. Как-никак, а учитель все-таки может объяснить новую тему, ответить на вопросы, расспросить детей, — говорит Юлия.

На возвращение обычных уроков до конца этого года Юлия не рассчитывает. Девушка рассказывает, что в родительском чате они даже шутят, что в сентябре детям, как в первом классе, придется объяснять, зачем ходить в школу, если учиться можно и дома.

«Терпение — ключ к победе»: взгляд учителя

Учитель одной из курганских школ Галина Галкина тоже согласна, что к переходу на дистанционное обучение оказались не готовы ни школы, ни учителя, ни родители, ни дети, ни сама система образования.

— Для всех сейчас это стресс. Очень важно, чтобы в семье в первую очередь родители отнеслись с пониманием к сложившейся ситуации. Мы, учителя, просим вас донести до детей, что новый режим обучения — это не повод относиться к нему несерьезно. В самом начале некоторые дети подумали, что это халтура и можно будет ничего не делать. Сейчас еще неизвестно, что будет впереди, — говорит Галина Галкина.

Педагог считает, что это общая задача всех участников образовательного процесса — сделать дистанционное обучение таким же продуктивным, как классические уроки. Но, чтобы это получилось, родителям придется взять на себя часть функций учителей, не потому что учителя не хотят работать, а из-за того, что один из принципов образования — это системное получение знаний. И именно с ним сейчас появились проблемы.

Учителя просят родителей помогать детям учиться, но не делать за них домашнюю работу

— Если ребенок что-то упустит сейчас, то дальше ему будет тяжело. Очень часто можно услышать недовольство родителей, что им приходится много заниматься с детьми. Поймите, что будущее детей в ваших руках! Так вышло, что учитель не может выполнять полностью свои функции и часть наших задач переходит вам. Однако это временные трудности. В следующем году все нормализуется и каждый будет исполнять свои функции. В школах разные учителя. Я знаю тех, кто встает в 6 утра, а ложится в 12 ночи. Всё это время они работают: проверяют сотни писем с фотографиями выполненного домашнего задания и готовятся к занятиям. Безусловно, у каждого преподавателя разное отношение к делу. Есть те, кому это безразлично. Но нельзя забывать, что есть и ученики, которые срывают уроки, — объясняет Галина.

Она согласна, что масла в огонь подливают и технические накладки. Но все это можно пережить, если работать сообща, пытаться выстраивать диалог между учителями, учениками и родителями. И делать это должен не кто-то один, а все вместе.

— Главное сейчас — не ругаться, а войти в положение друг друга и помочь. Сейчас нет виноватых: родители, ученики и учителя должны объединиться для общего дела. Что делать в случае технических неполадок? В первую очередь не паникуйте и успокойтесь. Это нормально. При освоении чего-то нового часто встречаются трудности. Нужно оценить ситуацию и найти решение. Терпение — ключ к победе. Учителям тоже приходится несладко. Тяжело держать себя в руках, когда ты зависишь от обстоятельств, — считает Галина Галкина.

Учитель уверена, что сложившая ситуация показала неготовность школ не только Кургана, но и всей России работать в онлайн-режиме. Сейчас власти должны обобщить полученный опыт, понять, какие ошибки были допущены, и доработать систему, например создать единую отечественную онлайн-платформу или несколько региональных, на которых было бы комфортно заниматься. Это пригодится, если ситуация, подобная коронавирусу, снова повторится, да и для внедрения онлайн-обучения в обычный школьный процесс, например на время карантинов по гриппу и ОРВИ, отмены занятий из-за морозов или для занятий со школьниками, которые находятся на домашнем обучении.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем