26 июня среда
СЕЙЧАС +18°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать наши материалы теперь еще легче

    Хорошие новости: с комментариев исчезла капча с картинками. Теперь от вас, уважаемые читатели, ничего не требуется нажимать или  выбирать. 

    6 мая 2019

    Авторы 45.RU станут ближе к читателям

    Узнать побольше об авторах материалов 45.RU можно, кликнув на имя и фамилию в конце текста.  Так же можно будет увидеть и другие их материалы 

    10 апреля 2019

    В мобильную версию 45.RU добавили функционал

    45.RU добавил в мобильную версию залипающую плашку с комментариями. В старой версии сайта она появлялась внизу каждой новости в мобильном, а в новом дизайне мы ее убрали. Но тут же от читателей полетели просьбы вернуть плашку. Мы не могли отказать, мы ее сделали, пользуйтесь.

    Еще

Повторение — мать учения: 5 фильмов по идеям «Дня сурка», но со своими фишками

Теперь вам есть что посмотреть сегодня вечером

Поделиться

Петля времени — один из самых сложных, но любимых зрителями сюжетов

День сурка, ежегодно отмечаемый 2 февраля в маленьком американском городе Панксатони, в 90-х прославился на весь мир после выхода одноименной комедии. Но не как метеорологический праздник, которым он по сути является, а как метафора однообразной жизни. Сюжет, в котором герой изо дня в день переживает одни и те же ситуации, до сих пор с удовольствием тиражируют режиссеры по всему миру. Мы отобрали пять наиболее значимых фильмов, в которых герои, пытаясь выбраться из петли времени, внезапно для себя находят ответы на очень важные вопросы.

Снимать фильмы про путешествия во времени — дело неблагодарное. На Youtube можно найти сотни видео, где блогеры распинают режиссеров, снявших легендарные фильмы вроде «Назад в будущее» или «Терминатора», за разной степени тяжести нестыковки. Часто весьма справедливо.

Авторы «Дня сурка» поступили просто и изящно: они не стали придумывать последствия путешествий во времени, а сосредоточились на очень коротком отрезке в один день. В течение этого дня герой по-разному поступает в одинаковых ситуациях, но ни к каким последствиям это не приводит. Просто каждый день для него начинается так же, как предыдущий.

При простоте завязки фильм был заряжен совсем не комедийным смыслом. Даже двумя. Первый — это, конечно, «никогда не сдавайся». Второй — иногда нужно провести огромную работу над собой и своим отношением к окружающим, чтобы выбраться из жизненной рутины и двигаться дальше (читай — развиваться). Возможно, это и стало причиной его успеха: серьезные идеи «День сурка» доносил в наипростейшей форме. И с помощью великолепных актеров Билла Мюррея и Энди Макдауэлл. А вот как развивали идею «петли времени» другие режиссеры.

«Зеркало для героя» (СССР, 1987)

Режиссер: Владимир Хотиненко

Хотиненко снимал кино про День сурка, когда это еще не было популярным

Хотиненко придумал идею поместить киногероев в постоянно повторяющиеся обстоятельства за несколько лет до режиссера «Дня сурка» Харольда Рэмиса. Только в его случае фильм про «петлю времени» — это не романтическая комедия, а философская антиутопия, и на кону стоит не любовь прекрасной женщины, а жизни двух десятков людей.

Сюжет «Зеркала» завязывается в конце 80-х в тот момент, когда молодой лингвист приезжает в небольшой город к своему отцу после смерти матери и во время прогулки по парку со своим новым знакомым попадает в этот же город, но в послевоенное время. Там оба бесконечно проживают один и тот же день, всегда заканчивающийся взрывом на шахте.

Один из самых сильных эпизодов «Зеркала» — когда в самом начале фильма главный герой и его отец, будучи не в силах понять мысли и стремления друг друга, начинают выяснять отношения. Анализ конфликта поколений и его причин является, пожалуй, основной идеей этого фильма. А его безусловное художественное украшение — детально переданная атмосфера российской глубинки двух разных эпох.

«Дежавю» (США, 2006)

Режиссер: Тони Скотт

Сегодня он обычный федеральный агент, а завтра перекраивает прошлое как хочет

Брат Ридли Скотта, создателя Чужого, и режиссер видных триллеров вроде «Врага государства» и «Гнева» поместил идею «Дня сурка» в высокотехнологичные декорации. Герой Дензела Вашингтона, специалиста по антитеррористическим операциям, попадает в необычную ситуацию: ему надо расследовать взрыв на переполненном пароме, и для этого представители некой секретной лаборатории предлагают ему воспользоваться программой, которая с помощью записей с видеокамер восстанавливает во всех деталях события предыдущих четырех дней. В итоге выясняется, что эта программа может не только моделировать картинку прошлого, но и… Впрочем, не будем спойлерить. «Дежа вю» не сказать чтобы снискал большую популярность, и временами следить за логическим развитием происходящего на экране довольно тяжело. Но в целом это любопытный технотриллер, во многом предвосхищающий идеи сериала «Черное зеркало», когда ты понимаешь, что технический прогресс находится всего в шаге от того, чтобы сделать фантастику вполне себе обычной реальностью.

«Грань будущего» (США, 2014)

Режиссер: Даг Лайман

Рецепт блокбастера года: возьмите День сурка и хорошо перемешайте с войной и инопланетянами

Авторы второго главного фантастического блокбастера 2014 года (первым был «Интерстеллар») решили круто разбавить сюжет «Дня сурка» войной, насилием, взрывами и инопланетными захватчиками. Получилась классическая каша из топора, где «топор» (то есть сюжет «Дня сурка») может быть легко заменен на какой-нибудь ходульный фантастический сюжет, и в принципе ничего особенно не изменится. Отдаленное будущее, земляне воюют с инопланетянами, обладающими мощнейшим вооружением, способным изменять реальность. Бывший циничный пиарщик армии в исполнении Тома Круза за грубейшую оплошность попадает в рядовые и погибает в первом же бою. Чтобы ожить, познакомиться с матерым бойцом-ветераном (спойлер: это прекрасная девушка), научиться у нее боевым премудростям, снова погибнуть в тех же обстоятельствах, снова ожить и так далее.

Хотя в «Грани будущего» и есть какой-никакой философский подтекст (работать над собой, чтобы превратиться из обаятельного негодяя в бравого героя и спасителя планеты), есть ощущение, что нужен он здесь для галочки: настолько ненавязчиво он обозначен в красочном наборе фантастических батальных сцен, которые изредка прерываются на толкающие сюжет диалоги главных героев. «Грань будущего» — тот случай, когда форма получается явно сильнее содержания. Но она и вправду чертовски хороша.

«Исходный код» (США, 2011)

Режиссер: Дункан Джонс

Уследить за тем, что хочет сказать режиссер про временную
петлю и параллельную реальность, иногда довольно тяжело

В самом начале 2010-х годов на широкие экраны вышло много дорогих фантастических фильмов с очень навороченными сюжетами, крутящимися вокруг взаимоотношений людей со временем и собственным разумом. «Время», «Начало», «Области тьмы», «Полночь в Париже», то же «Черное зеркало». Но даже на их фоне сюжет фильма «Исходный код» выглядит монументально. Его создатели нашпиговали его сразу несколькими сложными темами: временная петля, глубины разума, высокие технологии, виртуальная и параллельная реальности.

Описать текстом сущность, в которую всё это слилось, тяжело так же, как насвистеть оперу. В двух словах: герой Джейка Джилленхола (точнее, сознание героя Джейка Джилленхола в теле другого человека) просыпается в поезде за восемь минут до его взрыва. Он, как это водится, вынужден раз за разом проживать эти восемь минут, чтобы успеть за это время понять, из-за чего произошел взрыв и кто в нем виновен. Это становится возможным благодаря программе «Исходный код», модулирующей разные ситуации для изучения их причин. Все остальные сложные перипетии нанизываются на эту основу.

Чтобы детально понять логику происходящего в «Исходном коде» с одного просмотра, надо быть сосредоточенным. Постоянно фокусироваться на куче разных деталей, двигающих разные ветки сюжета. Примерно такие же усилия нужны для того, чтобы сразу уложить себе в голове происходящее в старом фильме Кристофера Нолана «Помни». И эти усилия иногда сильно отвлекают от красивых съемок Дункана Джонса.

«Пророк» (США, 2007)

Режиссер: Ли Тамахори

Фирменную грусть на лице Кейдж сохраняет даже перед угрозой атомного
взрыва. Хотя радоваться тут на самом деле нечему

Нулевые для актера Николаса Кейджа были сродни американским горкам. То он возносился в карьере, то снимался в фильмах, на которые зритель взирал с недоумением. Дескать, что Кейдж забыл в, кхм, этом. «Пророк» в его фильмографии тех времен завис где-то посередине: крепкий фантастический боевик, снятый по мотивам рассказа Филипа Дика «Золотой человек». Его сюжет сильно отличается от других фильмов подборки. Кейдж играет экстрасенса с даром предвидения, что позволяет ему незаметно шулерить в казино и выступать на разных шоу. Однажды герой попадает в поле зрения ФБР — агенты вынуждают его помочь им в предотвращении ядерного взрыва. Фильм переворачивает идею «Дня сурка» с ног на голову: события, которые проживает герой Кейджа, на самом деле остаются не в его прошлом, а в его будущем. На этой же фишке завязан и главный сюжетный хук, припасенный авторами для финала и полностью переворачивающий представления зрителя от всего, что происходило раньше.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter