Семья мнение «Живут в стрессе, меньше гуляют»: зауральский психолог рассказал, как пандемия повлияла на детей

«Живут в стрессе, меньше гуляют»: зауральский психолог рассказал, как пандемия повлияла на детей

Михаил Чумаков отмечает, что всё больше жителей не стесняются обращаться за помощью

Главный внештатный психолог Зауралья рассказал, как пандемия повлияла на детей

Самоизоляция, дистанционка и бесконечные ограничения негативно сказываются на психологическом состоянии не только взрослых, но и большинства школьников. Помочь решить самые сложные вопросы развития, воспитания и социализации детей, которые возникают на фоне пандемии, стараются специалисты ведущих вузов страны в рамках всероссийской недели родительской компетентности, которая проходит с 13 по 18 декабря.

Главный внештатный психолог Курганской области, доктор психологических наук Михаил Чумаков поделился своим мнением с 45.RU о том, как пандемия изменила жизнь современных детей, с какими трудностями и проблемами пришлось им и родителям столкнуться.

Пандемия COVID-19 скорректировала многие сферы деятельности человека, поменяла приоритеты, изменила привычное движение жизни. Она привела к изменению образа жизни, стиля общения, характера учебы. Для учеников всех возрастов это означало стресс, необходимость быстрой адаптации к новым условиям. В качестве примера приведу данные одного исследования, которое было проведено в 2020 году Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей Минздрава. Школьники в возрастном диапазоне с 5-го по 11-й класс отвечали на вопросы о физической активности, использовании гаджетов в условиях дистанционного обучения, изучалось также психоэмоциональное состояние учеников. Оказалось, что из-за самоизоляции школьники стали меньше гулять, снизилась их физическая активность. Зато увеличилось время на выполнение домашних заданий, на занятия с компьютером или другим гаджетом, на общение в соцсетях. Были отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня: депрессивные и астенические состояния.

С психологической точки зрения для учеников начальной школы ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Основные проблемы для них связаны с адаптацией к дистанционному обучению. Для подростков особую значимость приобретает общение со сверстниками. Общение с помощью гаджетов не в полной мере удовлетворяет эту потребность. В результате может усиливаться психологическое напряжение, неудовлетворенность. Для старших школьников значимым становится процесс выбора профессии. Они концентрируются на учебе с учетом выбранного профессионального пути. Важным становится поиск информации о профессиях и способах их получения. Безусловно, есть поиск информации в интернете, но профориентация предполагает посещение вузов, колледжей, учебных заведений. Это важно с точки зрения выбора и лучше, чем рекламная интернет-картинка.

Дети не существуют сами по себе, изменилась и жизнь всей семьи. Родителям пришлось вместе с детьми переживать стрессы, адаптироваться к новым условиям, вырабатывать новые модели поведения.

Потеря интереса и мотивации школьников к обучению, самовольное непосещение занятий, падение успеваемости


Особо остановлюсь на дистанционном формате обучения. Возросла нагрузка на родителей, связанная с усилением контроля за учебой ребенка, которая варьируется в зависимости от уровня общего образования, необходимостью финансовых затрат на покупку технических средств. Прибавьте сюда и серьезные временные затраты при выполнении домашних заданий в начальной школе. С другой стороны, ученик, владеющий зачастую более уверенными навыками пользования гаджетами, чем его родители и педагоги, использует электронные ресурсы не всегда в помощь.

Ряд исследователей говорит о том, что пандемия обострила актуальность таких проблем, как потеря интереса и мотивации школьников к обучению, самовольное непосещение занятий, падение успеваемости, мозаичности получаемых знаний. Дистанционный формат обучения усугубляет эту ситуацию, предлагая учащимся ресурсы для списывания, возможности бесконтрольных действий при выключенной камере, а иногда позволяет полностью уклониться от занятий. Всё вышеперечисленное безусловный минус, но я бы хотел подчеркнуть и плюсы. Для многих школьников дистант — это новые возможности, например, возможности обучения на новых образовательных платформах. И об этом тоже нельзя забывать.

Школьники, как и взрослые, тоже находятся в стрессе из-за пандемии

Стресс у ребенка будет выражаться в том, что он чаще испытывает гнев


Любая пандемия — очень сильный стресс для людей. Пандемия коронавируса — не исключение. Стрессовые реакции могут быть физиологическими, поведенческими, эмоциональными и когнитивными. Наиболее распространенными эмоциональными реакциями как взрослых, так и детей на стресс являются страх, гнев и тоска. Соответственно, стресс у ребенка будет выражаться в том, что он испытывает гнев чаще, чем для него это характерно обычно. Это же касается тревоги, страха, признаков эмоциональной подавленности. На когнитивном уровне стресс проявляется у детей в нарушении концентрации внимания, ухудшениях в работе памяти, неверных трактовках происходящих событий. Поведенческие реакции на стресс — это агрессия, бегство от проблемы или дезорганизация поведения.

Среди типов стрессоров (причин, вызывающих стресс) выделяют хронические стрессоры, травматические и критические жизненные события, микрострессоры. Пандемия является источником всех перечисленных, а так как она длится уже продолжительное время, ее можно отнести к хроническим стрессорам. К травматическим событиям относят болезнь близких, друзей или собственную болезнь. Повседневные трудности также нарастают в связи с пандемией. Это и необходимость проводить дома большое количество времени, возможно, в стесненных условиях одновременного присутствия всех членов семьи, соблюдать санитарные требования, ношение маски, сложности с дистантом.

Какие могут быть стратегии поведения в стрессовых ситуациях? Различные: например, обращение за помощью, поиск социальной поддержки, поддержание повседневной жизни в комфортном ритме, положительная переоценка ситуации, занятия физической активностью, принятие и поддержание тесной связи с семьей и друзьями.

Изменилось отношение к работе с психологом

В период пандемии возросло число обращений школьников и родителей к психологам. Многие люди наконец-то преодолели неготовность обращаться к психологам. Необходимость обращаться за квалифицированной психологической помощью получила легитимность в нашем обществе. Психологическая служба системы образования, с одной стороны, доказала свою востребованность, а с другой — повысила требования к профессионализму психологов, качеству их подготовки и переподготовки.

Пандемия подстегнула развитие цифровых компетенций, дистанционные коммуникации. Например, сейчас в онлайне проходит Всероссийская неделя родительских компетенций. Это новый формат, ориентированный на решение самых сложных вопросов развития и воспитания детей. В программу Недели включены такие сложные темы, как буллинг, безопасность в интернете, сложности в обучении, кризисные ситуации в подростковом возрасте и многое другое. Я рекомендую родителям воспользоваться такой возможностью на сайте Бытьродителем.рф.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем