Самоизоляция, дистанционка и бесконечные ограничения негативно сказываются на психологическом состоянии не только взрослых, но и большинства школьников. Помочь решить самые сложные вопросы развития, воспитания и социализации детей, которые возникают на фоне пандемии, стараются специалисты ведущих вузов страны в рамках всероссийской недели родительской компетентности, которая проходит с 13 по 18 декабря.
Главный внештатный психолог Курганской области, доктор психологических наук Михаил Чумаков поделился своим мнением с 45.RU о том, как пандемия изменила жизнь современных детей, с какими трудностями и проблемами пришлось им и родителям столкнуться.
Пандемия COVID-19 скорректировала многие сферы деятельности человека, поменяла приоритеты, изменила привычное движение жизни. Она привела к изменению образа жизни, стиля общения, характера учебы. Для учеников всех возрастов это означало стресс, необходимость быстрой адаптации к новым условиям. В качестве примера приведу данные одного исследования, которое было проведено в 2020 году Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей Минздрава. Школьники в возрастном диапазоне с 5-го по 11-й класс отвечали на вопросы о физической активности, использовании гаджетов в условиях дистанционного обучения, изучалось также психоэмоциональное состояние учеников. Оказалось, что из-за самоизоляции школьники стали меньше гулять, снизилась их физическая активность. Зато увеличилось время на выполнение домашних заданий, на занятия с компьютером или другим гаджетом, на общение в соцсетях. Были отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня: депрессивные и астенические состояния.
С психологической точки зрения для учеников начальной школы ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Основные проблемы для них связаны с адаптацией к дистанционному обучению. Для подростков особую значимость приобретает общение со сверстниками. Общение с помощью гаджетов не в полной мере удовлетворяет эту потребность. В результате может усиливаться психологическое напряжение, неудовлетворенность. Для старших школьников значимым становится процесс выбора профессии. Они концентрируются на учебе с учетом выбранного профессионального пути. Важным становится поиск информации о профессиях и способах их получения. Безусловно, есть поиск информации в интернете, но профориентация предполагает посещение вузов, колледжей, учебных заведений. Это важно с точки зрения выбора и лучше, чем рекламная интернет-картинка.
Дети не существуют сами по себе, изменилась и жизнь всей семьи. Родителям пришлось вместе с детьми переживать стрессы, адаптироваться к новым условиям, вырабатывать новые модели поведения.
Потеря интереса и мотивации школьников к обучению, самовольное непосещение занятий, падение успеваемости
Особо остановлюсь на дистанционном формате обучения. Возросла нагрузка на родителей, связанная с усилением контроля за учебой ребенка, которая варьируется в зависимости от уровня общего образования, необходимостью финансовых затрат на покупку технических средств. Прибавьте сюда и серьезные временные затраты при выполнении домашних заданий в начальной школе. С другой стороны, ученик, владеющий зачастую более уверенными навыками пользования гаджетами, чем его родители и педагоги, использует электронные ресурсы не всегда в помощь.
Ряд исследователей говорит о том, что пандемия обострила актуальность таких проблем, как потеря интереса и мотивации школьников к обучению, самовольное непосещение занятий, падение успеваемости, мозаичности получаемых знаний. Дистанционный формат обучения усугубляет эту ситуацию, предлагая учащимся ресурсы для списывания, возможности бесконтрольных действий при выключенной камере, а иногда позволяет полностью уклониться от занятий. Всё вышеперечисленное безусловный минус, но я бы хотел подчеркнуть и плюсы. Для многих школьников дистант — это новые возможности, например, возможности обучения на новых образовательных платформах. И об этом тоже нельзя забывать.
Стресс у ребенка будет выражаться в том, что он чаще испытывает гнев
Любая пандемия — очень сильный стресс для людей. Пандемия коронавируса — не исключение. Стрессовые реакции могут быть физиологическими, поведенческими, эмоциональными и когнитивными. Наиболее распространенными эмоциональными реакциями как взрослых, так и детей на стресс являются страх, гнев и тоска. Соответственно, стресс у ребенка будет выражаться в том, что он испытывает гнев чаще, чем для него это характерно обычно. Это же касается тревоги, страха, признаков эмоциональной подавленности. На когнитивном уровне стресс проявляется у детей в нарушении концентрации внимания, ухудшениях в работе памяти, неверных трактовках происходящих событий. Поведенческие реакции на стресс — это агрессия, бегство от проблемы или дезорганизация поведения.
Среди типов стрессоров (причин, вызывающих стресс) выделяют хронические стрессоры, травматические и критические жизненные события, микрострессоры. Пандемия является источником всех перечисленных, а так как она длится уже продолжительное время, ее можно отнести к хроническим стрессорам. К травматическим событиям относят болезнь близких, друзей или собственную болезнь. Повседневные трудности также нарастают в связи с пандемией. Это и необходимость проводить дома большое количество времени, возможно, в стесненных условиях одновременного присутствия всех членов семьи, соблюдать санитарные требования, ношение маски, сложности с дистантом.
Какие могут быть стратегии поведения в стрессовых ситуациях? Различные: например, обращение за помощью, поиск социальной поддержки, поддержание повседневной жизни в комфортном ритме, положительная переоценка ситуации, занятия физической активностью, принятие и поддержание тесной связи с семьей и друзьями.
Изменилось отношение к работе с психологом
В период пандемии возросло число обращений школьников и родителей к психологам. Многие люди наконец-то преодолели неготовность обращаться к психологам. Необходимость обращаться за квалифицированной психологической помощью получила легитимность в нашем обществе. Психологическая служба системы образования, с одной стороны, доказала свою востребованность, а с другой — повысила требования к профессионализму психологов, качеству их подготовки и переподготовки.
Пандемия подстегнула развитие цифровых компетенций, дистанционные коммуникации. Например, сейчас в онлайне проходит Всероссийская неделя родительских компетенций. Это новый формат, ориентированный на решение самых сложных вопросов развития и воспитания детей. В программу Недели включены такие сложные темы, как буллинг, безопасность в интернете, сложности в обучении, кризисные ситуации в подростковом возрасте и многое другое. Я рекомендую родителям воспользоваться такой возможностью на сайте Бытьродителем.рф.
Согласны с автором?