RU45
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Кургане

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

2 м/c,

с-з.

745мм 75%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Семья мнение «Поощрение и наказание»: психолог рассказала, как без шлепков и упреков воспитать счастливого ребенка

«Поощрение и наказание»: психолог рассказала, как без шлепков и упреков воспитать счастливого ребенка

Курганский специалист Надежда Врабий привела примеры конструктивных реакций на проступки и успехи детей

Как экологично наказывать детей без шлепков, оплеух и унижений? Не все родители знают конструктивные методы

Помой посуду за 100 рублей или никаких мультиков! На какие только уговоры и угрозы не идут родители, чтобы добиться желаемого от ребенка. Но подзатыльник или обидное слово могут обернуться совсем не послушанием. А как тогда действовать правильно? Педагог-психолог, супервизор Курганского центра социальной помощи семье и детям Надежда Врабий рассказала, как стоит поощрять и наказывать ребенка, чтобы не нанести вред его физическому и психическому развитию. Она уверена, что трудности воспитания детей могут быть связаны с несколькими факторами.

У родителей нет информации

У родителя нет достаточного арсенала средств для воздействия на ребенка. То есть, родитель и рад бы не кричать и не трясти перед ребенком ремнем, но при этом не знает, как по-другому.

Дисбаланс поощрений и наказаний

Попробуйте в левой колонке на листе написать все способы поощрения, которые вы используете, а в правой — все способы наказания. Сравните колонки между собой. Уверена, что у большинства родителей поощрений гораздо меньше, чем наказаний. Когда наказаний слишком много, у ребенка снижается мотивация подчиняться правилам. Какой смысл слушаться, если всё равно накажут? А за хорошее поведение бонусов не предусмотрено.

Непредсказуемость родителей

Когда родители ведут себя непредсказуемо и за одну и ту же провинность наказывают детей по-разному. Например, могут шлепнуть, просто отругать, лишить мультиков. У ребенка нет четкого понимания, что за что бывает. Наказание в таком случае воспринимается как импульсивность родителя. У ребенка повышается тревожность, могут появляться невротические реакции. То же самое с несогласованностью. Когда разные члены семьи используют различные методы воспитания.

Несоответствие возраста ребенка и требований взрослого к нему

Согласитесь, в возрасте семи лет ребенок вполне может убрать за собой игрушки и поддерживать порядок в собственной комнате, чего нельзя требовать от ребенка трех лет. Если требования излишни, ребенок начинает капризничать и не слушаться родителей.

Неврологические проблемы или проблемы в развитии

Бывает, что родители за сложностями воспитания не видят особенностей своего ребенка или не готовы признать тот факт, что он особенный.

Гиперактивность

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может сопровождаться импульсивным поведением ребенка или подростка. В другом случае дети нарушают правила не потому, что хотят их нарушать, а потому что в силу неразвитости волевых качеств не могут удержаться в рамках дозволенного и четко следовать инструкции.

Слишком много запретов

Порой родители так тревожатся за безопасность и правильное воспитание, что от них постоянно слышится: нельзя, отойди, не лезь, тебе еще рано. В таком случае ребенок со временем начинает фильтровать информацию, и запреты просто перестают доходить до его сознания.

Детям сложно понять, если за один и тот же проступок разные члены семьи наказывают их по-разному

Конструктивные методы наказания:



1. Метод естественных последствий. Наиболее адекватный и безболезненный в его возрасте. Например, ребенок трех лет хочет пойти летом на прогулку в зимнем комбинезоне. Родитель может объяснить, что лучше пойти в летних шортиках. Но если ребенок упорствует, то можно дать убедиться ему на собственном опыте, что ему будет жарко и неудобно. И другой пример: устроил истерику в магазине, значит, вышли оттуда без покупки, без новой игрушки.

2. Замечания. Часто вместо того, чтобы сделать замечание, то есть обратить внимание ребенка на что-либо, происходит упрек и критика. Лучше, чтобы вместо упреков было предложение поискать общее решение проблемы. Например, «вечно у тебя беспорядок» — это упрек. Замечание выглядит следующим образом: «Я сержусь, когда нахожу твои игрушки по всей квартире. Давай вместе подумаем, что можно с этим сделать».

3. Игнорирование. Не награждать нежелательное поведение ребенка каким-либо вниманием. Метод действенный, но очень сложный для исполнения. Обычно родители не могут игнорировать нежелательное поведение ребенка.

4. Лишение. Когда за несоблюдение правил ребенок лишается чего-то важного или желательного для себя. Например, просмотра мультфильмов или игры за компьютером. Важно, чтобы ребенок изначально знал, что за что бывает, а не просто лишался мультиков, потому что сегодня плохо себя вел или родитель не в настроении.

Для детей дошкольного возраста эти правила и лишения можно нарисовать. Для тех, кто умеет читать, — написать на доске или листе бумаги и повесить на видном месте. Иногда дети нарушают правила просто потому, что забыли, что за этим последует.

Еще один важный момент. Соразмерность наказания: маленький проступок — маленькое лишение. Нелогично наказывать лишением мультиков на два месяца за какое-то несущественное нарушение правил.

5. Метод символической экономики. Этот метод хорошо работает с детьми среднего школьного возраста и подростками. Когда на семейном совете дети и родители договариваются, за какие поступки начисляются баллы, а за какие происходит их списание. Далее накопленные баллы меняются на что-то ценное для ребенка. Это может быть что-то материальное, например, покупка какой-то игрушки, или нематериальное — лишние 15 минут игр за компьютером или поездка туда, куда давно хотелось. Важно, чтобы баллы доставались не очень легко, но и не очень сложно. И в том, и в другом случае пропадает мотивация.

6. Ограничение. Это метод, когда в ответ на нарушение правил вводится ограничение прав. Например, за каждое нарушенное правило отбой наступает на 15 минут раньше.

Объясняя ребенку, что его ждет за тот или иной проступок, мы формируем у него понимание последствий своих действий

Как правильно поощрять ребенка?

Хвалите не самого ребенка, а его поступок. Если вы хотите похвалить ребенка за убранные игрушки, вместо «Ты такой молодец!» лучше сказать: «Комната после твоей уборки стала очень чистой. Сюда очень приятно заходить!»

Указывайте ребенку на его собственные чувства при достижении результата, научите его сосредотачиваться на собственном удовольствии от процесса выполнения задачи. Например: «Я вижу, что тебе понравилось, что ты теперь умеешь самостоятельно ездить на велосипеде». Или: «Ты выглядишь очень довольным собой. Я за тебя рада».

Не стоит излишне хвалить за естественные вещи. Если ребенок сделал что-то хорошее, например, сам оделся или убрал за собой посуду, не стоит восклицать: «Какая ты у меня умница! Надо же, ты сделал это сам!» Таким образом вы заставляете ребенка усомниться в собственных социальных навыках.

Не поощряйте материально. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, счастье от помощи родителям, радость от получения новых знаний. Нет единственного самого лучшего способа регулировать поведение детей и прививать им полезные привычки. Помните, что поощрение и наказание — это две стороны одной медали, имя которой — воспитание.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем