В Кургане, как и по всей стране, стремительно дорожают яйца. В середине ноября, если постараться, еще можно было найти десяток меньше, чем за 100 рублей, но декабрьские цены ставят новые рекорды. Из чего формируется цена на десяток, можно ли экстренно снизить и какими методами и — главный вопрос — будут ли дорожать яйца дальше? Эти вопросы мы адресовали Сергею Лисовскому, зампредседателя комитета Госдумы по защите конкуренции и депутату ГД от Курганской области.
Ранее депутат Госдумы от Зауралья заявил в СМИ, что последние 15 лет производители несут убытки, что привело к отсутствию развития и потере интереса к отрасли у предпринимателей из-за низкой рентабельности производства, что, в конечном итоге, и могло привести к росту цен.
— Сергей Федорович, сколько сейчас десяток яиц в Москве стоит, десяток, не помните?
— Где-то 120–130 рублей.
— В Кургане так же. Вы в комментариях о росте цен на яйца говорили, что производителей нужно поддерживать дотациями. Это поможет снизить цены?
— Практически невозможно оперативно датировать доходность производителя яиц. Более того, правительство не хочет это рассматривать вообще, хотя форма гарантированного дохода используется со всеми развитыми странами. Там не как у нас — говорят, что рентабельность у крестьян очень высокая (хотя это неправда) и считают её по-другому, [вычисляя] реальный доход сельского хозяйства. Если доход определяется ниже установленного правительством уровня, [производителям] компенсируют вот это недополучение прибыли.
В Европе, в Америке, в Канаде такая форма поддержки гарантирует определенную прибыль производителю. Только так мы можем обеспечить нормальные цены, потому что тогда, при условии, что мы компенсируем крестьянам определенную прибыль, свой продукт они должен продавать не выше определенной цены.
У нас этого нет, правительство считает, что это дорого. Никто не хочет этим заниматься, и единственное, что у нас получается, — субсидировать сельхозтехнику или работы по мелиорации. Но, к сожалению, они компенсируют лишь часть затрат, но не гарантируют доходность крестьянам.
Более того, если предприятие имеет высокую производительность (это в основном за счет современного оборудования и больших объемов производства), ему же субсидии помогают. А если у предприятия нет современных средств, оно существует лет 20–30, у него себестоимость выше, и ему это субсидия не компенсирует реальных затрат, чтобы продавать продукцию по минимальной цене.
Куриные яйца в Зауралье за год стали дороже на 29,4%. Об этом говорится в комплексном докладе Свердловскстата за январь-октябрь 2023 года. Ведомство сравнило цены в октябре этого года с прошлогодними октябрьскими ценниками —разница составила почти 30%. По данным Свердловскстата на 4 декабря, десяток куриных яиц в регионе стоит в среднем 109,33 рубля (подорожание за неделю на 4,35%).
— Скажите, реально ли снизить цены ручным управлением перед Новым годом — например через ФАС?
— ФАС надо этим вопросом заняться, но она у нас про сети молчит. Правда, я тут где-то увидел, что они попросили наценку делать не более 5%. Во-первых, я считаю, что надо на всё продовольствие регулировать наценку. Во-вторых, нужно понять, от чего считать 5%? Они (торговые сети — Прим. ред.) официально говорят, что наценка на продовольствие 2–3%, что неправда. У них зачастую поставка идет не напрямую, а, к примеру, идет через их же посредников.
— Что составляет стоимость яйца, из чего формируется цена?
— Основное — это цыпленок. А несушка производится из импортного яйца, это достаточно дорогое удовольствие (в среднем стоит в районе 33 евроцентов). Плюс не каждое яйцо выводится. Дальше пошли корм, оборудование, приемка яйца, его упаковка, транспортировка, зарплата рабочих, электроэнергия и так далее.
Мы сейчас вышли на то, что в ряде предприятий 78% себестоимости формируется вне предприятия. На размеры этой себестоимости само предприятие не может повлиять, ему навязывают эту себестоимость.
— Выходит, стоит запасаться к Новому году? Цены подскочат ещё или их попытаются их урегулировать, чтобы селедку под шубой все смогли поесть?
— Ну селедку под шубой в любом случае все поедят. 120 рублей не остановят людей перед Новым годом, но дело в этом, что практически нет реальных механизмов снизить цены.
Рассчитывать на импорт яйца сейчас сложно, потому столовой яйцо везде производятся в необходимых количествах и лишнего на рынке нет. Оно одномоментно не появляется, нужно хотя бы месяцев за десять делать заказ. Быстро его привезти мы тоже не сможем, но и привезти его — значит, придется пересчитывать на доллары или на евро.
«Насколько я понимаю, у правительства сейчас нет решения, потому что и особо желающих быстро продать нам яйцо на мировом рынке нет»
Обратились к отрасли — давайте увеличить объемы. Но сейчас все боятся, потому что объемы увеличат, а яйцо — это цикличный товар: на Новый год — всплеск, Пасха — всплеск, потом в сентябре — всплеск, а между — большие провалы. А у тебя несушка, она же не может к празднику нести больше. Этим большим качеством яйцо куда-то нужно девать, хранить его бесконечно нельзя.
Мы помним, что раньше были диетические яйца, первый и второй сорт. Диетическим яйцо считалось неделю после того, как его снесли. А потом на каждом яйце ставили штампик «первый сорт». Поэтому, когда я прихожу в магазин и вижу, что у нас, в лучшем случае, яйца двухнедельной-трехнедельной давности, это не то, за что стоит платить большие деньги.
Чтобы увеличить собственное производство, нужно 3–4 года, чтобы построить новую фабрику, увеличить объем существующих — минимум 2–2,5 года. Поэтому мы будем в ближайшее время испытывать определенный дефицит яйца.
— Чуда к Новому году не случится — прогноз такой?
— Не случится. Единственный способ — как в Канаде делают: государство по определенной цене выкупает молоко и продает гражданам дешевле. Так делали и в Советском Союзе: тогда закупочная цена была выше, чем цена магазина. Это нормальный путь, который существует в капиталистических странах, чтобы и крестьянам обеспечить доходность, и чтобы цена была приемлемой для потребителя. Самое главное, что при таком подходе все получают по заслугам. Не какие-то субсидии с учетом каких-то коэффициентов, которые придумывают чиновники, а за каждое яйцо крестьянин получает конкретную цену. Произвел миллион — получил миллион. Это самое честное, открытое распределение бюджетной поддержки.