В регионе активизировали работу так называемые «черные» автоюристы, наносящие непоправимый ущерб рынку ОСАГО. Чем автомобилистам грозит обращение к подобным «помощникам», и как с ними собираются бороться страховые компании, рассказал заместитель генерального директора, директор по страхованию АО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» Алексей Любавин.
– Алексей Аркадьевич, почему «ЮЖУРАЛ-АСКО» беспокоит работа «черных» автоюристов?
– Причина в том, что в последнее время «черных» автоюристов стало в разы больше, чем добросовестных юристов. Летом этого года в закон «Об ОСАГО» были внесены поправки, которые обязали потерпевшего при ДТП сначала показать машину страховой компании, а уже потом, если возникают какие-то вопросы или споры, искать посредников, независимых экспертов, автоюристов, что, в общем-то, нормально. По сути, мы ничего не имеем против профессии автоюриста. Я сам юрист по образованию и понимаю, что это нормально в случае необходимости обращаться к специалистам, которые могут сделать независимую оценку, дать консультацию, представить интересы в суде. Но на практике мы видим, что «черные» автоюристы «ловят» автомобилиста еще до обращения в страховую компанию и сознательно настраивают его на спор со страховой компанией, порой искусственно раздувая его.
Технология работы очень простая: когда человек приезжает к ГИБДД оформлять документы после ДТП, на него буквально набрасываются десятки «зазывал» с предложениями своих услуг. При этом, как правило, автомобилисту обещают, что полностью разберутся со страховой, что никуда ходить не нужно и показывать машину тоже нет необходимости – вещи, которые противоречат закону. Во-первых, «черные» автоюристы изначально создают спор на пустом месте, а во-вторых, автомобилист уже обречен на нарушение закона со своей стороны, даже не подозревая этого. И это явление набирает обороты. Вплоть до того, что весной были случаи, когда на место ДТП вместо сотрудников ГИБДД приезжали люди в похожей форме. В оборот автовладельцев начали брать прямо «с дороги». Иногда дележка клиентов доходит до поножовщины между «зазывалами», как это было недавно в Магнитогорске. Поэтому мы решили ввести понятие «черный» автоюрист и донести информацию о методах их работы до автовладельцев.
– А чем, собственно, рискует автомобилист, обратившись к «черным» автоюристам?
– Казалось бы, все хорошо: «черный» автоюрист, как Робин Гуд, выступает против злой и жадной страховой компании, помогает человеку выйти из непростой ситуации. Но подобная деятельность несет риски для самого клиента. Во-первых, есть вероятность получить отказ в выплате из-за того, что машина не предоставлена в страховую на осмотр. Во-вторых, «черные» автоюристы сознательно затягивают процесс оформления документов, то есть сроки выплаты увеличиваются почти в два раза. В-третьих, чтобы создать возможность для получения штрафов и неустоек «черные» автоюристы, например, могут отправить в страховую компанию письмо с пустыми листами. В итоге по понятным причинам – отказ в выплате, с которым они идут к пострадавшему со словами: «Вот видишь, а мы тебе говорили, что откажут!». Далее – начинаются судебные разбирательства, время затягивается, появляются штрафы и неустойки. И поскольку «черные» автоюристы, как правило, работают по доверенности, эти деньги они забирают себе. Клиент может даже не знать об их существовании. А потом, спустя год, автомобилисту приходит «письмо счастья» от налоговой инспекции с требованием заплатить налог с сумм, о которых он вообще не слышал.
– Многие автомобилисты не видят никакой связи между действиями «черных» автоюристов и проблемами с доступностью ОСАГО в регионе и высокой стоимостью полисов.
– Проблема в том, что все вышеозвученное приводит к резкому росту выплат. Штрафы и неустойки, полученные «черными» автоюристами по суду, составляют коэффициент 1,64 к основной сумме ущерба. В итоге средняя выплата по ОСАГО в таких регионах, где бесчинствуют недобросовестные автоюристы, начинает расти. Компании несут убытки, федеральные игроки, имеющие беспроблемные филиалы в других регионах, переводят активность туда. Это приводит к тому, что полис ОСАГО стало трудно купить – одни свернули бизнес, другие ввели ограничения. Мы это испытали на себе: в «ЮЖУРАЛ-АСКО» пошел дополнительный поток клиентов, который даже мы не всегда могли принять.
На проблему обратило внимание государство, но эти меры больше похожи на сбивание температуры, чем на лечение. Введение Единого агента РСА (когда компания может продавать полисы ОСАГО других страховых – Прим. автора) сняло проблему доступности ОСАГО – очередей стало меньше, это заметно и по цифрам. Но поскольку причина не лечится, я считаю, что вполне может быть рецидив – проблемных регионов будет становиться все больше. Это уже происходит. Сначала их было пять, теперь уже девять. Еще чуть-чуть и вся Россия станет «токсичной». В прошлом году мы открыли филиал в Екатеринбурге, а сейчас видим сворачивание продаж ОСАГО, хотя проблем там нет. Сложности создаются искусственно.
– Алексей Аркадьевич, главная претензия автомобилистов к страховым компаниям – занижение выплат. Мол, если бы платили как положено и вовремя, никто к автоюристам бы не шел. Сейчас эта проблема актуальна?
– Большинство водителей по-прежнему мыслят штампом, что «страховые не платят». Признаю, некоторые страховщики в течение многих лет так и делали: безобразно занижали выплаты. Но в нынешних условиях это уже не актуально. Уже два года действует Единая методика оценки ущерба по ОСАГО. В том-то и дело, что клиент, обращаясь к «черному» автоюристу сегодня (конечно, если нет сознательных приписок), получает ту же сумму, которую он бы получил от страховой напрямую. Вполне вероятно, что поэтому и возросла активность этих «помощников» автоюристов в последнее время – им нужно чем-то брать клиента. «Черные» автоюристы стали рисовать квитанции о стоимости независимой экспертизы: с клиента берут тысячу рублей, а в квитанции в страховую уже 20 тысяч рублей. На этом они неплохо зарабатывают.
Сейчас готовятся поправки в закон «Об ОСАГО», которые предусматривают ремонт транспортного средства как единственный способ возмещения. Понятно, что будут исключения по территориям и по автомобилям, которые не подлежат ремонту. Нюансов пока масса, идет их активное обсуждение. Например, оговариваются сроки ремонта, кто будет нести ответственность за качество ремонта, как будет проходить процедура, куда будут направляться машины – к дилерам или нет? Если эту меру примут, «черным» автоюристам будет сложнее привлекать клиентов. Надеемся, что поправки будут приняты в осеннюю сессию Госдумы.
– РСА предлагал запретить переуступку права требования и оставить эту возможность только наследниками и страховой компании. Насколько это возможно?
– «Черные» автоюристы работают в разных формах, кто-то по доверенности, кто-то через переуступку права требования, кто-то сочетает оба варианта. Бывают ситуации, когда переуступка произошла, а мы этого даже не знаем. Но запрет, на мой взгляд, будет противоречить ГК, и, полагаю, обходные пути все равно будут найдены. Мы больше за то, чтобы содержательно решать проблемы. К примеру, большую роль сыграл обзор судебной практики Верховного суда по спорам ОСАГО, который вышел в конце июня. Стало уже чуть-чуть легче.
Наша компания всегда активно участвует в обсуждении мер, которые могут помочь восстановить рынок ОСАГО. Главная задача сегодня для компании «ЮЖУРАЛ-АСКО» – контакт с клиентами. Мы заметили: если человек пообщался с «черными» автоюристами, то с трудом общается со страховой. Конечно, лапши ему навешали к этому моменту уже достаточно. Мы выезжаем на осмотр, обзваниваем клиентов, если понимаем, что есть риск, что их перехватит недобросовестный автоюрист. А это происходит повсеместно – в первые дни после ДТП человеку в среднем звонят из 10 разных организаций с предложением уступить право требования возмещения. Информация сливается, прямо скажем, отовсюду. Ну и конечно, боремся с «черными» автоюристами на местном уровне: разъясняем клиентам, что лучше сразу вызывать аварийных комиссаров, постоянно адаптируем свои процедуры, связанные с осмотром автомобиля, со сбором документов.
По статистике РСА, в масштабе всей страны за прошлый год «черные» автоюристы вывели с рынка 10-20 млрд рублей. Это искусственно сгенерированные штрафы, неустойки, оплата расходов представителей, независимой экспертизы и пр.
– А правоохранительные органы как-то реагируют?
– В привлечении правоохранительных органов к борьбе с «черными» автоюристами есть нюанс: напрямую их работа – это не криминал, они действуют на грани закона, но состава преступления либо нет, либо есть, но в малой консистенции (фиктивность тех же справок доказать практически невозможно). Понятно, что мы сообщаем в ФНС о тех доходах, которые получает «черный» автоюрист, но не более. Мы бы хотели, чтобы правоохранительные органы больше занимались страховым мошенничеством – вот там есть где развернуться. А в решении проблемы с «черными» автоюристами требуется координация разных органов.
– Алексей Аркадьевич, если все так плохо, почему «ЮЖУРАЛ-АСКО» не бросит ОСАГО, как остальные компании?
– Наблюдая за рынком ОСАГО в других регионах, в том же Екатеринбурге и Тюмени, мы пришли к выводу, что сам по себе этот вид страхования никакой не проблемный. Проблемы – в регионе. И мы рассчитываем, что все-таки они будут решаться. Во-вторых, «ЮЖУРАЛ-АСКО» – региональная компания, наша доля на рынке автогражданки выросла с уходом страховщиков с 20 до 55%, и если мы тоже уйдем, то вполне может произойти социальный взрыв. Как в городе Кумертау в Башкорстане в прошлом месяце, когда там закрылся единственный офис страховой компании, народ вышел на улицы бастовать. Конечно, постепенно с введением Единого агента страховщики возвращаются, мы видим, что они наращивают продажи. Ситуация постепенно стабилизируется.
– И напоследок, расскажите, как действовать пошагово, чтобы не нарваться на «черных» автоюристов?
– Схема простая. Попали в ДТП – обращайтесь в свою страховую компанию по телефону. Если у нее есть услуга бесплатного аварийного комиссара, вызывайте его. А потом просто предъявите автомобиль на осмотр в страховую компанию. Дальше, если вас обидели, обращайте к автоюристам. Многие компании уже начали предлагать ремонт вместо выплаты. Мы, к примеру, не ограничиваем автомобилистов в выборе СТО для ремонта, причем не требуется доплата за износ запчастей. Плюс ко всему утрата товарной стоимости возмещается без суда. Это, кстати, тоже предусмотрено в поправках. Если машина едет на ремонт, то ничего доплачивать больше не нужно.
Фото: Фото Олега Каргаполова, АО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО»