Решение городского суда после всех доводов защиты Владимира Рыжука областной суд Зауралья оставил в силе — до 22 апреля руководитель управления останется в СИЗО. О том, что руководителя областного управления ФНС задержали в Кургане, стало известно 22 февраля 2018 года. СК России сообщал, что ровно год назад Рыжук, по версии следствия, потребовал от курганского предпринимателя Владимира Баскаля 3 миллиона рублей за снятие ареста с расчетных счетов фирмы-застройщика. Предприниматель якобы передал Рыжуку 500 тысяч рублей. Остаток «долга» он передавать не стал, так как требования к фирме о выплате пеней и штрафов суд признал незаконными.
В феврале 2018 года в отношении Рыжука возбудили дело о взяточничестве (ст. 290 УК РФ). Кроме того, с июня 2017 года расследуется еще одно дело по ст. 160 УК РФ (растрата вверенного имущества в крупном размере с использованием служебного положения).
Сегодня Владимир Рыжук участвовал в заседании по видеосвязи. Три его защитника выступали по очереди и просили отправить руководителя под домашний арест или отпустить до суда под залог в два миллиона рублей.
— Уголовное дело по ст. 160 УК РФ расследуется год, мой подзащитный участвовал в следственных действиях и не скрывался. Его вина не доказана. Его родители готовы внести два миллиона рублей в качестве залога, — заявила защитник Владимира Рыжука Ирина Колпакова.
Адвокат из Тюмени эмоционально пыталась доказать, что у обвиняемого нет оснований скрываться или давить на свидетелей: их опросили еще летом прошлого года, и за это время Рыжук даже не пытался с ними связаться.
Когда слово дали самому обвиняемому, он встал и стал громко читать с листа, не реагируя на замечания судьи. Возможно, он их просто не слышал, или слышал, но хотел максимально подробно рассказать, почему не согласен ни с мерой пресечения, ни с характеристикой, которую дала ему сторона обвинения. Владимир Рыжук перечислял фамилии сотрудников ОБЭП, которые, по его словам, оказывают на него давление и требуют дать признательные показания.
— После очной ставки со свидетелем сотрудник ОБЭП в ультимативной форме запретил следователю пускать в изолятор кого-либо, кроме него и его начальника. 23 и 24 февраля в изолятор приходили сотрудники областного ОБЭП и заставляли меня оговорить себя и признаться в том, что я не совершал. Всё это происходило без адвоката, — добавил он.
Судья снова попытался прервать его.
— Рыжук! Рыжук! Владимир Алексеевич! Мы рассматриваем вопрос о мере пресечения: обоснованно она избрана или нет, мы сейчас подробности уголовного дела не исследуем. У нас вопрос узкого характера, — сделал он замечание.
— Прошу прощения, но характеристика отрицательная... А я бы хотел обратить внимание, что в декабре 2017 года мне продлили контракт на один год. Это ли не лучшая ли характеристика моей работы как руководителя? — спросил он и обратил внимание, что его негативно охарактеризовали сотрудники налоговой, которые работали еще при предыдущем руководителе Юрии Касьяненко, а уволены были уже во время руководства Рыжука.
Рассказал обвиняемый и про взятку, которую он якобы получил от Владимира Баскаля:
— Из показаний Баскаля следует, что взятку он мне дал 22 февраля 2017 года за неприменение контрольных мероприятий в отношении его организаций, в том числе ООО «Пароблок», единственным участником которого является сам Баскаль. Оно с сентября 2015 года состоит на учете в инспекции по городу Челябинску.
Также из его показаний следует, что взятку он дал за непринятие контрольных мероприятий в отношении ИП «Баскаль», но 23 марта 2016 года арбитражный суд Курганской области запретил принудительно взыскать с него пени и налоги. Этот судебный акт, согласно показаниям Баскаля, вступил в силу 10 января 2018 года — гораздо позднее, чем было совершено предполагаемое преступление. Заявление о даче взятки Баскаль пишет спустя десять месяцев, в декабре 2017 года.
Рыжук рассказал, что его загранпаспорт хранится в секретной службе отдела кадров, и выехать из страны он не может без письменного разрешения, поэтому суд может не опасаться, что он будет скрываться. Живет обвиняемый в Тюмени с «вечера пятницы по утро понедельника», остальное время он в Кургане.
Многочисленные командировки в Тюмень, по его словам, были по службе: с октября 2014 года по соглашению УФМС и ФСБ по Курганской области он сопровождал выездную совместную проверку, в результате которой предприятие «Тюменьтел» доплатило 60 миллионов рублей налогов в бюджет Зауралья. Как сообщала пресс-служба СКР, Рыжук систематически с октября 2014-го по май 2017 года на служебном автомобиле «Тойота Хайлендер» за счет бюджета ездил в частном порядке в Тюмень, где постоянно проживает его семья. Достоверно установлено, что за это время глава УФНС ездил по маршруту Курган — Тюмень — Курган не менее 294 раз, а горюче-смазочные материалы списывал, подделывая путевые листы. Ущерб, понесенный бюджетом от этих поездок, следователи оценили более чем в 320 тысяч рублей.
После пламенной речи Рыжук спросил, в зале ли его семья.
— Если они там, посмотрите на этих людей мама — бывший работник налоговых органов, папа — бывший глава района. Старшая дочь — отличница и победительница олимпиад, младшей нет и двух лет. Моя жена — красавица. После начала травли, заказных статей, обысков, допросов мы потеряли неродившегося ребенка — жене сделали операцию по удалению замершего плода (Громко выдохнул, сделал паузу и продолжил.). Ваша честь, неужели у таких людей может быть такой сын и отец, как написано в ходатайстве? Дайте возможность находиться рядом с близкими, — закончил свою речь Рыжук. Но семьи в зале суда не было.
Прокурор был краток: он заявил, что постановление об аресте законно и обосновано, и попросил оставить его без изменения, так как оснований для отмены нет. Суд после перерыва решил согласиться с обвинением. Следующий шаг, рассказала 45.ru адвокат Рыжука Ирина Колпакова, — подача кассационной жалобы. Мы попросили защитника подвести краткий итог сегодняшнего заседания. В интервью она призналась, что решения об аресте отменяются крайне редко, а слова Рыжука о том, что к нему не пускали адвокатов, — правда:
— Меня пытались не пустить к подзащитному в нарушение всех норм. Следователь сказал: «Я вас не пущу, у меня запрет на посещение». У моего подзащитного были жалобы о том, что в СИЗО оперативные работники каждый день просят написать явку с повинной.
Вопрос у защитника возникает и к хронологии — почему история получила развитие только спустя год.
— Если Баскаль взятку передал в 2017 году, а известно это стало в 2018 году, где год был? Кроме того, 22 февраля заканчивался срок предварительного следствия по 160-й статье УК, и продолжение после года должно было согласовываться в Москве. Возможно, чтобы не согласовывать в Москве, возбудили быстро ст. 290 УК РФ, — предположила Ирина Колпакова.
Алена Кононова