Правительство Курганской области получит 82,6 миллиона рублей на жилье для детей-сирот. Их выделят по соглашению с Министерством образования и науки России, при этом областной бюджет должен будет добавить 7% от этой суммы, сообщает пресс-служба губернатора. Решит ли эта сумма проблемы всех детей-сирот, которые годами ждут квартиры, положенные им по закону?
Ранее уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Курганской области Алёна Лопатина сообщила корреспонденту 45.ru, что на 1 мая 2018 года в квартирах нуждаются 3162 ребенка-сироты, которым уже исполнилось 14.
— Из них 1862 человека — это люди, которые получили право на жилье и достигли 18-летнего возраста. 590 из них ждут квартиры по решению суда, — отмечала она в разговоре с корреспондентом.
Одна из проблем выделения жилья, по мнению специалистов, — в его отсутствии. У судебных приставов на исполнении находится 800 решений суда, по которым районы и города региона должны предоставить квартиры детям-сиротам. Несмотря на то, что жилье этой категории итак полагается по закону, выпускники детдомов идут в суд, чтобы подтвердить своё право. При этом вопрос вовсе не в этом, а в том, что не все чиновники вовремя подают заявки на жильё для детей-сирот. Основная часть документов поступает, говорят приставы, когда ребёнок достиг совершеннолетия.
— Мы хотим добиться того, чтобы любая администрация вовремя инициировала корректировку бюджета. Очень важно своевременно подать заявку — в этом решение вопроса. То, что ребенок-сирота стоит в очереди, администрация каждого района знает, и нет смысла ждать судебного решения, нужно своевременно применять меры. Но мы имеем то, что имеем, — отмечала на пресс-конференции ко Дню защиты детей и.о. руководителя УФССП России в регионе Ирина Уварова.
Процесс предоставления жилья, как правило, затягивается, и за это администрации районов штрафуют.
— С одной стороны, это законные действия, но с другой стороны — нагрузка на бюджет. Мы вынесли постановлений на 4,5 миллиона по исполнительским сборам. Эта санкция, когда должник в срок не исполнил акт, — добавляет Уварова.
Наложить штраф не на госорганы, а на конкретных людей, отвечающих за заявки на предоставление жилья, нельзя по закону — исполнителей защищает КоАП. По статье 24.5, если в бюджете не предусмотрены деньги на решение конкретных задач, то должностные лица освобождаются от ответственности за административное правонарушение.
— Даже если специалист не вовремя направил заявку, к административной ответственности его привлечь нельзя. КоАП гибкий, и это приводит к сложности в принудительном исполнении, — отмечают приставы.
Решать проблему пока удается за счет увеличения расходов областного бюджета на приобретение квартир, считают в УФССП. По решению губернатора Алексея Кокорина, в этом году сумма удвоится по сравнению с 2017 годом.
— В прошлом году на этот момент (на 1 июня. — Прим. ред.) жилье получили всего 50 детей-сирот, в этом году — уже 232 человека. Почти в 5 раз увеличилось количество предоставленных квартир, а остаток неоконченных производств снизился в полтора раза, — приводит пример Ирина Уварова.
Проблема жилья — не только в финансах. Выпускникам просто некуда идти после детского дома — после 18 лет подростка «выписывают» из детского дома. Он может встать на регистрационный учёт «по месту пребывания», поясняют в ответе на запрос 45.ru в Главном управлении соцзащиты населения Курганской области. Например, в общежитии в колледже/вузе или в квартире родственников, если они разрешат. А что делать тем, кто никуда не поступил и не смог договориться с бабушкой или тётей?
— Это очень сложный момент. В прошлом году в Катайске две сиротки стали мамами, и им негде было прописать своего младенца. Потому что регистрация – это условие получения пособий. Вместе с опекой и администрацией мы решали этот вопрос. Почти целый год продолжались разбирательства по девочке из Кургана: она без прописки в Кургане не могла встать на очередь на жильё. Хотя в законодательстве это не прописано, но требуют постоянную прописку, а её нет, — пояснила на пресс-конференции в УФССП в регионе Алёна Лопатина.
Еще один момент — сложная адаптация тех, кто всё-таки получил заветные метры жилья. Этот вопрос поднял на заседании Курганской областной думы Дмитрий Ильяков. Он рассказал, что в Частоозерье, только получив квартиры, сироты тут же продают их. Губернатор Алексей Кокорин, который присутствовал на заседании, сказал, что с собственностью каждый может делать что хочет, но отметил другую проблему. Когда детям-сиротам предоставляют новое жильё, многие из них не понимают, что нужно платить за коммунальные услуги, и попросту оказываются неприспособленными к самостоятельной жизни.
— Видимо, в тех образовательных учреждениях, где они учились, их не адаптировали к дальнейшей жизни. Ребенок вышел и не знает, что ему нужно платить за коммунальные услуги, беспокоиться о состоянии квартир. И дома быстро становятся неприглядного вида, ни одна управляющая компания не берет такой дом на обслуживание. Там 90% не платят, а это долги поставщикам тепла и электроэнергии. Над этим нужно работать. Мы приняли решение, чтобы дети не были сконцентрированы в одном доме, — развернуто ответил губернатор.
По состоянию на 7 мая 2018 года в шести детских домах, подведомственных Главному управлению, проживало 237 воспитанников в возрасте от 3 до 18 лет, а это значит, что проблему предоставления жилья решать предстоит не один год.
Алена Кононова