В Кургане за последнее время три управкомпании ушли с рынка жилищных услуг. Часть домов остается без управления. По данным ГЖИ Курганской области, таких домов в городе около сотни. Проблему необходимо решать, поскольку именно сейчас дома должны готовиться к зиме, к отопительному сезону. На вопросы 45.RU ответил глава Кургана Андрей Потапов.
— Андрей Юрьевич, в Кургане есть дома без управления. Это проблема — неубранный мусор, отсутствие текущего ремонта и прочее. Есть ли у города механизм, позволяющий взять эти дома под контроль?
— К сожалению, не все управляющие компании выполняют свои обязательства перед горожанами, поэтому покидают рынок управления домами. Горожане считают работу многих управкомпаний неэффективной. Но мне бы хотелось отметить, что обязанности есть не только у управляющих компаний. Жители домов обязаны своевременно и в полном объеме оплачивать услуги. Но это происходит далеко не всегда.
У нас есть управкомпания «Дом», мы сейчас ведем работы с ними. Они не в полном объёме выполняют свои обязательства. В частности, по вывозу мусора. За полугодие мы составили 19 протоколов, не считая протоколов ГЖИ. Сейчас они заключили договоры на вывоз ТБО, выставлены контейнерные площадки. Проблема возникла в том числе и потому, что люди не платят. Компания не может рассчитаться с возчиками, те договор разрывают и забирают контейнеры. Интересно, что жители на управкомпанию жалуются, но сейчас, когда им предлагают сменить управление, многие вновь выбирают эту же управкомпанию. У УК «Дом» в реестре 56 домов, в 30 провели собрания, примерно процентов 30–40 отказались уйти от УК. Голосование продолжается.
Понимаете, у нас у жителей есть большие задолженности за обслуживание дома. К примеру, есть дома, у которых объём долгов больше годовой оплаты. Такое ощущение, что ни один житель дома не заплатил ни рубля. И это не один и не два дома — таких домов десятки. А деньги нужны на устранение аварийных ситуаций, на подготовку к зиме. Долг перед «Курганской генерирующей компанией» у горожан более миллиарда рублей. А есть «Водный союз», СУЭНКО. Им нужно ремонтировать сети.
— Есть ли решение передать кому-то дома, оставшиеся без управления?
— Некоторые дома нам придется передавать МУП «Прометей», потому что их никто не берет, способ управления они выбрать не могут. Это убыточные дома, которые просто ложатся на МУП грузом. У МУП «Прометей» сегодня под 300 таких домов. Дома что получше разобрали управкомпании.
— Андрей Юрьевич, и в соцсетях, и в СМИ много информации о домах, которые требуют, во-первых, срочных противоаварийных мер, во-вторых, расселения. Жилфонд стареет. Как вы оцениваете эту проблему, насколько она глубока?
— В Кургане с января 2012 года по сегодняшний день 211 домов признаны аварийными. Это большое количество. Если учесть, что всего в городе 1862 многоквартирных дома, значит аварийного жилья у нас примерно 12%. В программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019–2025 годы» вошли 50 многоквартирных домов, признанных аварийными в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года. Объем финансирования этой программы — 754 миллиона рублей, из них на 2019 год приходится 90,5 миллиона рублей. Остальные дома, которые не вошли в программу, администрация Кургана сможет переселить только в случае продления программы и финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, правительства Курганской области. У нас есть ситуации, когда мы бы хотели переселить людей, но дома признаны аварийными после 1 января 2017 года.
— Нет ли у властей опасения, что в какой-то момент дома начнут требовать сноса один за другим? Хватит ли сил у Кургана с этим справиться? Как?
— Вы хотите, чтобы мы разработали программу реновации? (Улыбается.) На мой взгляд, ситуация, о которой вы говорите, не слишком реальна. Сейчас по фонду капремонта много домов ремонтируется. Ведутся кровельные работы, ремонтируются фасады, инженерные коммуникации, балконы. Сейчас много домов ремонтируется по улице Дзержинского. Там, где люди жалуются, что по дому пошли трещины, мы ставим маяки, следим, принимаем меры. Я не вижу каких-то явных предпосылок, что в ближайшие 30–40 лет всем этим домам грозит глобальное разрушение. Нам бы за это время расселить дома, уже признанные аварийными. Там люди живут в таких условиях, в которых жить нельзя.
— Что будете делать с территориями, которые остаются после сноса домов?
— Планируем рассматривать вопрос комплексно, постараемся учесть интересы горожан и совместить их с перспективами развития города в целом. Например, мы снесли дом на перекрестке улиц Куйбышева — Томина. Мы бы могли отдать землю под застройку. Но решили, что там будет сквер. В этом году мы его сделаем.
Анна Лебедева