Знание своих прав, привычка выстраивать поведение, исходя из своих правовых интересов, и готовность их отстаивать — основные элементы правовой культуры людей. Мы привыкли требовать уважения к своим правам, будто это нечто само собой разумеющееся. Но относимся ли мы сами к своему правовому статусу с должным почтением? Готовы ли в критической ситуации отстаивать свои законные интересы? Об этом и порассуждал юрист из Кургана Пётр Волосников и разрешил 45.RU опубликовать своё мнение.
Уважение своих прав
Я как-то на заре своей предпринимательской деятельности, когда еще не был акулой юридического маркетинга, как сейчас, использовал такой инструмент, как бегущая строка. И вот мой товарищ и коллега подсказал тогда идею для привлечения внимания — начать текст фразой: «Уважение к себе начинается с уважения своих прав». Похоже, он её сам придумал, потому что автора в Сети я не нашел. И ведь сработало, поток звонков был.
А фраза-то замечательная, то, чего нам всем не хватает. Вот мы жалуемся, что государство нас не уважает, что правосудия и справедливости нет, а сами-то себя и свои права уважаем?
Вот примеры.
Отец забирает ребенка из детсада, с матерью в разводе. Воспитатель ребенка не отдает, говорит: «Мать запретила». Отец грустно уходит, звонит мне и спрашивает, что делать, куда жаловаться... Да никуда, возвращаться, одевать собственного ребенка и уводить! Как такое вообще можно себе представить, чтоб чужой человек рассказывал вам — пойдут или нет с вами ваши же собственные дети?
Еще: люди развелись, супруга осталась проживать в квартире, к которой не имеет никакого отношения. Уходить не хочет, говорит: «Я здесь прописана, будешь выгонять — вызову полицию». «Что делать?» — спрашивают. Выгонять и менять замки! Право собственности, черт возьми, гораздо круче прописки! Да и вообще почти все круче прописки, перестаньте, пожалуйста, верить в ее силу. И сразу следующий вопрос: «А как выгнать, если там ее вещи?» Так это же ее вещи, не ваши, почему чужое имущество в вашей квартире должно быть вашей проблемой.
А как мы все с радостью готовы были расстаться с большинством своих прав, когда стало страшно этой весной? Помните? Те, кто за границей, пусть там остаются! Двери в подъездах заварить тем, кто на улицу ходит! Границы закрыть, никого не пускать, больных сжечь. Предприятия закрыть, не сдохнут с голоду предприниматели, у них по-любому есть деньги, а если нет — туда им и дорога. Интересно мне, не стыдно сейчас тем, кто всё это предлагал?
Так вот. Странно ждать уважения к своим правам от государства, в том числе если сами не готовы за них бороться, если при несправедливости первая реакция не дать отпор, а спросить: «А можно ли его давать?»
Согласны с автором?