В Кургане продолжают бороться со стихией. Для уборки снега этой зимой на улицы города вывели порядка 135 единиц специализированной техники и самосвалов. Также на днях стало известно о закупке подведомственным мэрии МУП «Специализированное дорожное предприятие» современного многокомпонентного реагента «Бионорд». Его планируют применять при низких температурах на улицах с интенсивным движением и опасных участках автодорог. В администрации объяснили, что приобретение противогололедного материала обусловлено нестабильными погодными условиями.
— В начале декабря 2021 года в городе прошли осадки в виде дождя, после чего последовало резкое понижение температуры. В последний месяц года — неоднократно оттепель, сопровождавшаяся снегопадами, сменялась похолоданием до -20 °С и ниже. В результате таких перепадов и обильных осадков на проезжей части и тротуарах образуется скользкость. Техническая соль, которая применяется в обслуживании улично-дорожной сети города, не предназначена для использования при температурах воздуха ниже -15 °С. Для устранения зимней скользкости и обеспечения безопасности дорожного движения было принято решение приобрести новый для города противогололедный материал «Бионорд», который применяется при температурах до -30 °С, — прокомментировали в пресс-службе мэрии.
Насколько эффективно «Бионорд» плавит лед? Станут ли дороги в областном центре чище и безопаснее? И стоит ли ждать вау-эффекта от реагента, который Курган закупил вслед за Москвой, Санкт-Петербургом и десятками других городов России? Пришло время расставить все точки над i.
- Плавит лед лучше, чем техническая соль
- Делает город чище
- Снижает аварийность на дорогах
- Безопаснее, чем соль и песок
Плавит лед лучше, чем техническая соль
С 2020 года для обработки дорог в Кургане стали использовать щебеночно-песчаную смесь и чистую техническую соль. Последняя, как известно, может плавить лед, превращая его в жидкость. Но при температуре уже -7 °С соляной раствор замерзает, а значит, с наступлением холодов этот противогололедный материал теряет эффективность.
Плавящая способность у нового для города реагента «Бионорд» — в 1,5 раза выше, чем у технической соли. Материал работает даже в ощутимый мороз — до минус 25 °С. Песок же вообще не плавит лед, его основная задача — повысить шероховатость. При этом, если использовать песок слишком мелкой фракции, может возникнуть так называемый «роликовый» эффект — по такому песку шины будут скользить еще лучше, чем по льду.
При правильном использовании гранулы «Бионорда» эффективно справляются с наледью. Современный многокомпонентный реагент создают конкретно под каждый регион с учетом особенностей климата, дорожного трафика и тонкостей эксплуатации дорог.
Сегодня «Бионорд» используют более чем в 60 городах России, именно им обрабатывают объекты федерального значения — территории Московского Кремля и Эрмитажа, федеральные трассы, мосты и аэропорты, учреждения здравоохранения и предприятия энергетического комплекса. Подобные противогололедные решения также применяют на всех высокоинтенсивных магистралях в странах с суровым климатом.
Делает город чище
От использования пескосоляной смеси в Кургане отказались больше года назад. Дело в том, что 80% такого противогололедного материала превращается в пыль, которая не делает дороги менее скользкими, а только увеличивает грязь на улицах.
— Борьба с зимней скользкостью в Кургане всегда включала в себя применение противогололедных материалов на основе технической соли, — комментируют в пресс-службе администрации. — До 2020 года на дорогах города применялись пескосоляная и щебеночно-песчаная смеси. С 2020 года пескосоляную смесь заменила чистая техническая соль. Отказ от применения пескосоляной смеси обусловлен сильным загрязнением улично-дорожной сети песком.
Полный отказ от песка позволит сделать город чище. К слову, в соседнем Екатеринбурге уже удалось сократить объем грязи на улицах на 100 000 тонн. А в Красноярске прошлой весной с улиц, где применяли многокомпонентный ПГМ, вывезли почти в семь раз меньше грязи, чем обычно.
Среди многокомпонентных противогололедных материалов наиболее эффективным считается «Бионорд». Технология применения современных многокомпонентных материалов отличается от привычного использования пескосоляной смеси. Превентивный метод — обработка дорожного полотна с использованием «Бионорда» до появления снега или заморозков в дозах не более одной столовой ложки на кв. м — считается наиболее продуктивным. Затем следует лишь оперативно смести талый снег, который растопил реагент. Это позволяет избежать появления луж и избыточной шуги (скопления рыхлого губчатого льда).
Таким образом, комплексный подход в зимнем содержании дорог включает и метеопрогнозирование, и грамотное использование реагентов, и определенное чутье дорожных служб, и оперативную работу коммунальщиков.
Снижает аварийность на дорогах
По результатам испытаний «Бионорд» сокращает тормозной путь на снегу на треть и снижает аварийность, об этом говорят официальные данные.
Обнародованная в январе этого года информация администрации Перми подтверждает снижение аварийности на дорогах краевой столицы на 26,3% за счет своевременного ремонта дорог и нового подхода к зимнему содержанию дорог — применению многокомпонентного реагента «Бионорд». Так, в 2021 году на территории краевого центра зарегистрировано 654 дорожно-транспортных происшествия, а за тот же период 2020 года — 887.
По данным ГИБДД, в зимние месяцы 2021 года зафиксировано 119 аварий, из них недостатки зимнего содержания зафиксированы лишь в 10 случаях. Таким образом, не только ремонт дорог, но и изменение подхода к уборке положительно отразились на безопасности движения.
С 2019 год администрация Перми начала постепенно менять технологию зимней уборки. Центральную часть города стали обрабатывать более эффективным многокомпонентным материалом «Бионорд», который работает при более низких температурах и позволяет лучше очищать дороги.
Безопаснее, чем соль и песок
Традиционные бюджетные противогололедные материалы не всегда справляются со своими задачами на отлично и имеют ряд недостатков. Так, за границей уже запретили использовать песок в крупных населенных пунктах. Тенденцию постепенно перенимает и Россия — в Москве, к примеру, песок под запретом с 1990 года. Более того, столица стала первым городом, полностью перешедшим на современные многокомпонентные реагенты.
Применение галита, как показала практика, может повлечь за собой убытки. В США ежегодно тратят до 5 миллиардов долларов на восстановление инфраструктуры после использования технической соли на зимней дороге. Галит среди прочего уплотняет грунт, из-за чего затрудняется водо- и воздухообмен, а недостаток кислорода и воды губителен для растений. От галита полностью отказался Казахстан, закрепив запрет на его использование в экологическом кодексе. Экологи всего мира призывают сократить применение чистого хлорида натрия для обработки дорог. В идеале — добавлять к нему другие виды солей и смягчающих добавок, которые бы выводили соли из почв.
«Бионорд» как раз относится к противогололедным материалам с многокомпонентным составом, включающим антикоррозийные и биофильные добавки, которые помогают снижать воздействие на металл и препятствуют засолению почв.
Современный реагент не только более эффективный и безопасный, но и экономичный и экологичный. Он разрабатывался при участии ведущих научно-исследовательских институтов: РосдорНИИ, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина, а также экспертов ряда сельскохозяйственных госуниверситетов. Гранулы «Бионорда» проверены на токсичность, аллергенность, степень воздействия на легкие, слизистую глаза и кожу. Он безвреден для домашних животных. «Бионорд» прошел лабораторный контроль и испытания в федеральных аккредитованных центрах гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, получил паспорт безопасности и положительное заключение государственной экологической экспертизы, что является гарантией безопасности как для человека, так и для окружающей среды.
Кстати, согласно новому стандарту требования к противогололедным материалам ужесточили: они не должны пылить, испаряться, вызывать аллергию и грязь. В стандарт введен обязательный входной контроль качества как со стороны производителя, так и со стороны заказчика, что позволяет сделать работу по зимнему содержанию дорог более безопасной и эффективной, а зиму — комфортной с минимальными затратами.