Город Здоровье мнение Панацея от всех бед или врачебное шарлатанство: как их разоблачала газета «Курганский вестник»

Панацея от всех бед или врачебное шарлатанство: как их разоблачала газета «Курганский вестник»

Заведующая музеем истории города рассказала о шарлатанах, обманывавших зауральцев 100 лет назад

Авторы рекламы ссылались на несуществующие исследования и придуманных профессоров

45.RU продолжает рубрику субботних исторических заметок о прошлом города, которое так откликается в нашем настоящем. В этот раз Татьяна Васильева, заведующая музеем истории города Кургана, рассказывает о том, как зауральцев обманывали мошенники еще сто лет назад. Одним из способов была продажа чудо-таблеток, которые, увы, оказывались пустышками.

Прошло больше ста лет, но в некоторых областях нашей жизни ничего не изменилось. Зарабатывание денег любым способом, даже путем обмана больных и немощных людей, — широко распространенное явление в наши дни. Было оно распространено и в начале прошлого века.

Газеты, особенно центральные, пестрели рекламой о чудодейственных свойствах лекарств и препаратов, которые не приносили больным никакой пользы, а иногда, наоборот, вредили здоровью.

Дабы обезопасить курганцев от подобного рода шарлатанов и их продукции, местные газеты печатали вразумительные статьи, предостерегающие их от покупки всякого рода сомнительных препаратов.

Приведем небольшие отрывки из статей про «лекарей»-шарлатанов, которые публиковались в газете «Курганский вестник» в 1913 году.

«Блестящие результаты, о которых свидетельствуют ученые всего мира»

«На глазах у всех, среди белого дня, бесцеремонно и жестоко эксплуатируется больной человек. Изо дня в день в газетах и журналах появляются широковещательные объявления о новоизобретенных лекарственных средствах и приборах, якобы излечивающих быстро и радикально наиболее тяжелые болезни, требующие для излечения или облегчения страданий заболевшего продолжительного воздействия средств научной медицины. Речь чаще всего идет об излечении чахотки, сифилиса, половой слабости, рака, запоя и прочего.

Охота на карман больного ведется умело и настойчиво. С целью воздействовать на публику авторитетом высшего медицинского учреждения, средства эти проводятся через Медицинский совет в качестве невинных полосканий для зубов, косметических препаратов, а затем уже под заголовком "С разрешения Медицинского совета" восхваляются в качестве чудесных средств против одной из вышеперечисленных болезней. Для более успешного улавливания публики объявители возвещают, что средство вышло из "лабораторий", обыкновенно никому не ведомых (лаборатория "Кальтоко", Нью-Йоркский институт знания и т. п.), к средствам пристегивают имя несуществующего профессора или доктора (профессор Маркони, Бибер, Вагнер и т. д.). Текст рекламы украшается сообщениями, что средство это выпущено в обращение "после целого ряда научных исследований", "после долговременного испытания в клиниках и больницах", хотя ни одного научного сообщения об этом средстве не имеется, ни одного испытания в клиниках с ними сделано не было».

Далее в рекламах идут отзывы «князей, врачей, фельдшеров, священников, атаманов и артистов», восторженные благодарности несуществующих пациентов, даже портреты лиц, якобы излечившихся от половой слабости или другой болезни. Стремление обосновать «научно» свои средства, обнаруживает крайнее невежество и безграмотность изобретателей, рассчитывающих на невежество и легковерие публики: здесь и рисунки чудовищных бацилл в виде скорпионов, здесь и сообщения, что данное средство превращает хрящ в мясо, что от впускания капель в глаза последние делаются чище и дальновиднее».

Пример рекламы чудо-пилюль

Но, видимо, больные жаждали исцеления любой ценой, количество людей, попавшихся на удочку шарлатанов, только увеличивалось.

«Обилие подобного рода конкурирующих между собой объявлений показывает, что улавливание публики идет успешно и игра на невежество и легковерие оправдывает расчеты предпринимателей. К сожалению, от этого страдает не только карман больного человека, но и его здоровье. Больные бросаются на эти средства, обещающие быстрое и радикальное исцеление, пропускают дорогое время для действительного лечения, и, когда разочарованные в самозваных целителях обращаются за врачебной помощью, бывает уже слишком поздно.

Чем дальше, тем характер этого обмана становится беззастенчивее. Создаются особые "популярно-медицинские" журналы, специально для рекламирования подобного рода средств, издаваемые нередко фабрикантами же новых средств: "Будьте здоровы", "Вестник здоровья", "Гербарий" и прочие, организуются лечебницы, привлекаются к этому делу даже врачи, из тех, конечно, которые продают предпринимателю свое высокое призвание и честь».

В итоге российское медицинское сообщество решило начать борьбу с лекарями-самозванцами и шарлатанами.

«Разыгравшаяся вакханалия достигла таких пределов, что дальнейшее молчание кладет пятно и на тех, кто не возвышает голоса с целью предостеречь публику от беззастенчивых эксплуататоров. Редакторы медицинских изданий в Петербурге на совещании 6 мая 1912 года решили положить начало систематической борьбе с этим злом, наносящим крупный, нередко непоправимый вред здоровью населения. Намечен ряд мер для этой цели и прежде всего — привлечение к участию в этой борьбе представителей печати, вразумление лечащейся публики путем соответственных обращений к ней и учреждению особого Общества для борьбы с лечебным шарлатанством во всех его формах и проявлениях. Начинается борьба с алчными искателями наживы за счет больного человека».

Прошло более ста лет, но особо в сознании людей ничего не поменялось. Как и прежде, они бросаются на любое, даже самое сомнительное лекарство, обрекая себя порой на еще большие страдания. Жаль, что сейчас не создаются общества, способные помешать некоторым «целителям» продавать населению «чудодейственные» препараты.

Согласны с автором, что люди до сих пор слепо верят в чудо-таблетки и волшебные исцеления?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем