В Кургане в 2023 году должны появиться новые автобусы, которые начнут наконец-то ездить по расписанию. Это станет возможным благодаря транспортной реформе, которая давно назрела. Городские власти намерены навести порядок и в работе управляющих компаний. Об этом в интервью 45.RU рассказал председатель Курганской городской думы Игорь Прозоров. Поговорили мы со спикером местного парламента и о перспективах бюджета на следующий год, и благоустройстве города.
Транспортная реформа
— Игорь Викторович, в первую очередь хотелось бы спросить про транспортную реформу, которую анонсировала городская администрация и дума с 1 января. Этот вопрос касается почти каждого жителя. На какой стадии сейчас подготовка к реформе, ведь до Нового года чуть больше месяца? Почему не запускают новые аукционы, перевозчики ведь уже ждут?
— Да, у нас с 1 января запускается транспортная реформа и будет введена новая маршрутная сеть. Проведено серьезное исследование научно-исследовательским институтом того, как должны ехать автобусы, какими они должны быть, какой график перевозки, в какое время наибольшее скопление людей, работающих на промышленных предприятиях. По результатам этого исследования строились графики, учитывался беспересадочный коэффициент, протяженность маршрута и просчитывался тариф (мы заходим на регулируемый тариф).
Раньше люди постоянно жаловались на то, что перевозчики самостоятельно поднимали цены, а мы ничего не могли сделать.
«Сейчас тариф будет прописан в контракте с перевозчиком. Уже определили, что это будет 30 рублей на всех маршрутах»
Контракты будут разыгрывать именно с условием тарифа в 30 рублей и условием соблюдения графика. Также будет обязательное условие — обновление подвижного состава. У нас будут автобусы малого, среднего и большого классов. Соответственно, у одних будет срок эксплуатации семь лет, у других — одиннадцать лет. По истечении этих сроков они должны будут обновляться.
В зависимости от класса автобуса перевозчик должен будет обновлять транспорт, то есть старых ржавых автобусов, которые мы, к сожалению, пока иногда наблюдаем на улицах, у нас не будет. К июню у нас уже произойдет обновление 30% подвижного состава.
— А будут ли предусмотрены субсидии перевозчикам из бюджета города? Председатель Союза транспортных организаций Курганской области Игорь Кимаковский ранее отмечал, что невозможно обновить подвижной состав без доплат перевозчикам?
— У нас будет определена цена контракта. По сути, это и будет субсидия. Если они согласны на контракт, то они пассажиров возят по 30 рублей, а взамен получают определенную сумму по контракту.
Окончательная сумма, которую выделят на контракты из местного бюджета, будет известна после завершения конкурсных процедур. Также у нас останется субсидия на проезд для льготных категорий граждан. Мы здесь ничего не меняем, всё останется так же.
Не будет такого, как некоторые считают, если у них тариф — 38 рублей, то мы им должны заплатить разницу в 8 рублей. Мы говорим, что разыгрываем маршрут стоимостью в 30 рублей за поездку. Хотите участвовать — участвуйте. Не хотите — участвовать будут другие. Мы не разыгрываем маршрут стоимостью 30 рублей для населения и плюсом 8 рублей из бюджета. Нет, 30 рублей — это окончательная стоимость.
— Нет ли опасений, что никто не заявится?
— Перевозчики согласятся. Они понимают, что, если они не заявятся, на их место придут другие. Пассажирские перевозки — это прибыльный бизнес, несмотря на то, что некоторые говорят, что работают себе в убыток, но при этом с маршрута никто не уходит. Если им было бы невыгодно работать, они бы уже не работали. Но ни один перевозчик не ушел, все работают. Однако, когда сейчас, в рамках новой транспортной реформы, потребовалось сделать капитальные вложения в обновление транспорта, не все к этому оказались готовы. Несколько перевозчиков уйдут с рынка, но их места займут более крупные.
«Даже если перевозчиков станет в два раза меньше, ничего в худшую сторону не изменится. Они просто будут крупнее»
— Сколько может уйти перевозчиков?
— Я думаю, что не больше 3–4 перевозчиков. Кто-то из них будет ездить еще по старым маршрутам. Они не хотят заявляться на новые маршруты и обновлять состав. Скорей всего, они уйдут из этого бизнеса. Остальные при встрече с нами согласились на работу в новых условиях.
— Ранее в администрации города говорили, что аукционы объявят в ноябре. Сроки изменились?
— Контракты уже объявлены.
— Мы видели постановление администрации города, в котором зафиксированы требования к внешнему виду автобусов и форменной одежде экипажей. Почему именно зеленый цвет стал основным?
— У нас есть бело-зеленый флаг города. И цвет нашего транспорта с ним сейчас совпадет. Мне кажется, вполне логично.
Все, кто зайдут на новые маршруты, будут работать примерно в одинаковой одежде. Кондукторы, водители будут одеты в униформу. Всё будет опрятно, красиво. Мы это скоро увидим. К сожалению, у нас не все перевозчики, как я говорил выше, будут участвовать в этой новой схеме. И останутся перевозчики, которые будут ездить по старым свидетельствам, старым маршрутам и станут вносить такую определенную сумятицу в происходящее и путаницу в рынок транспортных перевозок. Но я думаю, что они сами уйдут с рынка. Ведь на старую схему накладываются новые маршруты, по которым будут ездить новые бело-зеленые автобусы, и люди будут знать, что они на них смогут доехать за 30 рублей в комфортных условиях. Новые автобусы будут двигаться в графике, и люди к ним привыкнут.
— Я знаю, что жители присылали много обращений в администрацию и думу по новым маршрутам. Мнение населения учитывали?
— Мы принимали такие обращения и направляли их в транспортное управление. Затем вместе с депутатами все обращения прорабатывали. Но не все замечания можно учесть. У нас есть тариф в 30 рублей, и он просчитан на определенную протяженность маршрута. Если мы добавим, к примеру, еще 800 метров к маршруту, а ездить будут там всего 20 человек, то перевозчики точно не заявятся на такие маршруты. И мы тогда действительно рискуем остаться без перевозчиков на данном маршруте. Эти дополнительные 800 метров погубят экономику всего маршрута. Тут очень тонкая грань. Поэтому сейчас мы запустим транспортную реформу в том формате, в каком есть. Нам очень важно ее сейчас не сорвать. Начнем работать, а потом посмотрим, как всё это пойдет, какая будет у нас реакция от населения. И, если где-то будут острые моменты, мы их, безусловно, скорректируем. Но опыт надо наработать.
— Больше всего, по-моему, жалоб было от жителей микрорайона Утяк на маршрут № 42, который просили продлить до вокзала?
— Да, от них больше всего поступило обращений, некоторые были коллективными. Мы несколько раз обсуждали их. Некоторым жителям придется делать пересадку, чтобы доехать до вокзала. Но когда мы разобрались, людей, кого действительно это коснется, на самом деле немного. Я думаю, что появятся какие-то бонусные программы для пассажиров, но пока об этом преждевременно говорить.
Управляющие компании и питание в школах
— Еще одна острая проблема, которая волнует горожан, — это работа управляющих компаний. К вам, наверное, тоже много жалоб поступает от жителей?
— На работу управляющих компаний поступает огромное количество жалоб. Особенно в последнее время, когда мы очень плотно работаем по таким обращениям. В городе 50 управляющих компаний, но проблема в том, что нет должного уровня коммуникации между населением и УК. Люди думают, что УК — это подразделение муниципальной власти, это не так. И очень тяжело объяснять людям, что они сами приняли решение, что домом будет управлять эта управляющая компания.
«Вы сами принимаете решение о тарифе. То есть фактически это организация, которую вы нанимаете работать на вас»
Вы принимаете решение, на что будут потрачены денежные средства, которые вы заплатили управляющей компании. Вы принимаете решение о том, чтобы управляющую компанию сменить, если она вас не устраивает. Но население не понимает, или не хочет понимать, или не может организоваться для смены управляющей компании.
Мы сталкиваемся со случаями, когда управляющие компании берут на работу людей, которые фактически работу не осуществляют, таким образом организации увеличивают фонд оплаты труда для управленческого персонала.
Мы сталкиваемся с тем, что в УК управляют пятью домами, но у них директор, заместитель директора, бухгалтер, заместитель бухгалтера, казначей, помощник, советники.
«Они содержат огромное количество управленческого персонала на деньги жильцов!»
Персонал получает заработную плату, неизвестно, как этот персонал работает и есть ли какой-то эффект от работы... Вместо того чтобы взять больше дворников, слесарей, сантехников или скопить деньги и отремонтировать кровли, сделать дворы, деньги граждан расходуют на зарплату управленческого персонала. Это, безусловно, неправильно, но это законно. Соответственно, люди сами должны определять, какая будет управляющая компания, как она будет работать и как она будет расходовать их средства.
Сейчас мы изучаем опыт регионов, где есть положительная практика по взаимодействию муниципальных органов власти с управляющими компаниями, и собираемся подготовить свои предложения по улучшению ситуации в Кургане. Скоро мы их представим.
— А как быть с МУП «Прометей». Это муниципальная компания, на нее нашей редакции жалуются больше всего. Поднимали ли депутаты вопрос о качестве работы этой УК и ее руководства? Или всё снова упирается в финансирование, ведь у «Прометея», как правило, дома-отказники или, так скажем, проблемные?
— Действительно, МУП «Прометей» берет на обслуживание те дома, от которых отказались другие компании. Это все общежития, очень разрушенный жилой фонд. И собираемость денег у них самая низкая из всех. Мы этот вопрос тоже сейчас прорабатываем. Возможно, сделаем ставку на другую муниципальную компанию. Но это в перспективе.
— Еще один вопрос, который волнует многих, — качество питания в школах. Депутаты держат на контроле этот вопрос?
— Проблема существует, и решить ее не так просто. Здесь вопросы финансирования, логистики, поставщиков. У нас есть МУП «Комбинат питания», которое вроде бы охватывает все школы города, но в то же время где-то в школьных столовых разогревают обеды, а где-то готовят самостоятельно.
Проблема школьного питания решается, но не так быстро. В школах, где сейчас проводят капремонты, уделяется внимание модернизации пищеблоков, там становится значительно лучше.
В тех школах, которые еще стоят в очереди на модернизацию, переоборудование, переоснащение, бывают проблемы. Но всё в раз не сделать.
Но тем не менее основную функцию по обеспечению детей сбалансированным горячим питанием мы выполняем. И над качеством продолжаем работать. Когда есть возможность, увеличиваем стоимость питания.
— В Кургане, как и по всей стране, завершилась частичная мобилизация. Помогают ли как-то депутаты мобилизованным?
— Мы стараемся помочь мобилизованным финансово. Депутаты закупали медикаменты, сейчас амуницию покупаем. В ближайшее время планируем им передать. В стороне не остались. Участвуем, помогаем как можем. Переживаем за них.
Бюджет Кургана и наказы избирателей
— Игорь Викторович, я знаю, что в гордуму на днях поступил проект бюджета на 2023 год и депутаты скоро приступят к его рассмотрению. Могли бы нам рассказать, каким будет бюджет, какие запланированы доходы и расходы?
— Мы закладываем сначала в бюджет основные показатели. По цифрам на следующий год это 7,5 миллиарда рублей доходов и 7,7 миллиарда рублей расходов. Но мы на протяжении последних 3 лет принимаем бюджет изначально по цифрам ниже, чем получается в итоге. Например, в 2020 году мы принимали бюджет, в котором предусмотрели доходы в размере 6,4 миллиарда рублей и расходы — 6,7 миллиарда рублей, а исполнили бюджет такими результатами: 10,5 миллиарда рублей — доходы и 10,7 миллиарда рублей — расходы.
За счет чего это происходит? Благодаря губернатору муниципальным образованиям, в том числе Кургану, выделяются финансовые средства на реализацию различных проектов. Таким образом, на протяжении бюджетного года мы получаем достаточно большое количество денег из бюджетов вышестоящих уровней, которые мы в ноябре-декабре месяце на год вперед предположить пока не можем. В течение года у нас в бюджет вносят корректировки.
«В этом году мы вносили изменения в бюджет 9 раз! Невозможно запланировать всё то, что будет реализовано»
Скоро у нас начнутся публичные слушания, то есть общественные обсуждения по бюджету, и граждане смогут внести свои предложения в бюджет 2023 года и плановый период 2024–2025 годов. Мы предложения от жителей собираем каждый год, и это не наказы от избирателей, а именно предложения в бюджет Кургана. Часть из них находит отражение либо в текущем финансовом году, либо в последующие годы. До конца декабря бюджет будет принят на заседании думы. Он будет социально ориентированный. У нас 90% бюджета — это средства на реализацию 31 муниципальной программы.
— Сокращения нет ни по каким статьям?
— В бюджете у нас по всем базовым показателям на 10% средств заложено больше, чем в предыдущем году. В рамках инфляции рост предусматривается.
— Вы сказали, что жители тоже высказывают предложения в бюджет. А какие это предложения? Просят отремонтировать что-то?
— Если люди пришли на публичные слушания и вынесли какой-то вопрос публично, значит, уже наболело. Обычно это дороги, места общего пользования, тротуары. До 2020-го, ковидного года у нас публичные слушания проходили в очном формате. Затем их стали проводить в заочном формате. Жители направляют предложения в письменной форме. Созданная рабочая группа предложения обобщает, а затем собираемся уже совместно с администрацией и пытаемся найти какой-то баланс между возможностями бюджета и пожеланиями граждан. И уже вот после того, как мы приходим к единому знаменателю, мы принимаем бюджет.
— В этом году тоже заочно проведете?
— Раньше публичные слушания проводила дума, сейчас по законодательству проводит администрация города. В этом году форма публичных слушаний будет заочной.
— А депутатам удается внести свои какие-то предложения в бюджет?
— Депутаты тесно работают с руководителями департаментов администрации в течение всего года, с главой города. И какие инициативы депутатов реально реализовать, то это в рабочем порядке находит свое отражение в бюджете.
— У каждого депутата есть наказы от избирателей. Как удается добиться выделения средств на решение проблем людей? Есть ли лимит на количество обращений (мы слышали о двух на депутата), которые обязательно примет к рассмотрению и исполнит администрация?
— Лимита такого нет. На протяжении многих лет мы пытались найти оптимальную схему по реализации наказов избирателей через депутатов. Был период, когда выделяли определенную сумму на выполнение наказов, но мы стали уходить от этого. Кому-то нужна дорога на территории округа, кому-то нужно крышу в школе отремонтировать. Но дорога — это десятки миллионов, а крыша — в десятки раз меньше. От количества наказов тоже ушли по этой же причине.
В этом году мы приняли впервые новую систему по работе с обращениями и наказами: сейчас депутат сдает в аппарат думы предложения, какие он получил от населения, мы анализируем эти предложения, смотрим, что может быть реализовано, а что — нет. После этого я как председатель думы провожу консультации со всеми директорами департаментов и с главой города по запросам и по этим предложениям получаю ответ.
Если мы получаем отрицательные ответы с обоснованием, почему это не может быть сделано, мы доводим эту информацию до депутата. Если ответ положительный, то депутат встречается с руководителями департаментов и утверждает перечень наказов. Бывает, что администрация информирует депутатов, что будет на территории округа проводиться какой-либо ремонт, депутат может провести встречу с населением, узнать их мнение по этому поводу, а затем включить это предложение в список наказов на текущий год.
— Много ли таких наказов в списке?
— От 50 до 100 наказов избирателей ежегодно у нас выполняется.
— Когда наказы от избирателей депутаты отправляют в администрацию?
— Летом — осенью до формирования бюджета.
— К вам как к председателю городской думы, наверное, больше всего избиратели обращаются? Удается ли решить все вопросы?
— Возможно, ко мне как к председателю чаще обращаются. Каждый вопрос мы пытаемся разбирать, но, конечно, есть огромное количество вопросов, которые мы решить не можем. Они либо не по компетенции, либо не по полномочиям, либо они финансово не решаемы. Но мы стараемся помочь.
Если посмотреть в целом, например, на мой округ и взять фотографии, которые были у меня на момент, когда я избирался впервые, и то, каким стал сейчас округ: фактически по всему округу сделаны дороги, дворов неотремонтированных почти не осталось, округ полностью освещен.
По бродячим животным было огромное количество обращений. Сейчас этой проблемы тоже не стало или она не настолько велика, но жалоб практически нет. В округе обустроили шесть общественных пространств. Решили кардинально вопрос по несанкционированным свалкам в Рябково. В конце улицы Перова, например, была огромная свалка. Ее уже давно нет.
Сейчас у меня округ стал больше: если раньше была только правая часть Рябкова, то сейчас у меня правая часть Рябкова через улицу Омскую, переходящая на Восточный. И еще большая часть Восточного. Раньше у нас было 11 000 избирателей на округ, сейчас — 22 000 избирателей, поэтому территориально округ увеличился более чем в два раза.
— А как решили вопрос со свалками? Поставили контейнеры?
— Не только контейнеры. Увеличили административную ответственность за незаконный сброс мусора, а территории, которые были завалены мусором, расчистили и затем стали формировать земельные участки и их продавать. Люди стали эти земельные участки покупать и строить дома. После того как эти земли в оборот были введены, построены дома, никто больше мусор выбрасывать не стал.
По программе «Переселение из ветхого и аварийного жилья» смогли расселить часть людей, которые жили на улице Добролюбова, в Библиотечном переулке. Старые здания, которые использовались наркоманами в качестве притонов, снесли. На этих земельных участках тоже построены дома. Сейчас там есть дорога, освещение, люди живут спокойно.
— Расскажите, какие еще предстоят изменения в городе в плане благоустройства?
— Благодаря тому что огромное внимание городу уделяет губернатор Курганской области, Курган за три года преобразился значительно. И люди, которые не были в Кургане несколько лет, сейчас приезжают и удивляются. В городе стало приятно гулять, посмотрите, как изменились Горсад, ЦПКиО. Это уже объекты совершенно иного качества, нежели было буквально несколько лет назад.
У нас привели в порядок огромное количество дворов, больше 200 точно, общественных территорий, дорог, объектов соцкультбыта, школ, детских садов, а также путепроводов и коммунальных сетей. Сейчас большие темпы строительства, ремонтов. Да, у нас летом перекрывают дороги, центральные магистрали, но делают это для капитального ремонта. Тюмень тоже лет 10–15 назад стояла в пробках.
«Мы идем с отставанием от наших более экономически благополучных соседей, но тем не менее у нас огромными темпами наводится порядок»
Сейчас строят в городе парк в 4-м микрорайоне, дорогу по улице Федота Елисеева в Заозерном, которая соединит 7-й микрорайон с 16-м. Коммунальные сети меняют на К. Мяготина. Будут делать продолжение дороги по улице Бурова-Петрова. Транспортных развязок стали строить больше.
— Каким будет следующий год для вас и для города?
— Я чудес не жду, понимаю, с какими внешними угрозами и внешним экономическим натиском сталкивается страна. Поэтому наша основная задача — не потерять тот уровень, который был достигнут за последнее время, и в 2023 году на нем удержаться. Я считаю, что это задача минимум и с ней необходимо справиться.