В последний день марта в Кургане открыли памятник скорой помощи. Он установлен на территории БСМП, со стороны улицы Кирова. Многие курганцы в соцсетях раскритиковали его установку, считая, что на него, возможно, потратили много денег. Другим идея показалось странной, но большинству всё же советская машина понравилась. Корреспондент 45.RU нашел человека, который занимался реставрацией ретроавтомобиля, и расспросил его о том, в каком состоянии был автомобиль. Эксклюзивные подробности читайте в нашем материале.
— Она долгое время стояла под открытым небом. Была вся мятая, грязная, фары все были выбиты, без слез на нее не взглянешь, — начинает свой рассказ о процессе восстановления автомобиля курганец Иван Жилин.
Именно Иван Жилин придал старой машине ГАЗ-22Д законченный забытый когда-то облик советской скорой помощи. В работу мастеру она досталась в плохом состоянии и темно-синем цвете, в который она была, видимо, перекрашена позже. До этого в течение 14 лет, с 1964-го по 1978 год, в этой машине перевозили курганских пациентов в больницу скорой медицинской помощи. После списания автомобиль выкупил один из врачей, у которого она долго хранилась. Его родственники передали машину больнице. Посмотрите на фото, как автомобиль выглядел до реставрации.
На открытии памятника скорой помощи Иван Жилин скромно простоял в стороне, но, по его словам, был горд за свою работу. Спустя несколько недель после долгих поисков и обращений к читателям 45.RU в соцсетях мы нашли телефон Ивана и поговорили с ним о ретроавтомобиле. Всю работу по восстановлению облика машины ему пришлось проделать буквально за два месяца.
— Я занимаюсь ремонтом автомобилей, покрасочными работами. Мне предложили подъехать посмотреть автомобиль, но не сказали, что за машина. Я приехал и увидел раритетный автомобиль! Был в шоке! Мне сказали, что нужно сделать всё к марту. Это было в начале января, в середине месяца я приступил к работе. Автомобилем это сложно было назвать. Капот был мятый, крыло мятое. Все диваны внутри сгнили. Всё из салона пришлось убрать и выбросить,— вспоминает о начале трудов Иван.
По словам Ивана, автомобиль сначала начал реставрировать мастер Василий Благинин. Он провел сложные, основные подготовительные работы. На них ушло несколько месяцев, но продолжить работу по здоровью не смог, и тогда организаторы пригласили Ивана. Для восстановления машины Ивану и его коллегам, принимавшим участие в реставрации автомобиля, срочно пришлось искать оригинальные советские запчасти: оба крыла, фары, фонарь, который установлен на крышу автомобиля, колеса.
— В поиске запчастей и реставрации принимало участие много людей, нам помогали несколько руководителей заводов безвозмездно. Левое крыло и колеса нашли в Челябинской области. Резина родная на дисках — советская, в очень хорошем состоянии пришла, но диски были ржавые, их восстановили. Верхний фонарь нашли в Москве, но он пришел черный и пришлось его в белый перекрашивать. Значок с эмблемой нашли, но его прислали нам в последний момент. По всей России искали детали, но успели всё сделать за два месяца, — рассказывает Иван.
Мятый капот, вспоминает мастер, тоже нуждался в замене, но найти его было нереально — пришлось восстанавливать своими силами и потратить на это три дня. Радиаторную решетку тоже выпрямлял сам Иван. Некоторые хромированные детали, в том числе ручки машины, вспоминает мастер, ему помогли восстановить на одном из заводов Кургана. Стекла на автомобиле почти все родные, только заменено одно из них.
Сейчас автомобиль, установленный на постаменте, не на ходу. Но такой задачи, говорит Иван, перед ним и не стояло.
— Подвеска стоит родная. Двери открываются. Номер заменили. Внутри панель осталась, рулевая колонка, педали, убрали только все кресла. Старую краску всю счистил, потом покрасил. Цвет такой интересный получился! Когда выкатили ее из темного бокса на улицу, то сам удивился красивому цвету. Особенно в солнечную погоду смотрится красиво. Сроки были короткие, я недочеты вижу, если было бы времени больше, то можно было сделать и лучше, — поделился с нами итогами работы Иван.
На восстановление автомобиля потратили не так много денег, говорит Иван, чтобы курганцам возмущаться. Помощь оказывали благотворители. Комментарии горожан, который они оставляли после открытия памятника, его немного расстроили.
— Я каждый день работаю с теми автомобилями, которые ездят у нас по дорогам, а такой автомобиль делал в первый раз. Мне был интересен сам процесс реставрации автомобиля, результатом я доволен. Я считаю, что у нас замечательно получилось. Памятник такому советскому автомобилю обязательно нужен хотя бы для детей, чтобы они знали, какие машины раньше были, — подытожил Иван, добавив, что с радостью бы еще поучаствовал в восстановлении подобной машины.
Автомобиль ГАЗ-22Д выпускался на Горьковском автозаводе. В народе его называли «Волга», «Волжанка». Буква Д означала, что это санитарный автомобиль, выпущенный специально для больниц. Судя по записи на постаменте, выпущена машина была в 1964 году и в этот же год попала в Курганскую БСМП.
Автомобиль был мощный и вместительный, проходимый, имел пять дверей и был разделен внутри перегородкой. Два передних места были для водителя и врача, а заднее помещение — для больного на носилках или санитаров. Автомобиль ГАЗ-22 считался универсалом, но он был недоступен для народа, в отличие от обычной «Волги». В основном эту машину распределяли между госорганизациями, в том числе поставляли в больницы скорой медицинской помощи, таксопарки. Автомобили, которые списывали после изрядной эксплуатации, разрешали выкупать работникам организаций, где они использовались.
А вам понравилась работа мастера? Напишите в комментариях!